В Мажилисе Парламента РК была презентована новая редакция проекта Кодекса «О здоровье народа и системе здравоохранения» и сопутствующий к нему законопроект. Ее презентовал министр здравоохранения Елжан Биртанов и ответил на все вопросы депутатов, представителей общественности и средств массовой информации. Основаниями для разработки проекта Кодекса стали Послание Главы государства народу Казахстана от 10 января 2018 года, предвыборная программа Президента РК «Благополучие для всех! Преемственность. Справедливость. Прогресс.». Проект Кодекса включает следующие основные направления – это общественное здоровье; медицинская помощь; образование и наука; фармацевтическая деятельность; кадровая политика и цифровое здравоохранение.
После принятия Кодекса будет оптимизировано количество подзаконных актов с 350 до 210 (ПП РК и приказы МЗ) за счет объединения компетенций, схожих по предмету регулирования. Министерством для обсуждения проекта Кодекса проведены 6 публичных обсуждений, в т.ч. на площадке партии «NurOtan» и НПП «Атамекен», а также выездные семинары и круглые столы в регионах. Всего на специальную почту и социальные сети от граждан поступило более 3 тыс. предложений.
По общественному здоровью проектом Кодекса предусматриваются нормы, направленные на укрепление здоровья населения. А именно: регламентированы нормы по охране психического здоровья, профилактике суицидального поведения и зависимостей, вызванных психоактивными веществами, а также азартными играми; (в действующем Кодексе отсутствуют нормы по профилактике суицидального поведения, а также по охране здоровья вызванного зависимостью азартными играми); регламентированы нормы по вовлечению родителей и педагогов в охрану здоровья воспитанников и школьников с проведением образовательных и разъяснительных мероприятий (родители и педагоги недостаточно вовлечены в обучающие и разъяснительные мероприятия касательно необходимости быть приверженным к здоровому образу жизни, репродуктивного здоровья. Данные мероприятия осуществляются в основном работниками оказывающими ПМСП);
- регламентированы нормы по предоставлению подросткам и молодежи конфиденциальной комплексной помощи (медицинская помощь несовершеннолетним предоставляется сейчас с участием родителей. Отсутствует предоставление подросткам и молодежи комплексной помощи в условиях конфиденциальности). В этой связи, в проекте предусматривается предоставление комплексной помощи, включающей медицинские, психо-социальные и юридические услуги.
Также предусматриваются новые важные положения, ориентированные на профилактику заболеваний. В частности, по обязательной заботе гражданами о своем здоровье, в том числе обязательному прохождению скрининга и получению профилактических прививок (сейчас забота о собственном здоровье каждого человека является добровольной, что зачастую приводит к беспорядочному образу жизни и развитию различных заболеваний. Включены нормы по регулированию влияния окружающей среды на здоровье населения, в том числе воздействию шума и атмосферного воздуха, потому что вопросы влияния окружающей среды на здоровье населения не урегулированы сейчас на законодательном уровне.
Есть, конечно, правовые нормы, которые следует обсуждать с обществом. По ограничению допуска непривитых детей в дошкольные организации. Это нужно для того, считают в Минздраве, что по причине не привития увеличены случаи заражения детей инфекционными заболеваниями, что негативно отражается на здоровье нации в целом.
Усиливается солидарная ответственность граждан, работодателей и государства на охрану общественного здоровья, профилактики неинфекционных и инфекционных заболеваний. А именно конкретизировано межведомственное взаимодействие. В настоящее время межведомственное взаимодействие по охране здоровья не урегулировано в полной мере, в связи с чем предусматривается конкретизация основных направлений, направленных на повышение качества жизни и укрепление здоровья в целом. К примеру: Министерство внутренних дел – принятие мер по предотвращению дорожно-транспортного травматизма и др.; Министерству образования и науки – предотвращение суицидов и травм среди детей и молодежи, обучение основам здорового образа жизни; Министерству культуры и спорта – создание условий и развитие физической культуры и спорта среди населения; Министерству сельского хозяйства – обеспечение продовольственной безопасности, обеспечение безопасной питьевой водой и др.
Одним из важных правовых норм является, установление обязательного предоставления социальных отпусков для прохождения скринингов, которые выявляют неинфекционные заболевания (болезни системы кровообращения, онкопатологий, сахарный диабет, глаукома и другие). Сейчас сложилась практика, когда люди не проходят скрининговые осмотры по причине занятости на работе.
