Особое место для особенных детей

В этом году столичный Общественный фонд «Erekshe Analar» празднует пятилетие со дня официального образования. На сегодняшний день здесь получают квалифицированную помощь 280 детей с особыми потребностями. В интервью с основательницей Фонда Салтанат Калеевой мы поговорили об основных целях и задачах их организации и текущих проблемах в сфере инклюзивного образования.

История образования ОФ «Erekshe Analar» берет свое начало в 2019 году, но тогда он функционировал под другим названием. В 2020-ом Салтанат Калеева решила переименовать организацию, придав ему более глубокое значение.
– Когда мы говорим об особенных детях, то должны понимать, что главным человеком в их жизни, как правило, являются мамы. Ни капли не принижая роль пап, скажу, что нередко именно женщины несут на своих плечах большую ответственность за воспитание сыновей и дочерей. Многие из детей, посещающие наш Фонд, из неполных семей. Мужчины зачастую сдаются, когда узнают о сложных диагнозах малышей. Конечно, не все такие. Есть главы семей, выдержке и силе духа которых можно позавидовать, но их немного. В основном, представительницы прекрасной половины человечества сами занимаются развитием деток. «Ерекше» в переводе с казахского означает «особенный». В нашем же случае этому слову придается значение исключительности и уникальности, поскольку каждая наша мама – гордость общества. Она не опустила руки, не впала в глубокую депрессию, а, наоборот, во благо своего ребенка борется за его право быть таким же как все. Это нелегко. Уж поверьте мне, – говорит Салтанат Калеева.
– Вы вместе с ребенком сами проходили все сложные этапы….
– Да. В то время, когда я занималась сыном, в Астане не было центров, где оказывали бы комплексную реабилитацию в одном месте, а если и существовали, то оказывались очень дорогими. Для экономии средств на занятия с логопедом приходилось ездить в одну часть города, для получения курса по лечебно-физической культуре – в другую. Это очень энергозатратно. Те, у кого есть дети с особыми, повышенными потребностями меня поймут: сын быстро уставал, впадал в истерики. И вот однажды я решила, что в столице не хватает такого учреждения, где все необходимые специалисты могли бы находиться вместе. Мой проект высокого оценили в профильных ведомствах и поддержали. И, как результат нашего успеха, в настоящее время мы абсолютно бесплатно, в рамках социального государственного заказа, оказываем услуги 280 детям. А ведь когда-то начинали с 50-60.
– В ваш Центр может попасть любой ребенок с особыми потребностями?
– Верно. Только для этого потребуется собрать пакет документов, в том числе из поликлиники. Справка об инвалидности с указанием необходимости пребывания в дневном отделении, результаты анализов и медосмотра – одни из главных бумаг, без которых процесс зачисления к нам невозможен. После сбора всех необходимых документов, родители сдают их в Центр обслуживания населения по месту жительства. Оттуда они поступают в органы социальной защиты. Специалисты звонят нам, узнают о наличии мест. При положительном ответе, обратившимся выдается направление в наш Центр.
– Какие специалисты оказывают услуги в вашей организации?
– У нас трудятся 90 человек. Наш Центр представлен тремя филиалами в Астане. В числе специалистов: психологи, логопеды, дефектологи и другие сотрудники. У нас проводятся занятия по адаптивной и лечебной физкультуре, а также музыкальная и песочная терапии. Помимо этого, оказываем физиотерапевтические процедуры (УФО), магнитотерапию, электрофорез и тому подобное. Есть бассейн. Недавно запустили АВА-терапию – метод, который применяется для изменения поведения человека с целью улучшения его социальных, коммуникативных и когнитивных навыков. Он основывается на современных условиях подкреплений для обеспечения желаемого поведения и сокращения нежелательных или проблемных поведений.
Понимаете, мы стараемся сделать реабилитацию комплексной, дабы родитель не тратил ни времени, ни сил для посещения ребенком разных специалистов и получения процедур. Уже скоро начнем строить солевую пещеру и устанавливать гидрованну.
В нашем коллективе в числе сотрудников трудятся мамы особенных детей, которые весьма успешно справляются с поставленными задачами и проводят колоссальную работу по реабилитации маленьких казахстанцев.
– Есть ли возрастные ограничения или требования к диагнозам?
– Нет. К нам приходят дети с расстройством аутистического спектра, ДЦП, синдромом Дауна, микро-, гидроцефалией и другими заболеваниями. Наш график работы: с 8.30 до 18.00, с понедельника по пятницу. Суббота и воскресенье – выходные. Однако нередко бывает так, что в выходной день родителям негде оставить ребенка, чтобы совершить бытовые дела или посетить гостей. Некоторые наши мамы работают в ночные смены и им также важно оставить сына или дочь под присмотром. По этим двум причинам мы создали группы выходного и ночного пребывания, но только уже на платной основе.
Самая важная уникальность нашего Центра заключается в том, что вы никогда не увидите у нас группы, где дети с разными диагнозами и из разных возрастных категорий находятся вместе в одной комнате. Такое недопустимо. Если только на каких-то массовых мероприятиях, которые проходят с участием родителей. Занятия же проводятся исключительно с соблюдением возрастного ценза и диагнозов.
– Каковы планы на ближайшую перспективу?
– Их много. Мы хотим запустить проект по поддержке не только мам и пап особенного ребенка, но и его братьев, сестер, если таковые имеются. Сиблинги – дети одних родителей тоже нередко нуждаются в помощи. Им важно понимать, как общаться с близким человеком, у которого немного другие потребности. Думаю, консультации специалистов отлично помогут членам одной семьи наладить коммуникацию и улучшить психоэмоциональный климат в семье.
Мы планируем построить собственное здание, а не арендовать помещения как делаем это сейчас. Сэкономленные средства думаем направить на закуп необходимого оборудования. Правда, для этого нам необходимо получить социальную лицензию. При получении разрешительных медицинских документов мне пришлось взять крупный кредит для того, чтобы привести помещения в установленные СанПиНом критерии. Надеюсь, при получении социальной лицензии таких затрат не потребуется, поскольку для нас каждый тенге – на вес золота. Ведь налоги, аренда, питание, заработные платы – это все большие финансовые расходы.
– Спасибо за беседу.

Рахиля Рыспекқызы