Закон ценен не потому, что он закон, а потому, что в нем заключена справедливость.
Генри Бичер
Закон Республики Казахстан «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» выступает важным правовым механизмом реализации демократической, социальной и правовой природы Республики Казахстан. Своевременное и максимально компетентное рассмотрение обращений (предложение, заявление, жалоба, запрос или отклик) граждан в условиях демократического и правового государства способствует подлинной реализации прав и законных интересов членов общества, устанавливает надежный рычаг предупреждения социальных конфликтов и вступает одним из факторов повышения ответственности государственных служащих. Безусловно, что для рядовых граждан важны не только показатели роста экономики государства, но и то, как программы развития страны влияют на их повседневную жизнь, содействуют решению насущных житейских проблем. Сообразно, для всей системы государственной власти очень важно совершенствовать канал обратной связи по наиболее острым проблемам, волнующим людей, каким и выступает на передний план механизм обращения граждан. Однако, как показывает практика (в том числе мой многолетний опыт), отдельные государственные должностные лица не придают соответствующего значения должному исполнению законодательства об обращениях граждан. Зачастую ответственные лица государственных структур недостаточно вникают в суть вопроса обращения, небрежно относятся к законным требованиям простых людей, проявляют элементарную халатность, пресловутый неискоренимый бюрократизм, не решаются брать на себя ответственность за принятие обоснованного решения, направленному действенному повышению защиты прав граждан, допускают неосновательную волокиту, вследствие чего рождается формальное исполнение, и затем, как правило, наспех готовится формальная отписка. А это вызывает обоснованное и серьезное людское недовольство, которое влечет за собой нежелательное недоверие к властным структурам, сомнения непоколибимости законности, и порождает нежелательный поток жалоб и судебные тяжбы. К сожалению, вроде «независимые» судебные органы, зачастую принимают сторону властных структур или солидных компаний. Это и понятно, хотя Закон должен быть превыше всего и все равны перед ним.
И что особенно важно отметить, что изучение действующего Закона Республики Казахстан «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц»(далее-Закон) показывает, что оно не в полной мере обеспечивает всестороннее и глубокое рассмотрение обращений по существу, восстановление нарушенных прав и законных интересов простых людей- граждан нашей страны. Некоторые нормы не отвечают их чаяниям и надеждам. В средствах массовой информаций приводятся много негативных фактов и неприглядных примеров недостаточно полного и правильного рассмотрения обращений граждан. Практика правоприменения действующего законодательства показывает, что необходимо существенное повышение правосознания государственных служащих, так и граждан, и одновременно, совершенствование норм действующего законодательства об обращениях граждан, что должно заметно способствовать дальнейшему успешному развитию правового государства, отвечающему всем ожиданиям общества. Должностные лица государственных структур обязаны знать все положения данного Закона досконально и некоснительно следовать их требованиям. Хотя отдельные положения Закона, как было отмечено, требуют совершенствования и доработки.
Важно обратить внимание на то, что настоящее название Закона РК «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» не отвечает сложившемуся правосознанию и привычному представлению большинства населения нашего государства. Новаций в законодательстве нужны, но они, прежде всего, должны соответствовать Конституции Республики Казахстан и сформировавшимся правовым представлениям граждан и их твердой правовой позиции. За словами «физических … лиц» в названий закона теряется лицо человека (а ведь принято считать: «Человек — это звучит гордо»), падает его самооценка как личности, невольно превратившегося в «бездушный» физический объект окружающей среды. Нельзя низводить дееспособного и полноценного гражданина страны до формализованного и неопределенного «физического лица». Это рождает подсознательный протест, излишнюю обиду и неприятие данного факта и «подобного пренебрежительного» отношения законодателя к себе, когда как человек(гражданин) – неизменно главный субъект общественных правоотношений. Следовательно, в тексте закона нельзя допускать подобное. Закон следует назвать в следующей редакции: Закон Республики Казахстан «О порядке рассмотрения обращений граждан». В целях упрощения текста закона, понятного и близкого для восприятия граждан, действующий Закон следует расчленить и выделить нормы о порядке рассмотрения обращений юридических лиц в отдельный законодательный акт. Подобные подвижки в законодательной деятельности способствуют несомненному повышению должного уважения к гражданам страны, утверждению установленного их статуса, так как в статье 1 Конституции Республики Казахстан провозглашается: «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.». Неоспоримая аксиома, что тексты законов и подзаконных актов должны непременно соответствовать объявленным Конституцией РК «высшим ценностям», то есть, в данном случае, незыблемому конституционному статусу человека-гражданина и его правам. Кроме того, в тексте Конституции РК (Раздел II Человек и гражданин) ни разу не упоминается словосочетание «физическое лицо» взамен слов «человек» и «гражданин». Это несомненно свидетельствует о приоритете понятий «человек» и «гражданин» в конституционных нормах, которые всегда являются незыблимыми эталонами для каждого закона и подзаконных актов. Это очевидная истина. Об этом же свидетельствует подпункт 1) статьи 4 Закона Республики Казахстан «О прокуратуре»: «Прокуратура в пределах, установленных законом, осуществляет следующие задачи: 1) защиту и восстановление прав и свобод человека и гражданина, законных интересов юридических лиц, общества и государства;». Как видно, в тексте данного Закона отсутствует выражение «физическое лицо».
