Укрощение огня: как казахстанские пожарные борются со стихией?

Жаркое лето приносит не только отпускное настроение, но и высокий риск природных катастроф. Летний период – по-настоящему жаркая пора для сотрудников органов гражданской защиты, которым приходится реагировать на десятки возгораний. О том, какая работа проводится по предупреждению и ликвидации степных и лесных пожаров и почему технологии становятся ключевым союзником в борьбе с огнем – в интервью с председателем Комитета противопожарной службы МЧС Ерланом Турегелдиевым.
– В разгар лета тема природных пожаров снова выходит на первый план. Скажите, какие превентивные меры предпринимаются в Казахстане, чтобы снизить риски возгораний в пожароопасный период?
– Мы подходим к этому вопросу системно. Ежегодно совместно с представителями Министерства экологии и природных ресурсов разрабатывается комплексный План по снижению рисков лесных и степных пожаров. В него входит целый спектр мероприятий: укрепление технической базы, подготовка горюче-смазочных материалов, создание минерализованных полос, очистка территорий, а также широкая информационная работа с населением. Мы активно применяем цифровые решения. Например, в работу запущен модернизированный Ситуационный зал Командного центра, где сосредоточены системы мониторинга, прогнозирования и анализа ЧС. Это позволяет нам отслеживать ситуацию в режиме реального времени. Здесь сосредоточены цифровые системы прогнозирования, моделирования и анализа чрезвычайных ситуаций, которые позволяют осуществлять ежедневный мониторинг за оперативной обстановкой по стране.
Внедрен ряд информационных систем, как космический мониторинг дистанционного зондирования земли, мониторинг природных пожаров путем выявления термических аномалий, база ГИС ЧС. Выведены системы раннего выявления и предупреждения очагов возгорания в ГНПП «Кокшетау», «Бурабай», ГЛПР «Ертіс орманы», ГЛПР «Семей орманы» в Акмолинской, Павлодарской областей и области Абай, а также в лесных массивах Костанайской, Карагандинской, Западно-Казахстанской областей, ГРПП «Медео» Алматы, «Зеленого пояса» Астаны.
Дополнительно организована прямая трансляция полетов БПЛА для проведения мониторинга за обстановкой в регионах.
– Звучит масштабно. А сколько случаев возгораний уже зафиксировано в этом году?
– С начала пожароопасного сезона зарегистрировано 323 лесных пожара общей площадью более 39 тысяч гектаров. Также было зафиксировано 21 степное возгорание и более 1 500 случаев загорания сухой травы.
– Как налажена координация между службами?
– У нас утвержден четкий алгоритм реагирования на природные пожары: от момента обнаружения возгорания до режима чрезвычайной ситуации. Он охватывает несколько уровней действий и включает конкретные задачи для всех служб – от МЧС и местных властей до лесных хозяйств. Отрабатываем эти алгоритмы на практике. Например, в этом году в Павлодарской области прошло республиканское командно-штабное учение «Өрт-2025». В нем участвовали также коллеги из России, Кыргызстана и Узбекистана. Подобные учения позволяют отрабатывать взаимодействие в реальных условиях.
– Хватает ли техники и ресурсов, чтобы справляться с крупными пожарами?
– Работа по укреплению материально-технической базы ведется поэтапно. Сейчас у нас на вооружении более 3 400 единиц техники, включая специализированную пожарную автотехнику. Только в 2024 году мы приобрели 348 машин, 8 500 единиц оборудования. В планах закупка еще 173 машин. Кроме того, у нас уже есть 10 воздушных судов, задействованных в тушении. По всей стране в готовности находятся 50,5 тысяч человек и почти 11 тысяч единиц техники для того, чтобы эффективно реагировать на крупные пожары.
– Что делается для информирования и обучения населения?
– Мы проводим масштабную разъяснительную работу. Объезжаем крестьянские хозяйства, проводим инструктажи, распространяем памятки, устраиваем уроки безопасности в школах. Только с начала года проведено более 3 тысяч встреч, 37 тысяч инструктажей, полторы тысячи круглых столов. Кроме того, работают 672 мобильные группы, которые патрулируют лесостепные массивы, проводят рейды и следят за соблюдением правил. За нарушения уже привлечено к ответственности более 3 700 человек.
– Насколько учтены уроки из прошлых крупных пожаров? Изменились ли подходы?
– Безусловно. Один из ключевых выводов – реагировать нужно не по запросу, а проактивно. Сейчас, как только мы получаем сигнал о термической аномалии из космоснимка или любую другую информацию, наши силы направляются к месту потенциального возгорания без промедлений. Такой подход уже показал свою эффективность: значительно сократилось число пожаров, вызванных деятельностью человека. Кстати, около 60% лесных пожаров сегодня связаны с природными причинами – грозами. Остальное – результат человеческой неосторожности. Поэтому мы и обращаемся ко всем гражданам: соблюдайте элементарные правила безопасности. Сейчас, когда в ряде регионов сохраняется высокий класс пожарной опасности, это особенно важно.
– Спасибо за интервью!

Асель Катранова