
Аннотация
Вопросы гендерного равенства играют значимую роль в современном обществе, определяя уровень социальной справедливости и доступности прав для всех граждан. В статье рассматриваются ключевые аспекты гендерной дискриминации, её историческое развитие, современные вызовы и правовые механизмы противодействия. Анализируются международные и национальные нормы, направленные на обеспечение равных возможностей, а также деятельность международных организаций, таких как ООН, ПРООН и ЮНИСЕФ. Особое внимание уделяется проблемам разрыва в оплате труда, феномену «стеклянного потолка», гендерному насилию и влиянию стереотипов на социальные институты. В статье подчеркивается необходимость комплексного подхода к решению проблем гендерного неравенства через законодательные реформы, просветительские инициативы и развитие институциональных механизмов.
Ключевые слова: гендерное равенство, дискриминация по признаку пола, международное право, гендерные стереотипы, равные возможности, CEDAW, права женщин, стеклянный потолок, гендерное насилие, гендерный разрыв в оплате труда.
Гендерное равенство – одна из важных тем современного общества. Оно затрагивает вопросы дискриминации, прав женщин, равных возможностей и справедливости. Несмотря на достижения в этой сфере, проблема неравенства по-прежнему актуальна. В этом контексте мы проанализируем основные аспекты гендерной дискриминации: от ее исторических корней до современных форм и способов борьбы с ней на международном и национальном уровнях. Начнем с того, что согласно данным Бюро национальной статистики Республики Казахстан, на 1 декабря 2024 года численность населения страны составила 20 265 320 человек, из которых женщин – 10 363 778, что составляет примерно 51,1% от общей численности населения. Более половины казахстанского общества, как видим, находится в определенной дискриминации по половой принадлежности. Так быть не должно.
Гендер – это не просто разница между мужчинами и женщинами на биологическом уровне. Это социальное понятие, включающее нормы, ожидания и роли, которые общество, государство предоставляют людям в зависимости от их пола. Такие стереотипы могут ограничивать и женщин, и мужчин, закрепляя устаревшие представления о семье, работе и социальной жизни.
Гендерная дискриминация проявляется по-разному. Она может быть явной – например, когда женщинам запрещают работать в определенных сферах, или скрытой – когда при трудоустройстве отдают предпочтение мужчинам, женщинам выдают меньшего размера зарплату за ту же работу. По инициативе Главы казахстанского государства К.-Ж.К. Токаева был отменен “архаичный” список работ, который ограничивал применение труда женщин; он же проинициировал введение обязательных 30-процентных парламентских квот для женщин и молодежи при составлении избирательных списков от политических партий.
Кроме того, на сложность ситуации влияют и другие факторы: расовая или этническая принадлежность, возраст, инвалидность. Например, мигрантки или женщины с ограниченными возможностями часто сталкиваются с еще большими трудностями.
Несмотря на прогресс, гендерное неравенство остается серьезной проблемой. Женщины по-прежнему зарабатывают меньше мужчин, сталкиваются с трудностями при продвижении по карьерной лестнице и менее представлены в руководстве компаний и политике. Во многих странах сохраняются «стеклянные потолки» – невидимые барьеры, мешающие женщинам занимать высокие должности. Хотя некоторые государства вводят квоты и программы наставничества, перемены все же происходят медленно.
Еще одна большая проблема – насилие по признаку пола. Это не только физическое и сексуальное насилие, но и экономическое, психологическое давление. Многие страны ужесточают наказания и принимают законы для защиты жертв, но из-за страха и социальной стигматизации многие случаи остаются незарегистрированными. Также женщины несут большую нагрузку в семейной жизни: ведение хозяйства и воспитание детей чаще всего ложится именно на них. Это ограничивает их возможности для карьеры, а дефицит детских садов и гибких условий труда только усугубляет ситуацию.
