Без справедливости нет ни веры, ни человечности.
Абай
Не так давно в эфире ток-шоу «60 минут» (общественно-политическое пропагандистское ток-шоу, выходящее на телеканале «Россия-1») заместитель Председателя Государственной думы Российской Федерации Петр Толстой предложил отказаться от термина «россияне» по отношению к народам России и назвать их русскими. Со свойственной ему непомерно самоуверенной, напористой манере и саркастической по содержанию суждениях, он выпалил следующие чрезмерно вольно трактуемые перлы:
«Мы сами виноваты в том, что появился такой термин «россияне». Когда нужно было, значит, Ельцину какое-то слово, чтобы не обидеть татар (или я не знаю, кого он там не хотел обидеть), услужливый Бурбулис предложил ему из словаря Даля вот это слово «россияне». И с тех пор мы, русские люди, у себя в России продолжаем произносить это абсолютно невнятное прилагательное. Обратите внимание, все те, кто хочет высказаться каким-то образом против русских и РФ, а именно украинцы, отдельные националисты в Казахстане (не надо искать недругов там, где их вовсе нет — примечание автора — Н.С.), в других странах бывшего СССР, они употребляют именно слово «россияне», а не «русские». Они не говорят: «Русские наступают», они говорят: «Россияне наступают». Они создают в своих странах музеи памяти, где вся ответственность за то, что они научились вообще держать вилку и нож, возлагается на россиян. Поэтому мы сами, когда употребляем слово «россияне», мы накидываем мяч тем, кто Россию ненавидит. У нас многонациональная страна. У нас есть граждане России. И, безусловно, наши братья аварцы, чеченцы, татары, башкиры – все русские. Потому что они в России живут! И они неспроста живут в России, исторически так сложилось. Не для того Иван Грозный брал Казань, чтобы мы сейчас начали говорить вдруг «россияне».
Негоже важному государственному политическому деятелю столь высокого ранга, в столь непростое время для России, раздувать пламя национального раздора не только в собственной стране, но и в соседних государствах. Любому человеку, с праведными принципами и заинтересованным отношением ко всему происходящему вокруг, и в целом в мире, невыносимо равнодушно и безучастно пройти, зажав глаза и уши, мимо всего сказанного П.Толстым. Где его масштабное политическое видение и элементарная ответственность «государственного мужа» за каждое публично высказанное слово в наше тревожное для всех времена?! А ведь миллионы граждан в собственной стране, и миллиарды людей в других странах, с тревожным волнением следят за происходящим в России. Сейчас каждому ясно, что до ядерного апокалипсиса всего пол шага.
Если в Казахстане не только «отдельные националисты» (я могу ответственно заявить, что в сущности нет ни одного казаха националиста, но, если некоторые личности казахской национальности иной раз требуют не оскорблять их национальные чувства, не чинить им препятствия за святое право говорить на родном языке — это нельзя принимать за национализм), но и любой человек произносит слово «россияне», то это вовсе не означает оскорбление русского народа или других народов, проживающих в РФ. Подобное ни в коем случае нельзя воспринимать за враждебность, так как слово «россияне, россиянин» не досужие придумки недругов, а всенародно принятые, общеупотребимые в России слова. Кроме того, П.Толстой считает, что слово «россияне» прилагательное, но любому школьнику известно, что слово «россияне» существительное (РОССИЯНИН, -а, мн. –яне, -ян, м. То же, что русский. С.И.Ожегов. Словарь русского языка. Москва-1973, стр.631).
По поводу того, что «вся ответственность за то, что они (скорее всего П.Толстой имеет в виду инородцев и басурман — примечание автора-Н.С.) научились вообще держать вилку и нож, возлагается на россиян» крайне некорректно и оскорбительно. Весьма курьезно, что вековые российские колониальные захваты чужих земель и порабощение сотен народов, представлять как благоденствие для них. Такое явление называется культуртрегерством. Любому человеку, хоть немного знакомому с историей развития Россий и других заморских цивилизации, ясно, что только не П.Толстому и другим шовинистам высокомерно и язвительно смеяться над другими народами. Так, когда же сами русские научились «держать вилку и нож»? По историческим меркам не так давно. В 1697 году Петр I инкогнито отправился с «Великим посольством» по странам Европы. Он посетил Германию, Голландию, Англию, Австрию. Общался с представителями различных слоев. При этом ставил себе главной целью учиться всему передовому. Больше всего его интересовало судостроение, поэтому не стыдился работать простым плотником на голландских верфях. «Для …Петра путешествие было последним актом самообразования. Он желал получить сведения по судостроению, а получил сверх того массу впечатлений, массу знаний. …Он не только увидел культурное и материальное превосходство богатейших стран Запада над своей бедной Русью, но и сжился с обычаями этих стран… Сознавая превосходство Запада, он решился приблизить к нему свое государство путем реформы.» (Платонов С.