Гражданский форум как олицетворение поступательного развития институтов гражданского общества в Казахстане

Нормальное взаимодействие власти и общества – необходимое условие политической стабильности и процветания каждой страны, потому что коренные вопросы ее развития, как правило, государство не в состоянии решить без поддержки общества, а общество не может решить без поддержки власти. Успешными бывают лишь совместные их усилия. В Казахстане такое взаимодействие тем более необходимо, поскольку страна переживает период глубокой социальной трансформации, благодаря судьбоносным изменениям в Основной закон страны.
Ярким подтверждением успешного взаимодействия государства и НПО стала постоянно действующая диалоговая площадка Национального масштаба – Гражданский форум. Гражданский форум в РК — выражение стремления повысить статус и уровень развития НПО, сблизить властные структуры и неправительственные организации, серьезная попытка государства и третьего сектора стать социальными партнерами. Исходя из этого, Гражданский форум следует рассматривать как эволюционный сдвиг в сотрудничестве НПО и власти.
За период 2003-2021 годы было проведено десять Гражданских форумов. По повесткам гражданских форумов можно проследить эволюцию развития взаимоотношений государственных органов и НПО, выполнение задач поставленных на гражданском форуме. Более того, если на первом Гражданском форуме неправительственные организации говорили о необходимости сотрудничества, на втором гражданском форуме важности государственного социального заказа. На третьем гражданском форуме центральные исполнительные органы уже отчитывались перед неправительственным сектором. На четвертом гражданском форуме ставились вопросы еще более высокого уровня, такие как развитие общественного мониторинга и экспертизы деятельности исполнительных органов. К пятому гражданскому форуму мы пришли с 300 постоянно действующими площадками по взаимодействию государства и НПО по всей стране, более совершенным законом о государственным социальном заказе, законодательном закреплении роли НПО в оценке эффективности государственных органов, то на шестых и седьмых гражданских форумах, делегаты со всех регионов страны констатировали, что модель партнерских отношений между третьим сектором и государством состоялась и общественные объединения в структуре функционирования государства смогли занять сегмент, способный брать и выполнять актуальные и общественно значимые задачи.
На восьмом гражданском форуме стали вопросы внедрения Целей устойчивого развития в республике и обсуждения Концепции развития устойчивого и эффективного развития гражданского общества на период с 2020-2025 годы.
Девятый и десятый граждански форум опирался на идейное содержание Послания Президента страны Касым-Жомарта Кемелевича Токаева, в котором отмечена важность развития и процветания гражданского сектора, повышения их доверия к государству и была приурочена 30-летию Независимости Казахстана в сфере взаимодействия с неправительственным сектором. Мероприятия форумов были посвящены вопросам развития демократических процессов, реализации в Казахстане целей устойчивого развития ООН, а также основным задачам социума, государства и бизнеса.
Проанализировав поступательное развитие институтов гражданского общества в формате гражданского форума, мы пришли к следующим результатам:
во-первых, создана эффективная система взаимодействия государства с неправительственным сектором через реализацию государственного социального заказа и непосредственное участие НПО в процессе принятия решений посредством функционирования диалоговых площадок;
во-вторых, наряду с количественным ростом НПО на лицо качественный рост неправительственного сектора, что выражается в повышении уровня профессионализма, материально-технической базы и институционального развития, а также уровня доверия населения неправительственному сектору;
в-третьих, создана правовая база для эффективного функционирования и деятельности неправительственного сектора страны;
в-четвертых, возрос уровень осознания и понимания отраслевыми центральными и местными исполнительными органами роли НПО в процессе принятия решений, реализации программ, разработан механизм делегирования общественно-значимых проектов;
в-пятых, создана система повышения прозрачности государственных органов через привлечение к деятельности представителей неправительственного сектора.
На основе вышеизложенного считаем, что актуальными вопросами современности, непосредственно затрагивающими неправительственный сектор и гражданское общество в ближайшей перспективе являются коррупционные риски, угрозы экстремизма и терроризма, геополитического давления на республику, усиление роли Казахстана в интеграционных процессах евразийского континента, что потребует от неправительственного сектора страны определенной степени интернационализации и глобализации, повышения своей привлекательности и эффективности, конкурентоспособности наряду с политизированными НПО, получающими иностранное и международное финансирование.
Данные вызовы возникают в равной мере и перед государством, которому целесообразно и жизненно важно стать ключевым донором и партнером казахстанского гражданского общества, что позволит обеспечить конструктивную направленность дальнейшей эволюции неправительственного сектора в интересах укрепления внутриполитической стабильности и консолидации общества. Сохраняется актуальность и сугубо социальных вопросов — экологической и информационной безопасности, энергодефицита ресурсов, социальной защиты населения, что является приоритетным направлением работы НПО.
Итак, в Казахстане общественный сектор существует и находится в постоянном развитии. При этом мы являемся свидетелями уникального явления: в отличие от развитых государств, где формированию общественного сектора предшествовало становление институтов государства и частного бизнеса, в Казахстане, как впрочем, и в других постсоветских странах, развитие этих трех секторов происходит одновременно. Такого примера в мировой практике нет, а потому ситуация диктует необходимость формирования собственных подходов для обеспечения гармоничного развития и осуществления этих трех секторов.

Турекулов А.Б.