Политическая культура как главный элемент социальных процессов

Политическая культура одна из главных составляющих элементов параметра идентичности человека. Являя собой постепенный сложный многогранный набор ценностей, веровании и норм политическая культура стала важным элементов функционирования государственного устройства страны. Культура в понимании ценности определяет тип мышления его восприятие окружающего мира, определяет его поведенческий тип.
Политика и культура два различных типа восприятия человеком общественных процессов в обществе. Политическая культура как правило формируется в процессе переплетения различных ценностных ориентации и способов политического участия граждан. Политическая культура это учет национальных традиции, обычаев, способ признания человеком своей роли , это форма общения элиты и электората .
Казахстан прошел сложный путь социально-политического , духовно- исторического развития. В своем развитии Казахстан представляет себя как как поликультурная страна характеризующаяся этносоциональным, конфессиональным, региональным и другими формами плюрализма.
Полиэтничность этносоциальной структуры требует внимания на процессы мультикультурализации, на учет разнообразных этносоциальных, религиозных и других установок . Требует глубокого изучения общественных процессов в этот сложный переходный период своего развития.
Как мы видим из важных особенностей казахстанского общества является многообразие этнических культур, которое непосредственным образом сказалось на национальном сознании казахстанцев, их мировоззрении ценностно-нормативных установках и в целом на политической культуре.
Главным приоритетом в понимании развития политической культуры следует обратить внимание на изучение ценностных установок граждан, и важно понять изучения не только в научном плане, но и с точки зрения государственных интересов. Основным посылом может служить восприятие установок как менталитет народа, ценностную идентификацию, межнациональное согласие, политическую и духовную культуру. Для дальнейшего развития политической культуры у граждан, необходимо всесторонне внедрять в жизнь ценности демократии, принципы толерантности, плюрализма мнении. И самой главной особенностью опираться не на западные модели, а на сугубо внутреннею национальную специфику политической культуры. Исходить из особенностей национальной реальности. Воспроизводить многообразные культурные артефакты в дальнейшей ее реализации в общественно- социальной жизни граждан. Сложная дифференциация в межгрупповых отношениях будет по своему заглаживаться в процессах культурной ассимиляции и самое главное социально- политическом просвещении.
В казахстанском культурно- политическом пространстве соприкасаются две модели две ментальности; западная и восточная . Западная модель культуры определяется динамическим активистким типом с присущей ей крайний индивидуализм и восточный тип ментальности имеющей более традиционалисткий вид культуры, определяемый на созерцательное отношение к миру. Казахстан характеризуется составляющими элементы восточного и западного типа цивилизации- это коллективизм. В связи с этим можно констатировать, что на формирование политической культуры неоспоримую роль играет менталитет.
Развитие многочисленных процессов на протяжении всей истории в Казахстане показывает то, данные общемировые закономерности имели свою специфику. Это переплетение кочевой цивилизации, оседлого земледелия, особый тип торговли. Особенности территориального расселения казахов их геополитическое положение, природно-климатические условия , тип хозяйствования привели к формированию особого типа государственной власти — степной демократии.
Сегодняшний менталитет современного общества выводится из кочевого образа жизни. Как определяет отечественный философ Н.Амрекулов «отсутствие традиций земледельческого производства, неприспособленность к приедпринимательским формам жизнедеятельности породили эволюционную, консервативную, инерционную направленность мышления, так называемый «посткочевой менталитет».
На нынешнем этапе в эволюции политической системы Казахстан сложились особые черты корпоративности которые оказывают непосредственное влияние на политические процессы в стране на влияние поведения людей в обществе. Укоренившаяся корпоративность как мы видим приобрели скрытый политический характер. Стали постепенно влиять на рекрутирование элит и политические процессы в целом.
Смотря в целом на общую картину социально -политических преобразовании в стране можно определить как степень характера ценносто-нормативных установок, наличие различных стереотипов. Именно общечеловеческие гуманные принципы, принципы открытости власти к гражданскому обществу которые будут по своему способствовать совершенствованию демократизации общества. Сегодняшние современные казахстанцы отдают предпочтение традиционным общечеловеческим, не политическим ценностям. Трансформация мышления в социуме, коллективное сознание социальных групп следует воспринимать как закономерное явление любого общества.
Общая постсоветская патриархально-подданическая политическая культура с ее характерными для нее аполитичностью и низкой компетентностью граждан сменилась на осознанный тип мышления каждого индивида в обществе. Его в целом полная индивидуальность и ответственность в принятии политических процессов в стране. Ожидаемый характер политического поведения граждан — это менталитет компромисса. Компромисса политических групп и групп влияния в обществе. Именно формирование политической культуры граждан позволит избежать элементов социальных аномии в обществе и потрясений в политико-правовых отношениях социальных групп в стране.
На данном этапе сложилась основа для образования механизма саморегуляции общества, формирование обратной связи государства и общества. Формирование политической активности самих граждан в решении социально- экономических проблем. Нынешнее послание направленон устранение барьеров диалога власти и гражданского общества в целом отражают степень демократизации политических процессов. Политическая культура гражданского общества, совершенствование рычагов власти, повышению уровня благосостояния граждан, вот те условия и приоритеты в жизнедеятельности государственной власти.
Последние поправки в Конституцию страны позволяют говорить новых принципах формирования политической культуры. Демонополизация власти и экономики вот краеугольное принципы изменения государственной власти. Его дальнейшая трансформация в обществе направленная на ускоренный рывок во всех сферах общественной жизни плюрализм мнении, открытость и толерантность во всех сферах общественной жизни . Тем самым видим, что культура политического диалога гражданского общества и власти, укрепление законов и либерализация экономических отношении во всех сферах общественной жизни основные приоритеты жизнедеятельности государства и гражданского общества.
Конфликтные противоречия между властью и народом могут нивелироваться только созданием механизма контроля со стороны общества. Развитие партийной системы которая будет обеспечивать представительство интересов всех слоев населения, честные выборы и прозрачные выборы- единственный путь эволюционного социально- политического развития общества. Не имеющая в политической культуре укоренившихся традиций правовых и ценностно-нормативных ограничений и самограничений политической власти должна всецело противостоять чрезмерному административному воздействию властных институтов на социум через конструктивную оппозицию руководствующаяся законом.
Основным способом решения проблем и конфликтов в стране является создание развитой системы партийного представительства экономических и социально-политических интересов различных страт казахстанского социума.
Как отмечают отечественные исследователи «В будущем представляется целесообразным конституционно закрепить базовые положения, которые позволили бы определить роль всех политических партий в общественно-политической жизни страны»
Как отметил глава государства Касым-Жомарт Токаев « Мы формируем новую политическую культуру. Разные взгляды, но единый народ».

Жаскалиев.А