О кадровой политике в госаппарате региона, о качестве оказания государственных услуг и многом другом мы побеседовали с руководителем депаратмента госслужы по Павлодарской области Ержаном Нагизхановичем Карымсаковым

  1. Ержан Нагизханович, какой численный состав сейчас госслужащих в области?
    По состоянию на 1 января 2021 года общая штатная численность государственных служащих области составляет 5 009 единиц, фактическая 4 482 единиц. Средний возраст государственных служащих около 39 лет.
  2. Мужчины и женщины. Кого больше на госслужбе? В чем выражается гендерная политика на госслужбе?
    Сейчас в Павлодарской области внушительная часть государственных служащих – женщины, что составляет около трех тысяч человек. При этом в сравнении с прошлым годом с 21% до 24% выросло представительство женщин на руководящих позициях. Женщин руководителей в государственных органах около 80 человек. Однако такое представительство зависит от уровня ведомства: на областном уровне женщин-руководителей 9%, на сельском, в том числе акимы сельских округов и руководители самостоятельных отделов в городах и районах –28%. К примеру, из 122 всех акимов сел — 18 женщин (15%).
  3. Президентский молодежный кадровый резерв. Кто они – лучшие из лучших? Сколько назначены из них на должности?
    Более 7 тысяч кандидатов со всей республики подавали заявки для участия в проект Преидентский молодежный кадровый резерв, из которых отобрали 300. В Президентский молодежный кадровый резерв вошли 16 уроженцев Павлодарской области.
    Среди них есть и государственные служащие Асхат Оралов, Аян Бейсекин, Максат Турлубаев, Сагыныш Нуркимбаев, Арсен Тезекбаев.
    Пополнили список резервистов и представители политических партий, неправительственного сектора и бизнеса: Илья Теренченко — первый заместитель председателя Павлодарского областного филиала партии «НұрОтан», Арман Алекпаров — исполнительный директор ТОО «Песчанский ремонтно-механический завод» и др.
    В 2020 году 6 (шестеро) назачены на руководящие должности. Например, Платов Владимир Анатольевич более четырех лет проработавший финансовым директором ТОО «ДСК ТемірТас» назначен на должность руководителя управления индустриально-инновационного развития на тот момент. А его заместителем стал Сагыныш Нуркимбаев, ранее работавший главным специалистом аппарата акима области, корреспондент региональной газеты Алишер Шаяхметов назначен руководителем управления по информационной работе в Интернет пространстве и социальных сетях Министерства информации и общественного развития.
    Естественно, назначение резервистов на ответственные должности государственной службы и квазигосударственного сектора планируется путём последовательного карьерного роста.
  4. А будет ли проводиться набор в этом году? Если да, то изменились ли условия?
    Глава государства дал положительную оценку проведенной работе по отбору в Президентский молодежный кадровый резерв и поручил Агентству по делам госслужбы продолжить данную работу. В текущем году будет запущен второй этап отбора в Президентский молодежный кадровый резерв 2.0, в состав которого планируется включить 50 человек. В настоящее время критерии отбора кандидатов в проект находятся в разработке Агентства по делам госслужбы.
  5. Ержан Нагизханович, с прошлого года Павлодарская область вошла в пилот по оплате труда госслужащих, так называемая факторно-балльная шкала. Расскажите подробнее, пожалуйста.
    Действительно, местные исполнительные органы Павлодарской области с 2020 года вошли в пилотный проект по внедрению новой системы оплаты труда государственных служащих. Новая система оплаты труда состоит из фиксированной части и переменной части – бонусов. В зависимости от степени сложности и ответственности за принимаемые решения и конечного результата адмгосслужащие распределены по блокам. Есть блок А – основной (должности корпуса «Б», на которые возложены функции по формированию и реализации государственной политики в соответствующей сфере), блок Б – содействующий (внутренний аудит, связи с общественностью, юридическое сопровождение, финансовое, кадровое и информационно-технологическое обеспечение деятельности государственного органа, а также должности уполномоченного по этике) и блок С – вспомогательный (должности корпуса «Б», на которые возложены функции по обеспечению административно-хозяйственной деятельности, внутреннего контроля исполнения поручений руководства пилотного органа или вышестоящих органов, а также по защите государственных секретов).