В Казахстане решение вопросов гендерного равенства и борьбы с дискриминацией происходят посредством принятия ряда мер, инициатив, которые осуществляются в соответствующих проектах и мероприятиях. В последние годы, в том числе в 2025 году продолжались и продолжаются усилия в целях улучшения положения женщин и сокращения гендерных диспропорций. В этой связи мы предлагаем вникнуть в содержание ряда принятых и принимаемых мер в этом направлении. В первую очередь хотелось бы обратить внимание на принятые законодательные меры. Статья 1 Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2009 года «О профилактике бытового насилия» так определяет понятие «бытового насилия», которое понимается как «умышленное противоправное деяние (действие или бездействие) одного лица в сфере семейно-бытовых отношений в отношении другого (других), причиняющее или содержащее угрозу причинения физического и (или) психического страдания». Это общее понятие законодатель статьей 4 Закона подразделил на следующие исчерпывающие виды: физическое насилие, которое определено как «умышленное причинение вреда здоровью путем применения физической силы и причинения физической боли»; психологическое насилие, под которым понимается «умышленное воздействие на психику человека, унижение чести и достоинства посредством угроз, оскорблений, шантажа или принуждение (понуждение) к совершению правонарушений или деяний, представляющих опасность для жизни или здоровья, а также ведущих к нарушению психического, физического и личностного развития»; сексуальное насилие, понимаемое как «умышленное противоправное действие, посягающее на половую неприкосновенность или половую свободу человека, а также действия сексуального характера по отношению к несовершеннолетним»; экономическое насилие, определенное законодателем как «умышленное лишение человека жилья, пищи, одежды, имущества, средств, на которые он имеет предусмотренное законом право. Настоящий Закон определяет правовые, экономические, социальные и организационные основы деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан Республики Казахстан по профилактике бытового насилия». Но Закон стремится поставить барьеры на пути совершения любого вида насилия и в этой связи делает ставку на профилактику бытового насилия, которую законодатель понимает как «комплекс правовых, экономических, социальных и организационных мер, осуществляемых субъектами профилактики бытового насилия, направленных на защиту конституционных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в сфере семейно-бытовых отношений, предупреждение и пресечение бытового насилия, а также на выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению».
Но решение проблем дискриминации и гендерного равенства в отношении женщин невозможно без установления общих государственных гарантий, которые обеспечивали бы равные права и равные возможности как в отношении мужчин, так и женщин. И эту функцию решения данного вопроса берет на себя Закон Республики Казахстан от 8 декабря 2009 года «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин», который в статье 1 определяет, что гендер – это «социальный аспект отношений между мужчинами и женщинами, который проявляется во всех сферах жизни», гендерное равенство представляет собой «правовой статус, обеспечивающий мужчинам и женщинам равные права и равные возможности и реальный доступ к участию в политической, экономической, социальной, общественной и культурной сферах жизни вне зависимости от половой принадлежности». Эта же статья Закона дискриминацию по признаку пола понимает как «любое ограничение или ущемление прав и свобод человека, а также принижение его достоинства по признаку пола» и одновременно дает определение понятию «равные права» как «гарантированное государством, закрепленное в Конституции и законах Республики Казахстан равное для мужчин и женщин право осуществления гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав». Данный закон обеспечивает «гарантии равного доступа мужчин и женщин к государственной службе», в виде следующей гарантии обязывает работодателей обеспечивать равные права и равные возможности «мужчин и женщин в сфере трудовых отношений». Закон считает необходимым обеспечивать гендерное равенство «прав и обязанностей мужчин и женщин в брачно-семейных отношениях и воспитании детей». Государство берет на себя гарантии «по обеспечению гендерного равенства в области охраны здоровья, образования, культуры, что Закон относит такую гарантию к разряду существенных. Закон считает необходимым внедрять еще одну гарантию в виде необходимости обеспечения государственного контроля и надзора «за соблюдением законодательства Республики Казахстан о государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин». «Взаимодействие органов государственного контроля и надзора с общественными организациями в обеспечении гендерного равенства и защите прав женщин» включено в состав гарантий. И наконец, «ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин» стала реальной гарантией анализируемого Закона. Вся эта совокупность гарантий стала основой этого необходимого социального закона о предоставлении гарантий всем мужчинам и женщинам казахстанского общества.
Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей», принятый 15 апреля 2024 года, внес существенные изменения в 14 законов страны. Так, в Кодекс Республики Казахстан от 26 декабря 2011 года «О браке (супружестве) и семье» предоставил Центрам поддержки семьи право выходить на «взаимодействие с местными исполнительными органами, организациями, волонтерами, консультативно-совещательными органами по вопросам реализации государственной семейной политики, профилактики бытового насилия». К примеру, внесенное в Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2009 года «О профилактике бытового насилия» дополнение выглядит так: 1) статью 1.7 дополнить пунктом 3-1 следующего содержания: «3-1. При выявлении угрозы или фактов бытового насилия уполномоченные государственные органы и организации по оказанию помощи принимают меры индивидуальной профилактики правонарушений в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Республики Казахстан». Это означает, что женщина должна быть защищена от бытового насилия не только по ее заявлению, но и по факту его совершения.
Другой мерой, направленной на обеспечение решения вопросов дискриминации и гендерного равенства стало проведение социальных исследований. В 2020-2024 годы проводились большие социологические исследования, к примеру, при поддержке Программы развития ООН, что позволило более четко оценить текущее состояние проблемных вопросов гендерного равенства и позволило выявить проблемы, требующие своего разрешения. Проведенное совместно ООН (структуры «ООН-женщины» и ПРООН) и правительством Казахстана социологическое исследование показало, что 73 процента опрошенного мужского населения Казахстана считают, что у женщин Казахстана достаточно прав и возможностей. Но при этом 18 процентов опрошенных полагают, что применение физического насилия мужчинами в отношении жены может быть допустимо. В этой связи необходимо совместное научное сотрудничество социологов и юристов для изучения причин этого явления с тем, чтобы купировать такое отношение мужчин по отношению к женщинам. Другое исследование ПРООН пришло к заключению о том, что расширение прав женщин и достижение тем самым гендерного равенства можно считать жизненно важными, чтобы достичь Целей устойчивого развития до 2030 года.
К третьей инициативе можно отнести развернутую в 2024-2025 годах образовательную деятельность и информирование, что позволило повышать осведомленность в обществе о состоянии равенства и гендерных прав, а также обеспечивать внедрение гендерной статистики во многие сферы жизни.
Повседневную поддержку женщин можно отнести к еще одной инициативе по развитию гендерного равенства. В этой связи реализуются программы по поддержке женщин, в которые включается содействие в деле совмещения семейных и профессиональных обязанностей, помощь по охране здоровья, а также социальной защите женского населения.
Такие меры оказывают помощь в создании более справедливого, а также равноправного казахстанского общества.
Важную роль играют культурные традиции и стереотипы. Воспитание, СМИ и образовательные программы могут как поддерживать гендерные предубеждения, так и помогать их разрушать. Поэтому борьба за равные права – это не только законы, но и изменения в сознании людей. Одним из основополагающих документов в области гендерного равенства является Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW, 1979), принятая Генеральной Ассамблеей ООН (Республика Казахстан официально присоединилась к данной Конвенции 29 июня 1998 года). Она устанавливает обязательства государств по обеспечению равноправия мужчин и женщин, включая реформирование законодательства, разработку национальных стратегий и внедрение институциональных механизмов защиты прав женщин. Конвенция требует от государств-участников ликвидации всех форм дискриминации, включая дискриминацию в сфере занятости, политического участия, образования и здравоохранения. Статья 2 обязывает государства внедрять законодательные меры против дискриминации, статья 11 регулирует право на равную оплату труда, а статья 15 гарантирует равноправие перед законом. Казахстан во исполнение данной Конвенции принял упомянутый выше Закон от 8 декабря 2009 года «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин», основной целью которого на основании статьи 3 является «создание правовых основ для достижения равенства мужчин и женщин в обществе, направленных на преодоление всех форм и проявлений дискриминации по половому признаку, создание политических предпосылок и необходимых социальных условий для наиболее полной реализации способностей мужчин и женщин во всех сферах трудовой, общественной и личной жизни».
