Развитие конкуренции в экономике Казахстана

Еще в Послании народу от 1 сентября 2021 года Президент Казахстана обозначил ряд задач, которые должно было реализовать Агентство по защите и развитию конкуренции. В приоритете – это выработка новых подходов к мерам господдержки предпринимательства, сокращение государственного участия в экономике Казахстана и другие важные предложения. И сейчас эти задачи актуальны. Конкуренция – двигатель экономического прогресса, соответственно и социальной политики. В задачи Агентства по защите и развитию конкуренции входит выработка новых подходов к мерам государственной поддержки предпринимательства, рынкам производства и реализации нефтепродуктов, обеспечить прозрачный и беспрепятственный доступ субъектам малого и среднего бизнеса к ключевым отраслям страны, порядку закупок национальных компаний, сокращению государственного участия в экономике Казахстана. Цель – все должно основываться на законной справедливой конкуренции и ориентиром «Нового Казахстана».  Принят важный Закон о конкуренции, в котором определены конкурентные принципы оказания мер государственной поддержки, антимонопольный мониторинг их соблюдения, установлены требования, критерии согласования государственных мер с Агентством по защите и развитию конкуренции, при которых в первую очередь будут учитываться уровень концентрации товарного рынка, его монополизации, барьеры входа на рынок, доля малого, среднего предпринимательства, баланс рынка и уровень государственного участия, соблюдение конкурентного законодательства. На рынке нефтепродуктов сейчас работают новые конкурентные условия функционирования товарных рынков и реализации ресурсов. Ужесточены закупочные процедуры фонда «Самрук-Казына», национальных компаний и расширен доступ к государственным и квазигосударственным закупкам малого и среднего бизнеса и новых субъектов рынка. Исключены нормы, ограничивающие конкуренцию, и сокращены основания закупок из одного источника. Эти подходы включают децентрализацию закупок, формирование обязательного перечня товаров, закупаемых у микро-, малого предпринимательства, снижение или отмену пороговых требований для увеличения числа участников, отмену абонентских платежей за доступ к электронным системам и другие мероприятия, направленные на увеличение ценовой конкуренции. Работает требование формирования исчерпывающего перечня и сокращение оснований для выделения государственных заданий. Это наиболее распространенная форма финансирования государственных компаний. Это ограничивает рост неконкурентного закупа товаров.

Агентство по защите и развитию конкуренции усиленно ведет работу по выявлению картелей на государственных закупках. Всегда важным направлением развития конкуренции является сокращение государственного участия в экономике страны и для решения этой проблемы работает норма закона о проведении секторального анализа государственной собственности. Базовые критерии при секторальном подходе к отбору активов, подлежащих передаче в конкурентную среду, понятны для общества и для государственных органов и это доля малого и среднего предпринимательства, частных инвестиций, оборот розничной торговли частных предпринимателей и другие. Поэтому эти показатели рассматриваются в административных границах нахождения объекта приватизации. В рамках закона по развитию конкуренции Агентством по защите и развитию конкуренции жестко регламентированы условия создания и функционирования деятельности государственных и частных операторов, к чему относится конкурсный отбор, ограниченный срок деятельности, согласование цен и запрет на осуществление неосновной деятельности.  Как справедливо отмечал экс- руководитель этого Агентства Серик Жумангарин, что развитие конкуренции — это комплексная экономическая политика, реализуемая всеми участниками экономических процессов, всем экономическим блоком государственного управления, ассоциациями предпринимателей и бизнес-сообществом и от уровня развития конкуренции на рынках, определяющих экономическую эффективность страны, зависят конечные издержки казахстанского товаропроизводителя, конкурентоспособность национальной экономики.