Ф. Лекции по русской истории-М.,1993, стр.493). Последний российский царь и первый император Петр I до неузнаваемости изменил Россию. Известно, что в эпоху Петра ускорились темпы культурного развития России. Для работы в России приглашались множество иностранных мастеров, а дети дворян отправлялись учиться за границу. В области общественной мысли главным стало необходимость преодоления отсталости России. После посещения стран Европы Петр начал строго вводить в России бытовой и застольный этикет (чтобы учились как держать нож и вилку), короткую стрижку, бритье лица, европейскую одежду и т.д. С немецкого языка было спешно переведено руководство о правилах хорошего тона и поведения в обществе — «Юности честное зерцало». Он осмысленно отбирал из числа культурных ценностей Запада то, что важно и полезно для России. В дальнейшем Россия усвоила многие культурные новации Петра. Петр сделал колоссально много для внедрения в Россию всех необходимых ей культурных и интеллектуальных ценностей. Петр приглашал в Россию множество иностранных мастеров, ученых, гувернёров и гувернанток: в страну прибывала нескончаемая большая масса голландцев, немцев, французов и других. Имя Петра чаще всего связывают с рождением российской армии и флота, раскрытием настежь окна в Европу и широким расширением границ государства…
С особой эмоциональностью и запалом П.Толстой отмечает, что «… безусловно, наши братья аварцы, чеченцы, татары, башкиры – все русские. Потому что они в России живут!». Во-первых, указанные народы веками живут на исконно своих землях: чеченцы — в Чечне, татары – в Татарстане, башкиры — в Башкортстане и т.д. Во-вторых, кто поименно установил, что эти названные народы и другие согласны быть русскими? Согласны ли безоговорочно стать русскими представители 194 народов (в том числе более 600 тысяч наших соплеменников-казахов), проживающих в РФ? Так, социологические данные показывают, что 80% населения России осознает свою этническую идентичность: татары признают себя татарами, башкиры — башкирами, казахи — казахами и т.п. Научный сотрудник Института истории Академии наук Республики Татарстан, доктор исторических наук Искандер Измайлов по данному вопросу высказался следующим словами: «Политики в Москве могут называть нас русскими, но от этого мы татарами быть не перестанем. …Казалось бы, что проще – сменим название всех национальностей, и наступит гармония, не будет никаких внутренних противоречий. В реальности эти противоречия только резко обострятся. Даже те люди, которые раньше не задумывались о своем происхождении, вдруг резко осознают, что у них хотят отнять главное в их жизни, что хотят сделать их манкуртами, не знающими своего родства, своего прошлого. Здесь как раз может возникнуть источник напряженности, которая до этого не существовала». Проблема межнациональных отношений в России является крайне актуальной, ибо от её справедливого решения зависит целостность страны и благополучие народов. Национальные конфликты можно не допустить, если осуществлять принципы территориальной, национально-территориальной автономии и всемерно соблюдая права человека. Эти положения отражены в Декларации прав свобод человека и гражданина. В ней предписано, что каждому гражданину России дано неотъемлемое право самостоятельно определять свою национальную принадлежность. Сам человек причисляет себя к той или иной национальности, исходя из собственного самосознания и волеизъявления. И следует особо отметить, что законом запрещено всякое выступление, разжигающее национальную, расовую или религиозную ненависть, или представляющее подстрекательство к дискриминации. Также предусмотрено, что оскорбление национального достоинства человека преследуется по закону. Законы предусматривают уголовную ответственность за ограничение прав или установление преимуществ граждан по национальным признакам, а также за проповедь национальной исключительности или пренебрежения.
А самое важное, прежде всего, П.Толстому необходимо было заглянуть хотя бы в преамбулу Конституции РФ, где ясно записано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации (выделено автором — Н.С.), соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость…». Известно, что Конституция имеет высшую юридическую силу и вразрез ее нормам нельзя что-либо предлагать. Государству необходимо осуществить меры по нормализации межнациональных отношений на основе принципов взаимопонимания и взаимоуважения народов. Никто не должен мириться с намеренным противопоставлением различных наций. Реальное равенство народов напрямую связано равенством людей, независимо от их принадлежности к той или иной национальности. Это важный принцип государственного и человеческого гуманизма.
Оказывается, что среди прапрадедов П.Толстого значится великий русский писатель-романист Лев Толстой. А осознает ли сей потомок классика мировой словесности, что это обязывает многому?! Ведь Л.Толстой оказал огромное влияние на эволюцию европейского гуманизма, а также на развитие реалистических традиций в мировой литературе. Он писал, что «…деятельность нравственная… составляет высшее призвание человека…». Да ведь это гимн для любого человека на Земле! Думается, что в наше неспокойное время вражды между некоторыми народами на планете очень важны следующие мысли писателя: «Для меня безумие, преступность войны… так ясны, что кроме этого безумия и преступности ничего не могу в ней видеть» (Из письма Л.Н. Толстого к Л.Л. Толстому. 15 апреля 1904). Да будет мир во всем мире!
Накипбек Садвакасов,
юрист-правовед, публицист