Кроме того, в русле темы нашей статьи важное значение имеют Международный пакт о гражданских и политических правах (1966) и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), закрепляющие принцип недискриминации и равных прав независимо от пола. В статье 3 каждого из этих пактов закреплено обязательство государств-участников обеспечить равенство мужчин и женщин в пользовании всеми правами.
Также важную роль играют Конвенция МОТ № 100 о равной оплате труда (1951) и Конвенция МОТ № 111 о дискриминации в области труда и занятий (1958), направленные на устранение дискриминации на рабочем месте. Они устанавливают правовые механизмы, обеспечивающие равную оплату за труд равной ценности и недопущение дискриминации при найме и продвижении по службе.
Региональные системы защиты прав человека также играют важную роль в обеспечении гендерного равенства. В Европе ключевым инструментом является Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950), которая в сочетании с практикой Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) обеспечивает правовую защиту от гендерной дискриминации. Статья 14 Конвенции запрещает дискриминацию, включая дискриминацию по признаку пола.
Несмотря на наличие обширной международной правовой базы, эффективность этих документов зависит от их имплементации на национальном уровне. Многие государства принимают национальные законы, основанные на международных нормах, но проблема их реального исполнения остается актуальной. Например, хотя CEDAW требует устранения дискриминации, во многих странах сохраняются различия в оплате труда, недостаточное представительство женщин в политике и проблемы с защитой от гендерного насилия.
Механизмы мониторинга, такие как Комитет CEDAW, Европейский суд по правам человека и другие региональные суды, играют важную роль в обеспечении соблюдения международных стандартов. Однако не все государства надлежащим образом исполняют их решения.
Стратегия ПРООН по гендерному равенству на 2022-2025 годы была разработана в непростых условиях, когда пандемия COVID-19 усугубила существующие проблемы, увеличив разрыв в правах и возможностях мужчин и женщин. Многие достижения в сфере равноправия оказались под угрозой, а социально-экономические последствия кризиса затронули женщин сильнее, чем мужчин. Поэтому основная цель стратегии – не просто восстановить утраченное, а ускорить прогресс и создать устойчивые условия для равных возможностей.
Первое, что важно учитывать, что гендерные аспекты должны быть встроены во все программы и проекты. Это не дополнительный элемент, который можно учесть по желанию, а ключевой фактор успеха. Когда гендерное измерение игнорируется, даже полезные инициативы могут непреднамеренно усиливать неравенство. Поэтому на всех этапах – от планирования до реализации – необходимо анализировать, как тот или иной проект повлияет на женщин и мужчин.
Еще один приоритет – усиление экономических прав и возможностей женщин. Финансовая независимость – это не просто возможность зарабатывать, а реальный инструмент самореализации и защиты от дискриминации. Программы, направленные на поддержку женщин в бизнесе, предоставление им доступа к технологиям и ресурсам, помогают не только конкретным людям, но и экономике в целом.
Важной задачей остается участие женщин в управлении и принятии решений. Без их голоса невозможно говорить о действительно справедливом обществе. Когда женщины присутствуют в политике, бизнесе и общественной жизни на равных с мужчинами, это приводит к более сбалансированным и эффективным решениям. Поэтому необходимо не просто поощрять женщин к активному участию, но и создавать условия, при которых их голос будет услышан.
Безопасность женщин – еще один ключевой аспект стратегии. Гендерное насилие остается глобальной проблемой, и борьба с ним требует комплексного подхода. Это не только наказание преступников, но и профилактика, поддержка жертв, изменение общественных установок. Важно, чтобы женщины чувствовали себя защищенными, знали, куда обращаться за помощью и были уверены, что их проблемы не останутся без внимания.
Но для того, чтобы все эти инициативы работали, необходима сильная институциональная основа. Законы должны не просто существовать, а реально применяться, имплементироваться. Это означает поддержку организаций, работающих в сфере гендерного равенства, создание эффективных механизмов мониторинга и постоянное совершенствование подходов с учетом лучших мировых практик.
Таким образом, Стратегия по обеспечению гендерного равенства ПРООН на 2022-2025 годы – это не просто документ, а руководство к действию, направленное на создание общества, где гендерное равенство – представляет собой реальность.