    За счет внедрения новой системы оплаты труда снизилась текучесть кадров на госслужбе, в два раза возросло количество претендентов на одну вакансию, иногда их число достигает пять-шесть человек. Раньше на одно место приходилось один — два кандидата, а то и меньше. К примеру, на должность главного специалиста сектора развития предпринимательства Отдела предпринимательства и сельского хозяйства города Павлодара подали 11 участников.
    Зарплата работников местных исполнительных органов увеличилась почти в 2 раза. Например, у главного специалиста района с учетом опыта работы 5 лет оплата труда от 113 тысяч тенге увеличилась до 230 тысяч тенге.
    С 1 июля 2021 года все госорганы в республике перейдут на данный формат оплаты труда.
  6. Глава государства, выступая на совместном заседании палат парламента 1 сентября, поручил ускорить сроки сокращение госаппарата. Как это происходит в вашей области?
    Важно отметить, что Глава государства, говоря о сокращении численности государственных служащих, подчеркнул, что необходимы новые подходы в работе госаппарата, госаппарат должен быть эффективным и адекватным запросам общества. И нынешняя ситуация с пандемией показала, что даже при дистанционном формате работы процесс не останавливается, госорганы функционируют. В конце концов, не важно, было ли задание выполнено дома или за офисным столом, важен результат. И по поручению Главы государства до 1 июля 2021 года следует завершить сокращение штата госслужащих и работников нацкомпаний в общем на 25%, так как необходима перезагрузка всей системы госуправления,
    В нашей области работа по сокращению штата началась с оптимизации госорганов. Произошло объединение управления предпринимательства и торговли и управления индустриально-инновационного развития. Управление предпринимательства и индустриально-инновационного развития будет курировать вопросы бизнеса, промышленности и инноваций.
    Сокращение штата в госаппарате региона планируется завершить до конца 1 квартала этого года. При этом основной акцент будет сделан на имеющиеся вакансии и высвобожденные единицы за счет выхода работников на пенсию.
    В первую очередь необходимо рассмотреть оптимизацию постоянных вакансий; возможность сокращения должностей, занимаемых лицами, достигшими пенсионного возраста, срок пребывания которых на госслужбе был продлен на один год. При этом госслужащим, выходящим на пенсию, не следует продлевать срок пребывания на госслужбе.
    При необходимости провести внутреннее перемещение сотрудников, чьи должности будут подлежать сокращению, на временные вакансии.
    Также будет учитываться неравномерность распределения вакантных должностей по госорганам, поэтому по каждому ведомству будут проводиться отдельные расчеты.
    А высвобожденные средства позволят повысить заработную плату служащим по ФБШ, о которой мы говорили выше.
  7. В прошлом году в законодательство о государственной службе были внесены изменения и дополнения. Расскажите, пожалуйста, об этом на примере вашего региона.
    В ноябре 2020 года Главой государства подписан Указ о ротации для политических служащих, теперь они должны ротироваться каждые четыре года со дня их назначения на занимаемую должность. По решению руководителя срок пребывания может быть продлен на два года. Последующее же продление на два года будет возможно только по решению Национальной комиссии по кадровой политике при Президенте.
    В текущем году подлежат ротации заместитель акима области Арынова А.А. и аким Железинского района Кашкиров К.Ш.
    Срок ротации служащих корпуса «Б» — каждые 3 года. Следующий срок его пребывания на данной должности может быть продлен еще на три года по согласованию с руководством, а последующее его продление срока пребывания допускается по решению Национальной комиссии при Администрации Президента на два года.
    Отмечу, что ротацию руководящего состава корпуса «Б» ранее проводили в пределах одной области, сейчас же данная процедура возможна между регионами. При этом подобная ротация будет проводиться по согласованию с Агентством в целях недопущения в акиматах командных перемещений.
    В 2020 году к ротации подлежали 6 руководителей областных управлений, 3 из них уволены до наступления сроков ротации.
    Сроки пребывания 3 руководителей на должностях продлены на три года (руководитель управления недропользования, окружающей среды и водных ресурсов — Сатиев К., управление труда — Капанов А., управление образования – Болатханұлы Дінислам).
    Таким образом, максимально допустимый срок пребывания служащих на должностях, подлежащих ротации, не будет превышать восьми лет.
    Отказаться от ротации могут служащие, которым осталось три и меньше лет до достижения пенсионного возраста.
    Также при ротации, связанной с переездом в другую местность, необходимо согласие определенной категории госслужащих. К такой категории относятся инвалиды, беременные, одинокие родители, воспитывающие ребенка в возрасте до четырнадцати лет, имеющие детей-инвалидов, многодетные родители или на иждивении которых находятся престарелые родители.
