
Отсутствие долгосрочного финансового плана нередко приводит к плачевным последствиям, в частности к спонтанной закредитованности. Люди же, склонные к эмоциональным, необдуманным действиям зачастую становятся жертвами мошенников. Именно поэтому преступники применяют приемы, выводящие человека на быстрые решения. В интервью с известным казахстанским экономистом и финансовым аналитиком Расулом Рысмамбетовым корреспондент газеты «Человек и Закон» обсудили основные меры повышения финансовой грамотности населения.
Спикер отметил, что нынешний уровень финансовой грамотности казахстанцев, в принципе, неплохой. Единственное, чему пока в полной мере не научились жители страны, так это долгосрочному финансовому планированию.
– Расул Ибрагимович, что означает термин «долгосрочное финансовое планирование»?
– Деньги, как известно, любят счет. Отсюда и возникли понятия кратко-, и долгосрочного планирования. Одно от другого отличается периодичностью и глубиной. Краткосрочность подразумевает собой текущие траты, ежедневные вложения, рассчитанные максимум на один год. А вот долгосрочное планирование – это более взвешенные решения.
В Казахстане уровень финансовой грамотности населения, думаю, на хорошем уровне. Да, есть люди, которые становятся жертвами финансовых мошенников, пирамид, но они в своей общей численности не могут сильно влиять на общую картину. К тому же нужно понимать, что злоумышленники часто применяют тактики, провоцирующие жертвы на необдуманные, спонтанные действия.
– Назовите наиболее эффективные методы повышения финансовой грамотности среди населения разных возрастных групп?
– Главная ошибка многих, вне зависимости от возрастного ценза, – игнорирование долгосрочного планирования в вопросах личных финансов. А ведь его нужно уметь расписать на 2 года вперед, а то и на более длительный срок. Конечно, в реалиях современной экономической обстановки сделать это сложно, но возможно. Если говорить о повышении финансовой грамотности среди разных категорий населения, то, думаю, люди среднего возраста более подготовлены в этих вопросах, поскольку обладают неким опытом и знаниями. Хотя нередко и эта прослойка общества становится жертвой мошенников. Молодежь ввиду слабого уровня критического мышления и характерного юношеского максимализма зачастую не воспринимает всерьез многие вопросы, связанные с финансовой частью. Поэтому для них лучше доносить информацию в игровой форме и наглядно демонстрировать важные процессы. Пенсионеры, как вы и сами знаете, в большинстве случаев обладают наивным характером. Их легко обмануть, ввести в заблуждение. Работая с этой категорией людей, нужно помнить о необходимости развития «ясного ума». Однако, несмотря на возраст человека, главная составляющая успеха в вопросах финансовой грамотности – недоверие к быстрым решениям. Не зря говорят: поспешишь – людей насмешишь, а, если свяжешься с мошенниками, то и себя огорчишь.
– Какую роль играет семья и образовательные учреждения в формировании финансовых привычек у казахстанцев?
– Здесь, скорее всего, нужно говорить не о семье, а о культуре. Если рассмотреть социологическую карту, разработанную Гертом Хофстеде, то поймем, что для стран СНГ характерно краткосрочное планирование. Конечно, здесь сказывается микро-, и макроэкономические условия отдельно взятого государства. Тем не менее, среднестатистический житель этих стран склонен к быстрым, спонтанным финансовым решениям. Более того, таких людей очень сложно заставить вести «длинные» подсчеты. И здесь все как в спорте: важна дисциплина и выдержка. В моей практике были кейсы, подтверждающие, что краткосрочное финансирование не позволяет давать отпор обманщикам и преступникам, чья «деятельность» целиком и полностью посвящена финансовым махинациям.
– Должны ли банки и финансовые организации принимать активное участие в образовательных инициативах по повышению финансовой грамотности людей?
– Они, итак, это делают. Вразрез сложившемуся мнению скажу, что ни один банк либо другой финансовый институт не заинтересован в том, чтобы люди брали кредиты спонтанно, эмоционально, поскольку рано или поздно такие займы переходят в категорию проблемных. Представители Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка, сотрудники правоохранительных органов и банков – все они проводят разъяснительную работу, каждый раз напоминая о том, как не стать жертвой мошенников, как повысить финансовую грамотность. Если вы помните, в конце прошлого года глава АРРФР Мадина Абылкасымова, сказала, что в Казахстане планируют ввести так называемый «период охлаждения, продолжительностью 24 часа» при выдаче кредитов. Думаю, это правильное решение. Как я уже неоднократно говорил выше, люди зачастую оформляют займы, исходя из сиюминутных потребностей. А упомянутый «период охлаждения» как раз-таки позволит человеку взвесить все «за» и «против» и, при необходимости, отказаться от кредита, а сотрудники банка в свою очередь смогут за это время проверить данные клиента, дабы исключить риск мошеннических манипуляций.
– Каковы ваши советы по долгосрочному финансовому планированию и защите от финансовых мошенников?
– Разработайте детализированный бюджет, учитывающий доходы и расходы. Это поможет отслеживать финансовое состояние и корректировать его при необходимости. Сформируйте личный, семейный резервный фонд, который будет покрывать 3-6 месяцев ваших расходов на случай потери работы или других экстренных ситуаций. Самое главное, не делитесь своими личными данными, паролями и финансовой информацией с незнакомыми людьми или организациями. Всегда проверяйте информацию о компаниях и инвестиционных возможностях. Используйте надежные источники и платформы, чтобы избежать обмана.
– Спасибо за беседу.
Асель Катранова