Стратегия также акцентирует внимание на необходимости адаптации к новым вызовам, включая изменения климата, цифровую трансформацию и возникающие кризисы, с учётом их влияния на гендерное равенство. ПРООН подчёркивает важность партнёрства с правительствами, гражданским обществом и частным сектором для достижения поставленных целей.
Первая очередная сессия Исполнительного совета ЮНИСЕФ, состоявшаяся 4-7 февраля 2025 года, уделила значительное внимание вопросам гендерного равенства. В рамках сессии был представлен доклад об оценке Стратегического плана ЮНИСЕФ на 2022-2025 годы, в котором особое внимание уделено прогрессу в области гендерного равенства. Доклад подчеркнул, что, несмотря на достигнутые успехи, необходимы дополнительные усилия для устранения гендерных стереотипов и обеспечения равных возможностей для девочек и мальчиков. Рекомендации включают усиление программ, направленных на расширение прав и возможностей девочек, а также интеграцию гендерных аспектов во все направления деятельности ЮНИСЕФ. Кроме того, в ходе сессии был рассмотрен ответ руководства на оценку гендерной политики и планов действий ЮНИСЕФ по обеспечению гендерного равенства. Руководство признало необходимость усиления институциональных механизмов для достижения гендерного равенства и подчеркнуло важность устойчивой гендерной структуры, включая усовершенствованные системы мониторинга и оценки. Были предложены конкретные шаги по усилению гендерной интеграции в программы и операции организации, а также по повышению осведомленности и обучению персонала вопросам гендерного равенства.
Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин (CEDAW) рассматривает индивидуальные жалобы и выносит решения, направленные на устранение гендерной дискриминации. Ниже представлены краткие анализы двух таких решений, отражающих ключевые аспекты, связанные с темой гендерного равенства и дискриминации.
В одном из своих решений Комитет подчеркнул, что гендерные стереотипы в судебной системе могут подрывать право женщин на справедливое судебное разбирательство. В частности, Комитет отметил, что судебные органы не должны применять жесткие стандарты, основанные на предвзятых представлениях о том, какие действия подпадают под определение семейно-бытового насилия. Это решение акцентирует внимание на необходимости искоренения стереотипов, которые могут препятствовать объективному рассмотрению дел, связанных с насилием в отношении женщин.
В другом решении Комитет рассмотрел вопрос о непропорционально низких пенсионных пособиях для женщин, что повышает риск бедности среди них. Особое внимание было уделено представительницам уязвимых групп, таким как сельские женщины. Комитет призвал государства-участники улучшить доступ этих категорий к социальной защите, обеспечивая равные условия и предотвращая дискриминацию. Это решение подчеркивает важность разработки инклюзивных социальных программ, учитывающих специфические потребности различных групп женщин.
Эти решения Комитета CEDAW демонстрируют необходимость комплексного подхода к устранению гендерной дискриминации, включая реформы в судебной системе и улучшение социальных гарантий для женщин из уязвимых групп.
Гендерная дискриминация в законодательстве Республики Казахстан остается актуальной проблемой, несмотря на принятые меры по обеспечению равноправия мужчин и женщин. Казахстан ратифицировал ключевые международные договоры в этой сфере, включая Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW), что обязывает государство совершенствовать национальное законодательство в соответствии с международными стандартами.
Основные нормы, регулирующие вопросы гендерного равенства, закреплены в Конституции Республики Казахстан, Трудовом кодексе, Законе «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин» и других нормативных актах. Согласно статье 14 Конституции, никто не может подвергаться дискриминации по признакам пола, но на практике сохраняются определенные правовые пробелы и недостатки в реализации этих норм.