    В 2020 году внесены изменения в проведение конкурсов на вакантные должности. Сокращен один из этапов конкурса, теперь вначале проводится внутренний конкурс среди служащих самого госоргана и в случае отсутствия участников конкурса, получивших положительное заключение конкурсной комиссии, проводится общий конкурс среди граждан.
    Кроме того, служащие могут воспользоваться возможностью перевода на равнозначную должность (при наличии) внутри государственного органа, а также на вышестоящую должность при наличии стажа не менее двух лет на нижестоящей должности. Это новшество также введено в 2020 году.
  8. При департаменте действует Совет по этике. Как работает Совет по этике, сколько дисциплинарных дел рассмотрено и какие нарушения допустили госслужащие.
    Совет по этике является коллегиальным органом, в состав которого входят как общественники, так и представители государственных и правоохранительных органов.
    Заседания проходят открыто и прозрачно. На всех заседаниях Совета по этике присутствуют представители средств массовой информации.
    Основной задачей Совета по этике является предупреждение коррупции и профилактика нарушений норм служебной этики, в том числе дисциплинарных проступков, дискредитирующих государственную службу. Члены Совета по этике по отдельному графику на постоянной основе проводят разъяснительную работу среди госслужащих по профилактике и предупреждению правонарушений.
    Тем не менее, из 23 рассмотренных дисциплинарных дел в прошлом году — 18 за проступки, дискредитирующие государствую службу, и 5 за нарушения этических норм.
    Также на заседаниях заслушиваются отчеты руководителей госорганов о проводимой работе по профилактике нарушений законодательства о государственной службе и противодействию коррупции и анализов коррупционных рисков в госорганах. Таковых заслушано 11 руководителей госорганов.
    Кроме того на заседаниях обсуждаются результаты деятельности дисциплинарных комиссий госорганов и деятельности уполномоченных по этике, которые есть в каждом госоргане. В прошлом году 29 вопросов рассмотрено по этой тематике.
    Всего за 12 месяцев 2020 года проведено 7 заседаний Совета по этике. 12 госслужащих привлечены к дисциплинарной ответственности и 3 уволены.
  9. Департамент также курирует вопросы контроля качества оказания госуслуг в регионе. Какое место в республике наша область занимает по качеству оказываемых гражданам государственных услуг?
    В соответствии с поручением Главы государства в 2020 году уровень государственных услуг, переведенных в электронный формат, должен был быть не менее 90%.
    В нашей области в 2020 году всего оказано более 8 миллионов услуг, из них 98% оказано в электронном формате.
    Кроме того, департамент ведет контроль за качеством оказания госуслуг. За прошедший год проведено 24 проверок по вопросам госуслуг, выявлено 1711 нарушений. Наибольшее количество выявлено в сфере сельского хозяйства.
    Основные нарушения — это нарушения сроков, истребование документов, не установленных стандартами, нарушения процедур оказания госуслуг и другие.
    По результатам проверок возбуждено 4 административных дела, 2 административных дела за нарушения сроков оказания разрешительных услуг и 2 административных дела за необоснованный отказ в выдаче разрешения, взыскано в бюджет более 150 тысяч тенге.
    Из 25-ти рассмотренных обращений граждан, по 3 из них доводы заявителей нашли свое подтверждение, в результате рассмотрения права граждан были восстановлены.
    Наиболее часто граждане жалуются на качество оказания госуслуг по предоставлению жилья и его приватизации, по регистрации лиц в виде безработного, по начислению адресной социальной помощи, оказанию помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
    В целях популяризации электронных госуслуг Департаментом совместно с областным акиматом и Госкорпорацией «Правительство для граждан» на постоянной основе проводится разъяснительная работа среди населения, в рамках которой проведены свыше двух тысяч обучающих семинаров по пользованию порталом «электронного правительства», розданы брошюры в количестве 78 544 штук, установлены 136 билбордов по правам и обжалованию, а также популяризации электронных государственных услуг, проведена 21 Ярмарка государственных услуг, также функционирует 824 уголка самообслуживания, посредством которых с начала текущего года получено свыше 51 тыс. услуг.
    Ержан Нагизханович, большое спасибо за содержательную беседу. Желаю успехов в намеченных планах!
    Беседу вела специальный корреспондент газеты «Человек и Закон» Даурембекова АК.