Указом Президента Казахстана от 22 июня 2022 года утверждена Концепция защиты и развития конкуренции в Республике Казахстана на 2022 – 2026 годы. Результаты проведенных антимонопольным органом в период с 2018 по 2021 годы анализов состояния конкуренции на отдельных товарных рынках показывают, что в базовых отраслях экономики страны присутствует высокий уровень концентрации рыночной власти (низкий уровень конкуренции). В среднем уровень концентрации (определяется как процентное отношение объема реализации (поставки) товара определенным числом крупнейших поставщиков к общему объему реализации (поставки) товара на данном товарном рынке всеми поставщиками) трех крупнейших поставщиков товара (под товаром понимаются товар, работа, услуга, являющиеся объектом гражданского оборота) на протяжении последних трех и более лет варьируется в диапазоне от 60 до 100%. В итоге сформировавшаяся структура рынков создает предпосылки для различного рода злоупотреблений «монопольной рентой». В этой связи усилия антимонопольного органа долгое время были направлены на выявление и пресечение нарушений законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции.

Несмотря на проводимые реформы, сохраняются системные проблемы, способствующие искажению конкурентной среды на товарных рынках Республики Казахстан и требующие решения: 1) ограниченный доступ к «ключевой мощности»; 2) искажение ценообразования;3) избирательное покровительство или фаворитизм; 4) вопросы взаимодействия конкурентной и отраслевых политик; 5) несовершенство существующих механизмов защиты и развития конкуренции; 6) асимметричность информации.

Поэтому в Концепции прямо указаны 7 основных принципов развития государственной политики в этой сфере, на которые необходимо ориентироваться и они приведут к реальным положительным результатам: 1) равенство субъектов предпринимательства (конкурентный нейтралитет).  Основополагающий принцип конкурентной политики, в соответствии с которым всем участникам рынка независимо от их формы собственности и любых иных обстоятельств предоставляются равные условия и возможности при осуществлении предпринимательской деятельности; 2) приоритетность профилактических мер антимонопольного регулирования. Профилактика нарушений законодательства в области защиты конкуренции и мотивация субъектов рынка исполнять требования, установленные законодательством Республики Казахстан, имеют приоритет перед применением мер государственного принуждения в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Формирование конкурентной культуры в обществе; 3) ограниченное участие государства в предпринимательской деятельности («Правила желтых страниц» («Yellow pages rules»). В целях развития частного предпринимательства и конкуренции государством принимаются меры, направленные на сокращение доли участия государства в предпринимательской деятельности; 4) ответственность центральных государственных и местных исполнительных органов за реализацию государственной политики по развитию конкуренции. Центральные и местные исполнительные органы принимают участие в реализации государственной политики в области конкуренции в пределах их компетенции, определенной законодательством Республики Казахстан. Государственные органы в пределах своей компетенции обязаны принимать меры по развитию конкуренции при реализации государственной политики в соответствующих отраслях экономики и не совершать действий (бездействия), нарушающих принцип «полезного действия» («effet utile») конкуренции; 5) информационная открытость и прозрачность антимонопольного регулирования и контроля.  Деятельность антимонопольного органа должна быть публичной и открытой по принятию решений, затрагивающих интересы субъектов предпринимательства в пределах, установленных законами Республики Казахстан; 6) добросовестная конкуренция. Деятельность, направленная на ограничение или устранение конкуренции, ущемление прав и законных интересов потребителей, недобросовестная конкуренция запрещаются. Монополистическая деятельность регулируется и ограничивается законом; 7) измеримость результатов государственной политики по развитию конкуренции. Реализация государственной политики по защите и развитию конкуренции будет осуществляться по следующим направлениям: 1) доступ к ключевой мощности; 2) сокращение административных и экономических барьеров входа на товарные рынки; 3) обеспечение равного доступа субъектов предпринимательства к мерам государственной поддержки; 4) сокращение доли субъектов рынка с государственным участием (разгосударствление экономики); 5) совершенствование механизмов защиты и развития конкуренции. 6) устранение издержек и барьеров переключения.

Эти меры по защите конкуренции смогут вывести Казахстан на должный уровень экономического развития и рост благосостояния народа, на что указывал в своем Послании Президент Казахстана.

Олег Тихонов