Повышение статуса педагога в Казахстане

Учитель является главной фигурой всей системы образования как нашей страны, так и мира в целом. Педагог всегда играл и играет уникальную роль в человеческой цивилизации. Именно учитель аккумулирует в себе и передает знания и умения, накопленные людьми, каждому следующему поколению. Поэтому, для того чтобы поддержать благородный труд педагога, обеспечить максимальную эффективность его деятельности был принят Закон «О статусе педагога».
Согласно статье 4 Закона, в Республике Казахстан признается особый статус педагога, обеспечивающий условия для осуществления им профессиональной деятельности.
На расширенном заседании правительства 15 июля 2021 года Глава государства Касым-Жомарт Токаев поручил освободить учителей от непрофильной и несвойственной нагрузки педагогов, а также повысить оплату учителям в два раза.
Согласно принятому закону была сокращена нагрузка и установлен запрет на привлечение педагогов к решению задач, не относящихся к их профессиональной деятельности. В 2020 году была разработана система нормирования труда учителей, а с 2021 года осуществлён переход от 18-часовой к 16-часовой нагрузки педагогов школ.
В целях недопущения нарушения прав педагогов в 2021 году в регионах на базе Департаментов по обеспечению качества в сфере образования КОКСОН созданы Советы по вопросам педагогической этики и защите прав педагогов.
Кроме того, в рамках Закона «О статусе педагога» воспитатели были уравнены в правах с учителями. Их заработная плата ежегодно (начиная с 2020 года) повышается на 25%, увеличены дни отпуска с 42 до 56, а также предусмотрена доплата за педагогическое мастерство от 30% до 50%. Таким образом, заработная плата педагогов дошкольных организаций варьируется от 96 626 тенге до 148 389 тенге в зависимости от должности, стажа работы, уровня образования и квалификационной категории.
С 2020 года согласно новой системе аттестации педагоги дошкольного обучения и воспитания, технического и профессионального и дополнительного образования по результатам прохождения процедуры аттестации получают соответствующую доплату.
Для обеспечения качества и привлечения в профессию педагога талантливых выпускников с 2020 года предусмотрен особый порядок присвоения квалификационной категории молодым специалистам.
Так, еще одним новшеством в этой сфере является присвоение выпускникам программы «Болашақ» квалификационной категории «педагог-исследователь». Они не проходят процедуру присвоения квалификационной категории и получают доплату в размере 40% от должностного оклада.
Для повышения привлекательности профессии педагога ежегодно, начиная с 2019 года, повышается проходной балл для поступления в педагогические ВУЗы. А чтобы талантливая молодежь стремилась обучаться на образовательных программах педагогического профиля пороговый балл ЕНТ для поступления абитуриентов увеличили с 50 до 75 баллов. В 2021 году также была повышена стипендия бакалаврам, обучающимся по педагогическим направлениям подготовки, с 26 тыс. до 50 тыс. тенге.
При вступлении впервые на должность педагога с 2021 года в пилотном режиме начата процедура подтверждения выпускниками квалификации через сдачу Национального квалификационного тестирования (НКТ). Для дальнейшего совершенствования системы сертификации будущих педагогов будет продолжена работа по совершенствованию методологии сдачи НКТ, направленного на подтверждение результатов обучения.
Продолжена работа по педагогической переподготовке для лиц, не имеющих педагогическое образование. На сегодня в соответствии с Законом «О статусе педагога» разрабатываются соответствующие образовательные программы педагогической переподготовки. Эта мера направлена на решение проблемы потребности в педагогах в целом.
Таким образом, в решении вопросов, связанных с повышением статуса педагога, было определено продвижение по трем основным направлениям. Первое – на новом уровне системное повышение квалификации педагогов, второе – материальное стимулирование с повышением оплаты за труд, третий путь – проведение работы для повышения авторитета педагога, формирования положительного образа учителя. Целенаправленная имиджевая работа по повышению статуса педагога была и остается актуальной.
Принятием закона о статусе педагога был преодолен важный рубеж для столь социально значимого направления работы государства. Впервые статус отечественного педагога вышел на уровень особой законодательной поддержки.

Марат Башимов