Обеспечение высоких темпов развития экономики и формирование устойчивого благосостояния общества Республики Казахстан невозможны без взаимовыгодного партнерства государственных органов власти и бизнеса. В условиях получения обоюдного и взаимовыгодного сотрудничества, преследующего цель улучшения благосостояния страны, во главу угла национальной экономической политики ставится поиск привлекательных финансовых реализаций как альтернатива прямого регулирования экономических процессов в стране. Начиная с 2015 г. на законодательном уровне утверждается институт государственно-частного партнерства. В соответствии со ст. 1 Закона Республики Казахстан «О государственно-частном партнерстве» государственно-частное партнерство – это форма сотрудничества между государственным партнером и частным партнером. В Предпринимательском кодексе Республики Казахстан обозначены субъекты, объекты и сферы применения государственно- частного партнерства.
Потребность в образовании государственно-частного партнерства продиктована современными реалиями. Сотрудничество государства и бизнеса основано на заинтересованности обеих сторон. Создание ГЧП предполагает, сударство, которое на основе конкурса (порядок закреплен в законодательстве) выбирает партнера для реализации значимых объектов. Государственно-частное партнерство осуществляется на разных правовых основаниях, главным образом на договоре концессии, тем самым привлекая в экономику дополнительные ресурсы. Государственно-частное партнерство позволяет перераспределить риски сторон, возникающие в процессе осуществления сов¬местной деятельности. Показательным является опыт зарубежных стран по реализации государственно-частного партнерства. В связи с этим разработаны определенные требования прохождения конкурсного отбора согласно Приказу и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 25.11.2015 № 724 «Об утверждении типовой конкурсной документации проекта государственно-частного партнерства и типового договора государственно-частного партнерства по способам осуществления государственно-частного партнерства в отдельных отраслях (сферах) экономики».
В последнее время государственно-частное партнерство становится признаваемой и востребованной формой заключения договоров и реализации различных проектов, имеющих важное государственное значение.
Как и в любом проекте, основное место в выполнении проектов ГЧП занимает стадия инициации – поиск инвестиций. Однако главные затруднения в проекте обычно возникают на стадии планирования, реализации и сопровождения. Именно поэтому вопрос управления и организации проекта ГЧП очень важен, поскольку результат будет зависеть напрямую от вовлеченности и принятия решений обеими сторонами (и государством, и частным партнером). За восемь лет реализации механизма государственно-частного партнерства в Республике Казахстан наблюдается высокий темп и спрос на реализацию проектов, а системного подхода к управлению проектами так и не появилось.
Процессы, связанные с управлением проектами, широко применяются в мировой практике. Традиционно выделяют следующие основные группы: группа процессов инициации, группа процессов планирования, группа процессов исполнения, группа процессов мониторинга и управления, группа процессов завершения.
Основным отличием проектов государственно-частного партнерства является то, что прежде чем заключить сотрудничество, сторона в лице государства объявляет конкурс, согласно которому проходит отбор партнера из бизнес-среды. В дальнейшем реализация проекта происходит с участием двух сторон, которые имеют непосредственно права и обязанности. Важным фактором является то, что каждая сторона получает выгодное сотрудничество.
Еще одной особенностью процессов и процедур управления проектами ГЧП можно считать необходимость проверки проекта на соответствие стратегическим целям развития региона, целесообразности его включения в портфель проектов ГЧП, проверки проекта на предмет реализуемости в рамках ГЧП и выбора наиболее эффективной модели ГЧП с учетом интересов всех стейкхолдеров проекта, определения механизма государственной поддержки в рамках соглашения ГЧП, комплексной оценки эффективности и результативности проекта (бюджетной, экономической, коммерческой, социальной, экологической и др.).
Реализация проектов ГЧП в Казахстане осуществляется несколькими способами:
- закрытый конкурс;
- двухэтапный конкурс;
- программное ГЧП;
- частная финансовая инициатива (прямые переговоры).
В настоящее время к традиционному виду управления в Республике Казахстан добавляются проекты ГЧП, инициированные самим бизнесом в отношении объекта, находящегося у аренды, а также с учетом обладания исключительными правами на результаты интеллектуальной творческой деятельности, принадлежащие потенциальному частному партнеру.
В случае соответствия проекта основным социально-экономическим показателям развития Республики Казахстан проект стоит инициировать и продолжать управление проектов со следующего этапа. На следующем этапе управления частному партнеру необходимо оценить показатели эффективности проекта и определить, необходимо ли ему бюджетное финансирование, или он не нуждается в софинансировании и его средств будет достаточно для реализации проекта.
В целом для понимания данного алгоритма реализации проекта ГЧП, инициированным частным партнером, в Казахстане необходимо провести параллель с традиционным механизмом управления.
Одним из основных этапов управления со стороны частного партнера является инициирование проекта, куда входит разработка бизнес-плана и финансово-экономической модели проекта, выявление потребностей в проекте и финансовой целесообразности реализации проекта.
Необходимым представляется разработка четкого механизма управления проектом государственно-частного партнерства, совершенствования прохождения конкурсного отбора, в частности обеспечения прозрачности проце¬дур и привлечения в качестве членов конкурсной комиссии представителей населения, так как в первую очередь реализация проектов государственно-частного партнерства имеет своей целью удовлетворение интересов населения страны, общества в целом.
Перед непосредственным инициированием проекта, поиском средств либо инвестора для его реализации и разработки модели управления необходимо учесть один очень важный факт: цель любого проекта ГЧП – достижение социального эффекта для общества. В Республике Казахстан существует приоритизация проектов ГЧП по степени целесообразности реализации запланированного проекта.
