В статье 32 Конституции Республики Казахстан (далее – РК) сказано, что граждане РК вправе мирно и без оружия собираться, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Пользование этим правом может ограничиваться законом в интересах государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья, защиты прав и свободы других лиц. Порядок проведения таких мероприятий регламентируется Законом РК «О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан» от 25 мая 2020 года.
Объектом рассматриваемого преступления является нормальная деятельность органов управления.
Объективная сторона преступления выражается в нарушении порядка организации или проведения собраний, митингов, пикетов, уличных шествий или демонстраций; преступных последствиях, наступивших в виде нарушения работы транспорта либо причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан и организаций; причинно-следственной связи между деянием и наступившим вредом.
О проведении собрания, митинга, пикета, шествия или демонстрации, уполномоченные трудовых коллективов, общественных объединений или отдельных групп граждан РК, достигших 18-летнего возраста, подают заявления в местный, исполнительный орган. Заявление подается в письменной форме, не позднее, чем за 10 дней до намеченной даты их проведения. Причем указывается цель, форма, место проведения мероприятия или маршруты движения, время его начала и предполагаемое окончание, количество участников. Фамилии, имена, отчества, ИИН, место жительства или место временного пребывания (проживания) гражданина Республики Казахстан – организатора мирных собраний, его представителя (при наличии) либо наименование, БИН, место нахождения юридического лица – организатора мирных собраний, специализированное место для организации и проведения мирных собраний и (или) маршрут следования участников; дата, время начала и окончания мирного собрания; предполагаемое количество участников; меры содействия в обеспечении охраны общественного порядка, организации медицинской помощи, пожарной безопасности, намерение использовать звукоусиливающие технические средства, плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, транспортные средства в случаях, предусмотренных настоящим Законом; в случае необходимости – общее количество и категории транспортных средств, маршрут их движения, включая протяженность, место начала и окончания маршрута; регламент проведения мирных собраний, утвержденный организатором; электронный почтовый адрес, абонентский номер сотовой связи организатора мирных собраний, его представителя (при наличии); согласие организатора мирных собраний, его представителя (при наличии) на сбор, обработку его персональных данных, указанных в заявлении; источники финансирования проведения мирных собраний; дата подачи заявления о получении согласования и подпись организатора или его представителя (при наличии).
Местный исполнительный орган рассматривает заявление и в течение семи рабочих дней со дня его регистрации сообщает уполномоченным (организаторам) о принятом решении.
Под нарушением порядка организации и проведения названного мероприятия следует понимать нарушение работы как общественного, так и частного личного транспорта или движения пешеходов; создание помех для бесперебойного функционирования инфраструктуры населенного пункта; установку юрт, палаток, иных временных сооружений без согласования с местными, исполнительными органами и так далее.
Преступление считается оконченным тогда, когда имеет место осуществление организатором незаконных действий, нарушающих порядок организации или проведения собрания, митинга, пикета, шествия или демонстрации, и при этом обязательно это деяние должно повлечь нарушение работы транспорта либо причинить существенный вред правам и законным интересам граждан или организациям. Причинение существенного вреда является оценочной категорией, устанавливаемой органами расследования с учетом фактических обстоятельств совершенного преступления. По характеру преступных последствий существенным может быть признан имущественный вред в виде прямого реального ущерба либо упущенной выгоды, нарушение законных прав и интересов граждан или организаций (жилищных, трудовых и так далее).
Местный исполнительный орган запрещает проведение собраний, митингов, пикетов, уличных шествий или демонстраций, если его участники имеют при себе холодное, огнестрельное и иное оружие, а также специально подготовленные или приспособленные предметы, могущие быть использованными против жизни и здоровья людей, для причинения материального ущерба гражданам и собственности, а также в случаях, если целью их проведения является разжигание расовой, национальной, социальной, религиозной нетерпимости, сословной исключительности, насильственное ниспровержение конституционного строя, посягательство на территориальную целостность республики, другие нарушения положений Конституции РК, законодательства РК, либо их проведение угрожает общественному порядку и безопасности граждан.
Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется умышленной формой вины. Мотив и цель, как известно, на квалификацию не влияют, однако, учитываются судом при назначении наказания.
Субъектом преступления может быть физическое, вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, нарушившее порядок организации и проведения мероприятий.
Статья 400 УК предусматривает ответственность за нарушение порядка организации и проведения мирных собраний, а равно активное участие в этих незаконных мероприятиях, если эти деяния повлекли существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций, либо охраняемым законом интересам общества или государства.
Норма статьи предусматривает уголовную ответственность не только организаторов таких мероприятий, но и лиц, принимающих активное участие в незаконных собраниях, митингах, пикетах, уличных шествиях и демонстрациях. Ответственность наступает в случаях, если эти деяния повлекли последствия, предусмотренные статьей 400 УК.
Мустафина Бота Сериковна
Главный специалист
Специализированного
межрайонного суда
по уголовным делам ЗКО