После трех лет пандемии коронавируса, когда межведомственная комиссия при Правительстве по законопроектной работе работала в онлайн — формате, теперь с приходом министром Азамата Ескараева — начала работу как было раньше «вживую», открыто и прозрачно обсуждая концепции законопроектов. И это правильно, когда обсуждение идет открыто и совместно, сразу задаешь вопросы, понимая тематику и концепцию. Многие вопросы могут быть сняты именно после бурных обсуждений. Так на прошлой неделе МВК под председательством министра юстиции отправила второй раз на доработку концепцию по вопросам развития квазигосударственого сектора. Вопрос актуальный, концептуальный. Выступили практически все члены МВК. Опыт в работы, взаимодействия с министерством юстиции у меня большой. Все-таки целых 22 года член этой важной Межведомственной комиссии при Правительстве по законопроектной работе. Пришел туда в 2000 году, будучи зав. кафедрой юрфака ЕНУ им. Л.Н. Гумилева. Видел многих вице-министров, курировавших эту работу в своем госоргане, обычно они работают 2-3 года. Кто-то поднимался, кто то опускался, уходил в небытье. Другое дело что мой голос был один из более 40 ее членов и что эти 22 года я не молчал, принимал активное участие, выступал при обсуждениях. Ни один министр юстиции за эти годы не скажет, что отмалчивался. Но вся эта работа общественная. Но роль МВК переоценить трудно. Это важный институт, систематизирующей работу государственных органов в этой области. Поэтому сложная и важная законопроектная работа мне очень хорошо знакома. Само министерство юстиции указывает, что казахстанцы получили возможность открыто комментировать и вносить свои предложения в законопроекты на портале «Открытых НПА». Теперь, при отображении документов на портале, используется специальное обозначение «Проект», указывающее на статус размещения НПА. Конечно, ключевым инструментом реализации государственной политики, позволяющим осуществлять результативное и целенаправленное правовое воздействие на общественные отношения, является нормотворческая деятельность. Открытая, прозрачная законотворческая деятельность – основная, наиболее важная часть правотворческой деятельности, часть общей системы нормотворческого процесса и основной задачей в этой сфере является качество разрабатываемых законопроектов, что зависит не только от их юридической проработанности, но и от проработанности социальной, экономической, финансовой составляющей решения вопроса, изучения статистических данных, анализа правоприменительной практики, применения положительного международного опыта и т.д. Министерство юстиции, как координатор законопроектных работ Правительства РК, особое внимание уделяет качеству законопроектов. Оно проводит открытую юридическую экспертизу – то есть проверку проекта нормативного правового акта, либо принятого нормативного правового акта на предмет его соответствия Конституции РК и законодательству РК, в том числе законодательству в сфере противодействия коррупции. Задачей юридической экспертизы является обеспечение формирования национального законодательства, направленного на верховенство прав и свобод человека и гражданина, суверенитета РК, устойчивое развитие казахстанского общества и государства. Если посмотреть само Положение о Межведомственной комиссии, то там прямо указано, что МВК является консультативно-совещательным органом при Правительстве РК. Главная цель деятельности Комиссии состоит в выработке предложений по совершенствованию действующего законодательства РК, а также законопроектной деятельности Правительства и уполномоченных государственных органов РК. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией РК, ее законами, актами Президента и Правительства, иными нормативными правовыми актами РК, а также настоящим Положением, а рабочим органом Комиссии является Министерство юстиции. Основными же задачами Комиссии являются: 1) анализ законопроектной деятельности Правительства и уполномоченных государственных органов РК; 2) выработка рекомендаций по формированию текущего плана законопроектных работ Правительства РК и концептуального плана законотворческой работы с учетом поручений и ежегодного Послания Президента РК, нормативных постановлений и ежегодных посланий Конституционного Суда РК, ежегодных и специальных докладов Комиссии по правам человека при Президенте РК, отчета Уполномоченного по правам человека, государственных программ и программ, утверждаемых Правительством, планов мероприятий по реализации государственных программ, решений Правительства, результатов правового мониторинга нормативных правовых актов, законов, принятие которых предусмотрено Бюджетным кодексом, решений Премьер-Министра РК, заключения Республиканской бюджетной комиссии в случае, когда законопроект предусматривает увеличение расходов или сокращение доходов республиканского или местных бюджетов; 3) внесение на рассмотрение Правительства РК предложений о приоритетных направлениях законопроектной деятельности; 4) подготовка предложений по урегулированию разногласий между государственными органами, возникающих в процессе разработки и прохождения законопроектов в Правительстве и Парламенте; 5) рассмотрение по ходатайству государственного органа вопросов о переносе сроков и внесении изменений и дополнений в План законопроектных работ на соответствующий год; 6) предварительная выработка рекомендаций по вопросам отзыва Правительством законопроектов из Мажилиса Парламента; 7) рассмотрение в 15-дневный срок со дня поступления в Правительство законопроектов, инициированных депутатами Парламента РК, с целью выработки по ним предложений по их положительной либо иной оценке; 8) рассмотрение проектов концепций законопроектов, основанных на консультативных документах регуляторной политики; 9) выработка рекомендаций о направлении законопроектов на научную, криминологическую и иную экспертизы, а также концепций законопроектов на научную правовую экспертизу; 10) анализ действующего законодательства Республики Казахстан и выработка рекомендаций по его систематизации; 11) внесение в установленном порядке на рассмотрение в Правительство РК предложений по определению приоритетных направлений работы по кодификации законодательства; 12) внесение предложений по разработке проектов кодифицированных актов.
Виден огромный фронт работы. И эта важная, кропотливая системообразующая работа Министерства юстиции. Это открытая, прозрачная работа, которая ставит задачу по построению «Нового Справедливого Казахстана» и она вносит свою лепту в укрепление эффективности защиты конституционных прав казахстанцев.
Марат Башимов