Гендерное насилие остается одной из острых проблем, требующих совершенствования законодательства. В 2024 году в Казахстане были приняты поправки в Уголовный кодекс и Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях, усиливающие ответственность за насилие в семье. Закон Республики Казахстан от 15 апреля 2024 года № 72-VIII ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей» внёс изменения в ряд законодательных актов, акцентируя внимание на обеспечении прав женщин и безопасности детей. Основные положения включают ужесточение наказаний за насилие, введена уголовная ответственность за нанесение лёгкого вреда здоровью и побои в семейно-бытовой сфере, что ранее рассматривалось как административное правонарушение. В поддержку пострадавшим суды получили полномочия назначать обязательную психологическую помощь лицам, совершившим правонарушения в семейно-бытовых отношениях, с целью предотвращения повторных инцидентов.
План действий Правительства Республики Казахстан по обеспечению продвижения равных прав и возможностей мужчин и женщин на 2024-2027 годы, утверждённый постановлением № 759 от 18 сентября 2024 года, направлен на реализацию мероприятий, способствующих достижению гендерного равенства в различных сферах общества. Документ охватывает вопросы образования, здравоохранения, социальной защиты, брачно-семейных отношений и участия женщин в экономической и политической жизни страны. Он направлен на улучшение механизмов правоприменения, совершенствование законодательства и развитие институциональных механизмов защиты от дискриминации.
В рамках 23-го совещания государств-участников Конвенции Организации Объединенных Наций по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин состоялись выборы членов комитета по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW) на 2025-2028 годы в штаб-квартире ООН, сообщили в МИД РК. Впервые кандидат от Казахстана – известный казахстанский дипломат Мадина Джарбусынова была избрана в состав CEDAW – Комитет ООН по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин на период с 2025 по 2028 годы. Это является знаменательным историческим событием, поскольку ранее ни одна из центральноазиатских стран, в том числе Республика Казахстан, не была представлена в данном важном органе ООН.
В 2025 году в Казахстане реализуются значимые реформы, направленные на обеспечение социальной справедливости: происходит повышение прожиточного минимума, увеличение пенсий и запуск программы «Национальный фонд – детям», что способствует улучшению благосостояния женщин и детей. В сфере образования особое внимание уделяется устранению гендерных стереотипов в учебных материалах, обеспечению равного доступа к обучению и профессиональному развитию, а также поддержке женщин в научной и академической деятельности. В здравоохранении акцент сделан на учёт гендерных факторов в профилактике и лечении заболеваний, обеспечении равного доступа к медицинским услугам и разработке программ по охране репродуктивного здоровья.
Социальная защита включает меры по расширению возможностей женщин на рынке труда, поддержке семей с детьми, развитию механизмов социальной помощи с учётом гендерных аспектов. Важное место занимает работа по продвижению равного распределения семейных обязанностей, повышению роли отцовства и формированию культуры равноправного воспитания детей. В рамках экономической и политической сфер план предусматривает активизацию участия женщин в бизнесе, поддержку женского предпринимательства, увеличение представительства женщин в органах государственной власти и повышение их роли в принятии решений.
Реализация Плана предполагает межведомственное взаимодействие, сотрудничество с неправительственными организациями и международными институтами, а также мониторинг эффективности принимаемых мер. Документ включает более 50 конкретных мероприятий и ориентирован на долгосрочные изменения, направленные на достижение устойчивого гендерного равенства в Казахстане.
Гендерно-чувствительная политика, учитывающая потребности женщин в трудовой сфере, может способствовать снижению уровня безработицы среди них и укреплению их экономической независимости.
В рамках рекомендаций для Казахстана следует обратить внимание на успешные практики других стран. Например, в Норвегии введены квоты, обеспечивающие не менее 40 процентов представительства женщин в советах директоров компаний. В Испании законодательство обязывает компании с численностью сотрудников более 50 человек разрабатывать и внедрять планы по обеспечению гендерного равенства. Эти планы направлены на устранение дискриминации и продвижение равных возможностей для мужчин и женщин в трудовой сфере. Кроме того, правительство Испании подготовило законопроект, требующий, чтобы к 2026 году компании со штатом более 250 сотрудников и годовым доходом свыше 50 миллионов евро обеспечивали не менее 40 процентов представительства женщин в советах директоров. Рассмотрение и адаптация подобных мер в Казахстане могут способствовать ускорению достижения гендерного паритета. В Европе, например, действуют квоты, которые помогают женщинам активнее участвовать в управлении страной.
