Разъяснение особенностей законодательства о государственно-частном партнерстве

Сейчас в обществе возникает много вопросов по государственно-частному партнерству, прозрачности всех процессов в этой сфере и, вообще, для чего оно нужно – это партнерство. Это понять можно через разъяснение закона «О государственно-частном партнерстве», принятом 31 октября 2015 года. Установили, что основными задачами государственно-частного партнерства являются: 1) создание условий для эффективного взаимодействия государственного партнера и частного партнера в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Республики Казахстан; 2) привлечение инвестиций в экономику государства путем объединения ресурсов государственного партнера и частного партнера для развития инфраструктуры и систем жизнеобеспечения населения; 3) повышение уровня доступности и качества товаров, работ и услуг с учетом интересов и потребностей населения, а также иных заинтересованных лиц; 4) повышение общей инновационной активности в Республике Казахстан, в том числе содействие развитию высокотехнологичных и наукоемких производств. А основополагающими принципами государственно-частного партнерства стали: 1) принцип последовательности – поэтапное построение взаимоотношений между субъектами государственно-частного партнерства; 2) принцип конкурсности – определение частного партнера на конкурсной основе, за исключением случаев, установленных настоящим Законом; 3) принцип сбалансированности – взаимовыгодное распределение обязанностей, гарантий, рисков и доходов между государственным партнером и частным партнером в процессе реализации проекта государственно-частного партнерства; 4) принцип результативности – установление критериев и показателей, позволяющих оценить достижение результатов государственно-частного партнерства; 5) принцип ценности для населения – обеспечение развития социальной инфраструктуры и систем жизнеобеспечения населения, повышение уровня доступности и качества товаров, работ и услуг, а также создание рабочих мест в рамках реализации проекта государственно-частного партнерства. Также, чтобы было понятно и можно было отличать эти общественные отношениями законодатели показали, что исключительными признаками государственно-частного партнерства относятся: 1) построение отношений государственного партнера и частного партнера путем заключения договора государственно-частного партнерства; 2) среднесрочный или долгосрочный срок реализации проекта государственно-частного партнерства (от пяти до тридцати лет в зависимости от особенностей проекта государственно-частного партнерства); 3) совместное участие государственного партнера и частного партнера в реализации проекта государственно-частного партнерства; 4) объединение ресурсов государственного партнера и частного партнера для реализации проекта государственно-частного партнерства; 5) осуществление инвестиций частным партнером для реализации проекта государственно-частного партнерства. Сторонами же договора государственно-частного партнерства являются государственный партнер и частный партнер. В договоре государственно-частного партнерства сторонами могут выступать несколько государственных партнеров и частных партнеров.
Сторонами договора государственно-частного партнерства могут также выступать: 1) финансовые и иные организации, предоставляющие финансирование проекта государственно-частного партнерства; 2) операторы отрасли. При том государственно-частное партнерство осуществляется во всех отраслях экономики. При этом не могут быть переданы для реализации государственно-частного партнерства объекты, перечень которых определяется Правительством Республики Казахстан. Это, конечно, касается вопросов национальной безопасности. Законодатель установил, что государственно-частное партнерство по способу осуществления подразделяется на институциональное и контрактное. Институциональное государственно-частное партнерство реализуется компанией государственно-частного партнерства в соответствии с договором государственно-частного партнерства. В иных случаях государственно-частное партнерство осуществляется по способу контрактного государственно-частного партнерства. Контрактное государственно-частное партнерство реализуется посредством заключения договора государственно-частного партнерства, в том числе в следующих видах: концессии; доверительного управления государственным имуществом; имущественного найма (аренды) государственного имущества; лизинга; договоров, заключаемых на разработку технологии, изготовление опытного образца, опытно-промышленное испытание и мелкосерийное производство; контракта жизненного цикла; сервисного контракта и иных договоров, соответствующих признакам государственно-частного партнерства. Кроме того, для реализации государственно-частного партнерства в государственных и правительственных программах могут предусматриваться базовые параметры проектов государственно-частного партнерства, в том числе цели и задачи, институциональная схема, предполагаемые выплаты за счет бюджетных средств, меры государственной поддержки, получатели выгод от реализации проекта государственно-частного партнерства. Решение же о необходимости разработки порядка определения частного партнера и заключения договора государственно-частного партнерства в рамках государственных и правительственных программ определяется в соответствующей программе. В свою очередь, проекты государственно-частного партнерства подразделяются на республиканские и местные. Критериями определения республиканских и местных проектов государственно-частного партнерства являются: по виду собственности как республиканские или местные в зависимости от возникающего права собственности (республиканской или коммунальной) на имущество, полученное в результате реализации проектов государственно-частного партнерства и по получателям выгод как республиканские, если получателями выгод являются субъекты двух и более областей, городов республиканского значения и столицы, и как местные, если получателями выгод являются субъекты одной области, города республиканского значения и столицы. Финансирование проекта государственно-частного партнерства может осуществляться за счет: собственных средств частного партнера; средств, заимствованных в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан; средств государственного бюджета; средств субъектов квазигосударственного сектора; иных средств, не запрещенных законодательством Республики Казахстан. А источниками возмещения затрат субъектов государственно-частного партнерства и получения доходов субъектами государственно-частного партнерства являются: реализация товаров, работ и услуг в процессе эксплуатации объекта государственно-частного партнерства; субсидии от государства в случаях, установленных законодательством Республики Казахстан; компенсация инвестиционных затрат по проекту государственно-частного партнерства; компенсация операционных затрат по проекту государственно-частного партнерства; вознаграждение за осуществление управления объектом государственно-частного партнерства, находящимся в государственной собственности, а также арендная плата за пользование объектом государственно-частного партнерства; плата за доступность. Полное возмещение затрат частного партнера осуществляется исключительно по проектам государственно-частного партнерства, если эксплуатация объекта социальной инфраструктуры и жизнеобеспечения не обеспечивает окупаемость инвестиций частного партнера. К объектам социальной инфраструктуры и жизнеобеспечения относятся объекты, комплексы объектов, используемые для удовлетворения общественных потребностей, обеспечение которых возложено на государственные органы в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Именно, учитывая все вышеперечисленные аспект и отличия можно понять важность и необходимость государственно-частного партнерства в строго перечисленных законом общественных отношениях. Тогда можно отличить, где допускают нарушения министерства и ведомства, акиматы, государственные организации при заключении договоров о государственно-частном партнерстве.
В последнее время, антикоррупционная служба обращает внимание именно на эти законодательные основы в борьбе с коррупционными проявлениями и борьбой с теневой экономикой, на что указывает Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.

Кайрат Коканов