Первая помощь, которая может спасти жизнь. Поэтому четко регламентирована обязательность обучения навыкам первой помощи при получении водительских прав. Сегодня наблюдается высокий уровень смертности при дорожно-транспортных происшествиях ввиду отсутствия лиц, обученных оказанию первой помощи. В стране в 84,5% случаях пострадавшие в ДТП умирают на догоспитальном этапе, в то время как в странах ОЭСР этот показатель составляет около 50%. При ДТП сотрудниками дорожной полиции первая помощь оказывается лишь в 0,2 — 0,7% случаев, само- и взаимопомощь водителями автотранспорта в 7 — 8% случаев, тогда как неотложные мероприятия требовались не менее чем у 65% пострадавших. Поэтому в результате принятия указанных поправок: ожидается снижение количества суицидальных попыток и потребления табачных изделий, алкогольных напитков; усилится охрана общественного здоровья; укрепится здоровье нации, в том числе путем профилактики репродуктивного здоровья молодежи; усилится солидарная ответственность граждан за свое здоровье; обеспечится сдерживание негативного влияния окружающей среды на здоровье населения; снизится уровень инфекционных заболеваний среди детей; ожидается повышение ожидаемой продолжительности жизни; обеспечится диагностика заболеваний работников на раннем этапе и самое главное снизится смертность при ДТП.
Второй блок вопросов. Это медицинская помощь. Предлагается пересмотреть подходы для достижения высокого качества медицинской помощи согласно международной практике. В частности, устанавливается трехуровневая система (первичная, вторичная, третичная система) оказания медицинской помощи, поскольку действующие виды и формы оказания медицинской помощи несовершенны. Будет внедрена интегрированная модель оказания медицинской помощи. В настоящее время при оказании ПМСП отсутствует комплексный подход, затрудняющий взаимодействие врачей ПМСП и как следствие негативно влияющий на качество медицинской помощи. Поэтому регламентированы нормы по определению объемов медицинской помощи в рамках ГОБМП, ОСМС и ДМС. Действующим Кодексом объем медицинской помощи в рамках ДМС с учетом объемов ГОБМП и ОСМС не определен. Произойдет переход диспансеризации в программы управления заболеваниями. Действующие нормы по динамическому наблюдению не отвечают требованиям международных стандартов для чего необходимо усиление функций и принципов организации работы ПМСП, в том числе трансформация диспансеризации в программы управления заболеваниями.
В целях обеспечения безопасной медицинской помощью предусматривается единый подход в стандартизации оказании медицинской помощи, поскольку действующим Кодексом не регламентированы требования по отражению в стандартах всех необходимых процессов оказания медицинской помощи, что приводит к недостаточной эффективности оказания медицинских услуг.
Целесообразно совершенствование актуального института трансплантации. Сейчас недостаточно регламентирована сама процедура трансплантации, что ограничивает ее прослеживаемость.
Также важно усиление государственного контроля в сфере оказания медицинских услуг (помощи). В настоящее время контроль осуществляется путем проведения профилактического контроля и внеплановой проверки. При этом, поступает множество обращений в отношение качества предоставляемой медицинской помощи, что свидетельствует об отсутствии ожидаемого эффекта.
В результате принятия указанных поправок будем надеяться, как указал министр здравоохранения Елжан Биртанов медицинская помощь станет более доступной, в том числе в сельской местности, повысится качество ПМСП, станут понятны границы объемов медицинских услуг, повысится качество управления неинфекционными заболеваниями, стандартизируются процессы оказания медицинской помощи, обеспечится транспарентность при трансплантации органов и тканей, усилится контроль за качеством предоставляемых медицинских услуг (помощи).
Третий важный блок, чтобы знали наши граждане – это сфера образования и науки.
В целях совершенствования образовательной деятельности предусматривается внедрение непрерывной интегрированной модели обучения и независимой оценки обучающихся и профессиональной подготовленности выпускников в соответствии с требованиями Всемирной федерации медицинского образования. Сейчас действующим законодательством установлена базовая подготовка врачей по клиническим специальностям 7 лет (бакалавриат – 5 лет, интернатура – 2 года), а также проведение оценки только при получении сертификата специалиста.
