Коррупция уходит в тень? Как Казахстан перестраивает антикоррупционную систему

Коррупция остаётся одной из главных угроз устойчивому развитию Казахстана. Несмотря на меры, предпринимаемые правительством и силовыми структурами, борьба с этим явлением требует системного подхода, долгосрочной стратегии и участия общества. За 2024–2025 годы страна сделала значительный шаг вперёд, но статистика и экспертные оценки показывают: путь к устойчивому результату ещё далёк от завершения.

Статистика: меньше дел, но больше ущерб
В 2024 году в Казахстане было зарегистрировано 2 098 уголовных дел по фактам коррупции, что на 1,64% меньше, чем годом ранее (2 133 дела). Однако, как показал отчёт Агентства по противодействию коррупции, общий ущерб от коррупционных правонарушений вырос почти в три раза и составил 152 млрд тенге. Основная часть этой суммы — 121 млрд — пришлась на злоупотребление должностными полномочиями.
Особое внимание вызывает динамика начала 2025 года: с января по июль в стране выявлено более 520 коррупционных преступлений. К ответственности привлечено 257 должностных лиц, в суды направлено около 400 уголовных дел, государству возвращено 15 млрд тенге, а ещё 21,2 млрд удалось сохранить, предотвратив нецелевое использование средств.
На международной арене Казахстан продолжает постепенно улучшать свои позиции. В ежегодном Индексе восприятия коррупции (CPI) от Transparency International за 2024 год республика получила 40 баллов, поднявшись на один пункт по сравнению с 2023 годом и заняв 88-е место из 180 стран.
Национальный план по снижению уровня коррупции предполагает дальнейшее улучшение показателей:
• снижение контактов с коррупцией среди населения с 28,3% в 2024 году до 27% в 2025 году;
• повышение доверия к антикоррупционной политике государства с 65% до 65,5%;
• рост индекса контроля над коррупцией по методологии Всемирного банка с 43–46% в 2024 году до 46–48% в 2025 году.
Антикоррупционная политика Казахстана постепенно переходит от декларативных заявлений к системным действиям. Среди ключевых шагов, предпринятых в 2024–2025 годах, можно выделить:
• цифровизацию госуслуг и закупок, которая минимизирует личный контакт между чиновником и гражданином;
• реформу антикоррупционного агентства, включающую его реорганизацию в составе Комитета национальной безопасности;
• создание публичных онлайн-реестров по тендерам, госрасходам и декларациям госслужащих;
• возврат активов, приобретённых преступным путём, в том числе за рубежом.
Напомним, что по указу Президента от 30 июня 2025 года, Агентство по противодействию коррупции упразднено и включено в состав КНБ как Служба по противодействию коррупции, а часть функций передана Агентству по делам государственной службы.
Эффективность антикоррупционной политики напрямую зависит от уровня доверия граждан к государственным органам. Согласно недавнему опросу Бюро национальной статистики РК, казахстанцы демонстрируют высокий уровень доверия к экстренным и контролирующим структурам, но настороженность — в отношении служб, занимающихся борьбой с экономическими и коррупционными преступлениями.
Наибольшее доверие населения по-прежнему вызывает противопожарная служба — ей полностью доверяют 79,4% респондентов, и лишь менее 2% выразили недоверие. Далее идут прокуратура (66%) и судебная система (61,8%).
В то же время антикоррупционная служба получила всего 50,9% полного доверия, при этом более 9% респондентов выразили сомнение или открытое недоверие, а 11,4% затруднились с ответом. Это говорит о том, что реорганизация структуры и повышения эффективности её работы в глазах общества пока не привели к кардинальной переоценке.
• Служба экономических расследований (бывший финпол) показала ещё более скромные показатели — только 47,8% опрошенных полностью доверяют этому органу, а почти каждый шестой (15%) затруднился с мнением.
• Уровень доверия к госорганам (по данным Бюро нацстатистики РК):
• Противопожарная служба — 79,4% полностью доверяют, 16,4% частично;
• Прокуратура — 66% полностью, 24,1% частично;
• Судебная система — 61,8% полностью, 25,9% частично;
• Полиция — 61,6% полностью, 27% частично;
• Антикоррупционная служба — 50,9% полностью, 28,7% частично;
• Служба экономических расследований — 47,8% полностью, 29% частично.
Кроме расследований и возврата активов, антикоррупционная служба всё активнее использует социально-коммуникационные подходы для формирования антикоррупционного мышления в обществе. В 2024 году было проведено 686 мероприятий с участием лидеров мнений и представителей гражданского сектора. Кроме того, в СМИ опубликовано 358 тематических материалов, направленных на повышение правовой грамотности и нетерпимости к коррупции. Особое внимание уделяется работе с аудиторией через телевидение: в эфир вышли 70 выпусков программы «STOP коррупция», ставшей узнаваемым инструментом публичной антикоррупционной пропаганды.
Также Казахстан продолжает развивать сотрудничество с международными организациями — GRECO, ОЭСР и IAACA. В 2025 году страна вошла в Исполнительный комитет Международной ассоциации антикоррупционных органов (IAACA), что усиливает её статус как надёжного партнёра в борьбе с коррупцией.

Агадиль Адамбаев