Хотя казахстанский законодатель ввел обязательную квоту в размере 30 процентов для женщин и молодежи в избирательных партийных списках, думается, есть смысл продумать вопрос о дополнительных квотах для женщин в других сферах, как это уже сделано в других зарубежных государствах.
Кроме того, важно усилить меры по борьбе с бытовым насилием и защитить права женщин в уголовном и административном законодательстве. Ужесточение ответственности за бытовое насилие, как это было сделано в 2023 году по поручению Президента, является значительным шагом в этом направлении.
Вопросы гендерного равенства и дискриминации продолжают оставаться актуальными для Казахстана, несмотря на значительный прогресс в данной сфере. Так, согласно докладу, опубликованному в сентябре 2024 года к 30-летию Четвертой Всемирной конференции по положению женщин, Казахстан поднялся на 18 позиций в Глобальном индексе гендерного разрыва и занял 62-е место среди 146 стран. Это подтверждает положительную динамику в обеспечении равных возможностей, достигнутую благодаря государственной политике и активному участию гражданского общества. Однако, несмотря на успехи, сохраняются определенные вызовы, особенно в вопросах занятости и роли женщин в управленческих процессах.
В этом контексте важно учитывать не только государственные меры, но и общественные инициативы. В августе 2024 года издание Factcheck.kz опубликовало исследование о том, как мужчины могут поддержать борьбу за гендерное равенство. Исследование подчеркивает, что равноправие выгодно не только женщинам, но и всему обществу, включая мужчин, так как способствует социальной стабильности и экономическому развитию. Таким образом, включение мужчин в этот процесс становится не менее важным шагом, чем законодательные изменения.
Подобные инициативы находят отклик и на уровне власти. В октябре 2024 года на заседании Сената председатель палаты заявил, что более 50 процентов населения Казахстана составляют женщины и девочки, и создание условий для их полноценной реализации должно стать приоритетом государственной политики. Это заявление подкрепляет стремление властей к усилению мер по обеспечению равных возможностей и подтверждает необходимость дальнейших шагов в данном направлении.
Казахстан делает шаги к более справедливому обществу, где гендерное равенство становится не только политической целью, но и важной частью развития страны. Однако, чтобы добиться реальных изменений, нужно продолжать работу по устранению барьеров в экономике, политике и социальной жизни. Законы, защищающие права женщин и обеспечивающие равные возможности, уже существуют, но важно, чтобы они реально работали. Многие страны, такие как Исландия, Испания, Германия и Норвегия, требуют от работодателей доказывать, что зарплаты мужчин и женщин на одинаковых должностях равны. Также они внедряют планы по гендерному равенству и следят, чтобы в руководстве компаний было больше женщин. Эти меры уже доказали свою эффективность.
Казахстану необходимо учитывать этот опыт и адаптировать его под свою систему. Например, можно усилить контроль за соблюдением принципа равной оплаты труда и сделать зарплаты в компаниях более прозрачными. Также можно стимулировать работодателей к равным условиям найма и продвижения, например, через налоговые льготы или субсидии.
Еще один важный шаг – усиление защиты от гендерного насилия. Это не только ужесточение наказаний за семейное насилие и харассмент, но и создание центров поддержки для пострадавших, а также программ помощи и реабилитации.
Долгосрочные изменения невозможны без образования. Важно развивать школьные и университетские программы, которые формируют культуру равных возможностей. А также проводить тренинги для работодателей и госслужащих, чтобы менять устаревшие взгляды и стереотипы. Чтобы добиться реального гендерного равенства, нужно сочетать международный опыт с учетом особенностей страны. Только комплексный подход поможет устранить дискриминацию и создать равные условия для всех.
Елемесова Ақерке Еркінқызы,
преподаватель кафедры
международного права ЕНУ
им.Л.Н.Гумилева, доктор PhD,
Сарсембаев Марат Алдангорович, доктор юридических наук,
профессор юридического
факультета Евразийского
национального университета
имени Л.Н. Гумилева, член
Общественного фонда
«National Endowment for Prosperity»