Также предусматриваются нормы, направленные на совершенствование научной деятельности, а именно: внедрение инновационных биомедицинских исследований вместо медицинских. Сегодняшние процедуры проведения медицинских исследований не отвечают процедурам в международной практике.
Актуальным является совершенствование деятельности комиссии по этике. Действующим Кодексом деятельность комиссии по этике недостаточно регламентирована, что не позволяет в полной мере использовать потенциал комиссии, тем более в свете последних событий.
Будет четко регламентированы правовые нормы по регулированию организации биобанков. Вопросы, касающиеся организации биобанков действующим законодательством не урегулированы. В результате принятия указанных поправок:
сократится срок базовой подготовки по клиническим специальностям от 7 до 6 лет, повысится качество подготовки медицинских кадров, обеспечится охват прикладных и фундаментальных исследований, обеспечится возможность регулирования деятельности комиссии по этике, приведет к развитию генной инженерии и персонифицированной медицины.
Важен четвертый важный блок в законопроекте – это фармацевтическая деятельность
Для совершенствования фармацевтической деятельности предусматривается конкретизация порядка сооплаты. На сегодняшний день отсутствует механизм, позволяющий пациенту на добровольной основе получить лекарственное средство лишь доплатив разницу в цене. Однако с целью поддержки отечественных лекарственных средств, данная норма не распространяется на ОТП.
Будет совершенствован фармацевтический инспекторат. Сейчас вопросы инспектирования деятельности не распространяются на иностранных производителей, в следствие чего является невозможным проследить качество изготавливаемого и продвигаемого лекарственного средства.
Также будет определен порядок применения лекарственных средств передовой терапии. Нормы по применению лекарственных средств не регламентированы и является затруднительным внедрение и применение новых методов диагностики, лечения и медицинской реабилитации. В результате принятия указанных поправок:
появится возможность приобретения гражданами лекарственных средств по своему выбору, обеспечится инспектирование деятельности зарубежных заявителей, увеличится количество внедряемых и применяемых новых методов диагностики, лечения и медицинской реабилитации. Важна кадровая политика. В целях повышения квалификации медицинских кадров предусматривается непрерывное профессиональное развитие кадров, в том числе повышение квалификации за счет работодателя. Сейчас недостаточно урегулированы вопросы непрерывности повышения квалификации.
Есть вопросы по сертификации медицинских работников. Действующим законодательством предусмотрена сертификация лишь для допуска к клинической практике и осуществлению руководства организацией здравоохранения.
Необходимо обязательное наставничество в резидентуре и начале профессиональной деятельности. В настоящее время требования об обязательном наличии наставничества в подготовке врачей отсутствуют.
Для обеспечения социальной поддержки со стороны государства предусматривается: - предоставление стимулирующих выплат, соответствующих уровню квалификации, а также закрепление приоритетных прав медицинских и фармацевтических работников на социальную поддержку за счет средств местных бюджетов. Меры социальной поддержки (в действующем Кодексе отсутствуют): предоставление жилища, выплата пособий, компенсация коммунальных расходов и другие льготы по решению МИО.
Также предусматривается введение понятия «медицинский инцидент» и механизма по его определению. А это ведь сложная, непростая сфера общественных отношений. На сегодняшний день отсутствует статистика медицинских инцидентов.
Обсуждается вопрос. Запрет на вмешательство в профессиональную деятельность медицинских и фармацевтических работников. Меры по защите прав и законных интересов работников здравоохранения недостаточно эффективны и не обеспечивают гарантий своевременного оказания медицинской помощи и защиты жизни и здоровья, как пациентов, так и медицинских работников. В результате принятия указанных поправок повысится качество подготовки кадров, снизится количество жалоб от населения, обеспечится соответствие специалистов профессиональной деятельности, станет возможными быстрая адаптация к профессиональной деятельности и в получении опыта; повысится статус медицинских и фармацевтических работников, повысится безопасность пациентов, будет солидарная ответственность за причинение вреда жизни и здоровью пациента при отсутствии небрежного или халатного отношения и появится возможность пресечения, предупреждения и недопущения нарушений прав и законных интересов работников здравоохранения.