Полагаю, что в целях повышения эффективности законодательства об обращениях граждан следует внести определенные изменения и дополнения в действующие законодательные акты. Так, в статью 10 рассматриваемого Закона следует внести пункт в следующей редакции: «Окончательный текст ответа в обязательном порядке подписывает субъект или должностное лицо, которому кокретно адресовано обращение. Запрещается спускать обращение в нижестоящие структуры в нисходящем порядке для осуществления ими окончательного ответа и учинения подписи на нем. Не допускается пересылка обращений лицам или органам, которые уже ранее рассматривали данное обращение». Таким образом, в том случае, когда обращение адресовано конкретному министру, акиму области, города, то есть руководителям всех рангов государственных органов, органов местного самоуправления, то каждые из них, по-отдельности, должны будут по закону учинять подписи на ответе и нести персональную ответственность за его содержание. Иначе получится форменная «обезличка» ответственного за исполнение лица: поучается, как принято говорить по-простонародному — «не с кого спросить».
Крайне важна для граждан действенное исполнение нормы статьи 13 Закона «Личный прием физических лиц и представителей юридических лиц». Если гражданин просится на личный прием к руководителю, то наверняка у него проблема действительно «горит», что требует немедленного вмешательства и решения. Однако, повсеместно многие руководители толкуют положение указанной статьи слишком расширительно, устанавливая дату приема только один раз в месяц, хотя в ней записано «не реже одного раза в месяц согласно графику приема». По смыслу предписания следует, что руководителю предоставляется право принимать граждан хоть ежедневно. В связи с этим предлагается внести в пункт 1 статьи 13 Закона следующее изменение: заменить в тексте слова «не реже одного раза в месяц» на слова «подекадно не реже трех раз в месяц». Предлагается также дополнить статью 13 Закона пунктом 4 следующего содержания: «4. Не допускается срыв графика приема граждан. В исключительных случаях перноса даты приема, заинтересованные лица извещаются об этом заблаговременно.».
В статью 14 Закона «Права физических и юридических лиц при рассмотрении обращения» предлагается внести пункт следующего содержания: «Граждане могут обращаться также через общественные объединения». Такая норма заметно повышает значение вопроса обращения и умножает внимание субъекта или должностного лица к его рассмотрению.
В тексте пункта 1 статьи 8 Закона слова 4-ой строки сверху «в течение пятнадцати календарных дней со дня поступления субъекту, должностному лицу.» заменить словами «в срок не более пятнадцати дней со дня регистрации». Данное изменение содержания срока рассмотрения обращения снимет спорные вопросы сроков исполнения, также устраняет возможность умышленной волокиты. Соответственно, в тексте пункта 2 статьи 8 Закона слова 4-ой строки сверху «в течение тридцати календарных дней со дня поступления субъекту, должностному лицу.» заменить словами ««в срок не более тридцати дней со дня регистрации.».
В тексте пункта 1 Статьи 9 Закона после слов «в пределах своей компетенции» важно дополнить слова «с максимальной ответственностью:»
Статья 17 Закона «Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» требует конкретизаций. Предлагается дополнить статью 17 Закона частью 2 следующего содержания: «Органы прокуратуры ведут систематический мониторинг исполнения требований настоящего Закона и решают вопрос привлечения к ответственности субъектов и должностных лиц, допустивших их нарушения. Результаты проверок, анализа информации и обобщений периодически публикуются в средствах массовой информаций».
Садвакасов Н.
Юрист-правовед, публицист