Транспортно-логистическая отрасль Казахстана играет ключевую роль в стимулировании экономического роста и укреплении его позиций как транзитной и торговой платформы в Центральной Азии. По данным аналитического отчета, составленного представителями Международного финансового центра «Астана» (МФЦА), прогнозируется, что доля транспорта и логистики в ВВП РК вырастет с 6,2 процента в 2022 году до 9 процентов к 2025 году.
У Казахстана огромный потенциал в транзитном секторе. Об этом неоднократно говорил Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Действительно, учитывая, наличие железнодорожных, автомобильных, воздушных, морских и прибрежных, а также трубопроводных транспортных сетей наша страна имеет значительные возможности для развития транзитных транспортных возможностей. Это обстоятельство важно для укрепления позиций нашей страны как ключевого транспортного хаба в Центральной Азии и на международной арене. По данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан, за январь-май 2024 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдается увеличение перевозок грузов на 15,2 процента и увеличение грузооборота автомобильного транспорта на 20,5 процента. Перевозка пассажиров и пассажирооборот также увеличились на 9,4% и 19%, соответственно. За указанный период железнодорожным транспортом перевезено 8,3 млн. человек, а воздушным – 5,4 млн. пассажиров, что на 6,4 и 17,4 процентов больше, чем за пять месяцев 2023 года. Положительная динамика наблюдается и по перевозкам морским транспортом.
Несмотря на указанные выше показатели, нельзя не сказать, что не все так радужно, как хотелось бы, поскольку есть затяжные проекты по модернизации, к примеру, автомобильных дорог. На недавнем совещании, посвященном вопросам развития туризма, Глава государства справедливо выразил критику относительно внутри казахстанских дорог: «Очень трудно добраться до отдаленных зон отдыха на машине. Можно сказать, что нормальных магистралей практически нет. С 2021 года продолжается реконструкция трассы Астана – Алматы, соединяющей юг и центр Казахстана. Подобных незавершенных проектов по стране немало: Атырау – Астрахань, Талдыкорган – Усть-Каменогорск, Мерке – Бурылбайтал, Актобе – Кандыагаш, Казталовка – Жанибек». Протяженность сети автодорог в нашей стране, как сообщается на сайте Бюро Нацстатистики, составляет около 94 800 километров, в том числе 24 900 километров международного и республиканского значений и 31 800 километров областного уровня. «В Казахстане на тысячу человек приходится около 230 автомобилей, что сопоставимо с Албанией или Китаем и вдвое меньше, чем в Венгрии, Румынии, Бразилии и Бахрейне» – говорится в аналитическом отчете МФЦА. И это говорит о том, что вопрос об улучшении автомобильной транспортной сети очень важно для экономики, но пока мы наблюдаем то, что наблюдаем. На днях для обеспечения прозрачности и эффективности Комитетом автомобильных дорог Министерства транспорта организован телефон доверия для подрядных организаций, участвующих в проектах по строительству, реконструкции, капитальному и среднему ремонту автомобильных дорог.
В железнодорожной отрасли объем грузоперевозок вагонами за последние годы значительно вырос. Он продолжал расти даже в 2020 году, в разгар COVID-19. Пассажиропоток же восстановился после пандемии. Однако качество подвижного состава вызывает негодование. «Качество железнодорожных перевозок в стране не выдерживает никакой критики. Большая часть вагонов изношена, а в некоторых даже нет кондиционеров. Правительству необходимо в ближайшие пять лет обновить парк вагонов. Нужно завершить эту работу оперативно, не затягивая со сроками», – сказал Президент на совещании по туризму. Критика весьма объяснима. Ведь кроме всего прочего нынешняя картина негативно сказывается на инвестиционном климате страны.
Большие надежды возлагаются на воздушный транспорт. Тем более, что в 2022 году количество обслуженных полетов иностранных компаний через воздушное пространство Казахстана выросло почти в 2,5 раза по сравнению с 2021 годом. В 2023 году оно превысило 308 тысяч (транзит и посадка).
Говоря о морской логистике, следует подчеркнуть, что порты Актау и Курык являются важным элементом логистической системы, соединив Казахстан с Азербайджаном, Ираном, Россией и Туркменистаном. Кстати, инициативы по развитию этих портов изложены в Комплексном плане развития морской инфраструктуры РК на 2024-2028 годы. Этот документ, утвержденный постановлением Правительства от 29 мая 2024 года, отражает видение и подходы по развитию морской инфраструктуры на казахстанском побережье Каспийского моря. Кроме того, акцент сделан на: строительство и реконструкция терминальных мощностей морских портов, развитие логистики международных перевозок через водные пути, цифровизацию транспортной инфраструктуры.
Комплексный подход к развитию транспортно-логистической инфраструктуры и логистики в Казахстане не только способствует экономическому росту и укреплению транзитных позиций страны, но и поддерживает ее роль в интеграции в международные торговые потоки и логистические сети. Предполагается, что принимаемые меры позволят обеспечить рост транзитных потоков и улучшить конкурентоспособность страны на международной арене, а также стать важным фактором для устойчивого социально-экономического развития региона и страны в целом.
Согласно Концепции развития транспортно-логистического потенциала Республики Казахстан до 2030 года для того, чтобы наша страна стала региональным транзитным хабом следует реализовать ряд мероприятий по различным направлениям. Первый пункт касается развития трансграничных хабов и терминальной сети. Он подразумевает собой создание и модернизацию транспортных сетей и терминалов для привлечения дополнительных объемов транзита, обеспечение беспрерывной мультимодальной транспортировки через интеграцию различных видов транспорта (автомобильный, железнодорожный, морской, воздушный), а также повышение пропускной способности транспортных коридоров и терминалов, развитие логистических терминалов и пунктов пропуска для более эффективной обработки грузов. Второе направление связано с модернизацией и расширением транспортного парка. Здесь речь идет об увеличении численности и модернизация грузовых автомобильных, железнодорожных, морских и воздушных средств, устранении нефизических барьеров и упрощении таможенного администрирования, создании благоприятной инвестиционной среды и правовой базы для транспортных операций. Ну и не менее главное – совершенствование национального законодательства и межгосударственных соглашений.
Эти меры позволят значительно укрепить позиции Казахстана как ключевого транзитного хаба в регионе и сделать его привлекательной точкой для международных транспортных и логистических операций, способствуя экономическому росту и социальному развитию страны.
Алия Даурембекова