В Век современных технологий и инноваций важно цифровое здравоохранение
Вводится ряд норм по обеспечению сохранности и защите персональных медицинских данных пациентов, в том числе предусматривающие конкретизацию порядка использования персональных и деперсонифицированных данных, а также ответственность за корректность и полноту ввода данных. В действующем законодательстве не регламентирован механизм использования персональных и деперсонифицированных данных, а также отсутствует ответственность за достоверность персональных медицинских данных. В результате принятия указанных поправок станет возможным получение медицинских услуг в цифровом режиме и обеспечится сохранность, конфиденциальность и корректность персональных медицинских данных пациентов.
Также в целях разграничения полномочий в системе здравоохранения между уполномоченным органом в области здравоохранения и местными исполнительными органами предусматривается: централизация лицензирования медицинской деятельности. В действующем законодательстве лицензирование медицинской деятельности осуществляет МИО (УЗ).
Актуальным является установление прямой компетенции Министерства здравоохранения на согласование назначении и освобождении от должности руководителей государственных организаций здравоохранения подведомственных МИО. Сейчас только предусмотрена лишь компетенция МИО на назначение и освобождение от должности руководителей государственных организаций здравоохранения по согласованию с Министерством здравоохранения.
Вносится предложение по необходимости согласования Министерством здравоохранения перераспределении средств по бюджетным программам (подпрограммам). В действующем Кодексе предусмотрено лишь перераспределение МИО средств по бюджетным программам (подпрограммам) без согласования с МЗ.
Обсуждается передача Министерству здравоохранения компетенции по выбору поставщиков медицинских услуг и возмещение их затрат. Сейчас предусмотрена лишь компетенция МИО по выбору поставщиков медицинских услуг и возмещение их затрат. И передача Министерству здравоохранения компетенции на организации работы по фармаконадзору и мониторингу безопасности, качества и эффективности медицинских изделий. В действующем Кодексе предусмотрено компетенция МИО на организацию работы по фармаконадзору и мониторингу безопасности, качества и эффективности медицинских изделий.
В результате принятия указанных поправок: усилятся лицензирование и разрешительный (постлицензионный) контроль, повысится конкурентоспособность медицинских организации, повысится эффективность использования бюджетных средств, обеспечится единый подход при закупе медицинских услуг, исключатся излишние нагрузки для МИО.
Сопутствующим законопроектом вносятся поправки в 21 законодательный акт, в т.ч. 8 кодексов (УК, УПК, УИК, ГПК, ПК, ТК, КоАП, Кодекс о браке).
Основные поправки в указанные законодательные акты направлены на синхронизацию с нормами новой редакции проекта Кодекса. Вместе с тем, в реализацию норм проекта Кодекса в КоАП вносятся поправки касающиеся административной ответственности. Дополнен новой статьей 80-1. Воспрепятствование законной деятельности медицинских и фармацевтических работников (адм. штраф на физических лиц – 5, должностных лиц – 10 и юридическихлиц — 35 МРП);
Теперь будет предусмотрена административная ответственность работодателей за нарушение требований по прохождению работниками скрининговых исследований (ч.2 ст.93). (1 раз – предупреждение, повторно в течение года, штраф – субъекты МП 20, СП 30, КП 120 МРП); а также предусматривается административная ответственность родителей за употребление несовершеннолетним табака, табачных изделий (ч.3 ст.127) (штраф – 20 МРП, либо административный арест на срок до 10 суток); Пересмотрена статья 437 Нарушение тишины (вместо «с 23 до 6 часов утра» и предлагается «с 20 до 9 часов утра», а также нарушение тишины развлекательными заведениями, расположенными в жилых зданиях и на территориях жилой застройки с 22 до 6 часов утра в будние, с 23 до 10 часов утра в выходные и праздничные дни, препятствующее нормальному отдыху и спокойствию физ. лиц).
В ЗРК «О рекламе» внесены поправки, предусматривающие запрет на демонстрацию табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных произведениях, передачах, представлениях программах и сопровождающим текстовым сообщением о вреде потребления табака непосредственно перед началом или во время демонстрации такого произведения, такой программы (ст.13).
Теперь депутатам предстоит детально обсудить проект Кодекса и приняв, закрепить более существенную защиту конституционных прав наших граждан.
Граждане столицы, г.Нур-Султан могут принять активное участие в обсуждении, обращаясь напрямую к депутатам.
Коканов К.