Стоит также заметить, что приоритетными для государства являются проекты, не требую¬щие существенной нагрузки на бюджет, огра-ничивающиеся такими мерами поддержки, как выдача земли для реализации проекта, передача государственного объекта в доверительное управление или долгосрочную аренду, сервисный контракт – договор ГЧП, предусматриваю щий оказание услуг в рамках реализации проекта ГЧП.
В случае если проект не нуждается в софинансировании, соответствует принципам ГЧП и решает основные социальные и экономические задачи политики Республики Казахстан, наступает сопутствующая фаза управления – бизнес-планирование проекта ГЧП и финансово-экономической модели проекта. Процедура их разработки требует соблюдения утвержденной законодательными актами и нормативами структуры бизнес-плана проектов ГЧП. В случае несоответствия бизнес-плана существующим правилам его разработки, проект возвратится на доработку вследствие допущенных в управлении данным процессом пробелов.
Задача бизнес-плана сводится к содержанию исходной и ключевой информации по проекту, основная цель которого доказать потребность в реализации данного проекта, обосновать базисные цели, задачи, этапы, общую стоимость, обозначить источники финансирования, результаты проекта и ожидаожидаемый социально-экономический эффект.
Следует выполнить существенный объем работы и привлечь квалифицированного юриста к разработке и анализу организационного раздела, содержащего предполагаемую схему управления проектом и информацию о механизмах взаимодействия сторон, ответственности каждой стороны проекта ГЧП, в том числе третьих лиц (с приложением схемы взаимодействия сторон) в инвестиционном и постинвестиционным периоде.
Ключевым элементом управления на данном этапе и в целом при работе над проектами государственно-частного партнерства является разработка финансовой модели проекта, так как финансовый анализ является неотъемлемой частью всех проектов государственно- частного партнерства. Если цели и результаты ожидания не совпадают, то при планировании проекта государственно-частного партнерства возникает искажение подлинных задач и снижается ценность финансового моделирования. В связи с этим происходит упадок привлечения инвестиций в проект, и результативность приводит совсем к иным итогам. Необходимо разработать более детально и точечно механизм работы и те стадии, которые проходит проект государственно-частного партнерства. Таким образом, на правовой основе следует закрепить основные моменты проектирования, построения и анализа эффективных финансовых моделей проектов ГЧП.
Успешная модель управления проектом государственно-частного партнерства зави¬сит от целого ряда факторов и условий, в том числе надежности участников, особенностей среды, в которой это сотрудничество развивается, и, конечно же, от возможных рисков реализации. Риск-менеджмент как технология управления переживает в настоящее время в Казахстане период становления. В современных условиях реализации проектов ГЧП возникает проблема формирования единого понимания цели управления рисками, причем особое значение приобретает не только теория, но и практические мероприятия, адаптированные к современным казахстанским условиям.
Особую актуальность приобретает оценка возможных рисков реализации проектов ГЧП для повышения успешности их осуществления. Наибольшие опасения у частного партнера непременно должны вызывать макроэконо-мические риски (уровень инфляции, безработицы, средние доходы на душу населения, стабильность национальной валюты, состояние государственного бюджета и платежного баланса, ставка рефинансирования, уровень налогообложения различных видов доходов), а также возможность нарушения условий договора и государственное вмешательство.
Соответственно, чтобы заблаговременно предохраниться от наступления рисковых событий, необходимо минимизировать процент возникновения того или иного риска и заложить в финансово-экономическую модель проекта и договор государственно-частного партнерства все потенциально возможные риски, а также разработать мероприятия по их управлению.
Одной из ключевых задач участников проектов государственно-частного партнерства является выявление, классификация, распределение рисков между сторонами. В данном случае основным инструментом управления рисками, на наш взгляд, будет являться матрица рисков, целью которой является снижение потенциаль¬ных негативных последствий реализации рисков. В связи с этим для каждой категории проектов требуется разработка детальной матрицы рисков и управления ими. Модель управления рисками должна основываться на количественном и качественном анализе всех потенциально возможных рисков и отражена в финансово-экономической модели и договоре государственно-частного партнерства и учитывать особенность рисковых событий, выявлять и устранять потенциальные риски до непосредственного запуска проекта, так как возникновение риска в процессе исполнения может привести к его досрочному завершению.
Возникающая или прогнозируемая проблемно-рисковая ситуация может считаться разрешенной только в том случае, если разработка и реализация управленческих решений осуществляется в рамках проекта, и они приводят его в состояние, признанное эффективным.
Совершенствование управленческого механизма является актуальной задачей на сегодняшний день. Участие в управлении проектами ГЧП требует от руководителей проектов инновационных компетенций, креативности, профессионализма, причем не только в конкретный момент времени, а на всех этапах реализации проекта, что в свою очередь обеспечит эффективность работы проектных офисов через усовершенствованное внедрение функционирующей модели управления ГЧП- проектами.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что разбалансировка, хаотич¬ность реализации и управления проектами государственно-частного партнерства связана с рядом проблем управленческого-правового характера: - ограничением в применении законодательства и недостаточной правовой регламентацией, отсутствием сформированной законодательной базы для взаимодействия в рамках государственно-частного партнерства;
- отсутствием механизмов стимулирования роста количества проектов государственно-частного партнерства;
- наличием административных барьеров и коррупционных рисков;
- нехваткой квалифицированных управленческих кадров;
- отсутствием нормативной базы управления проектами на принципах государственно- частного партнерства в части: планирования проектов; финансового анализа эффективности реализации проектов; завышенных ожиданий объемов государственной поддержки; единства подходов в подготовке проектов; управленческого инструментария реализации проектов; управления потенциальными рисками и угрозами проектов; отсутствия гарантий качества всех стадий и фаз реализации проектов.
Аян Турекулов