Концепция «слышащего государства» в Казахстане становится одним из важных принципов правового государства. Республика Казахстан взяла курс на демократизацию политических институтов и групп гражданского общества.
Государство взяла курс на либерализацию законодательства и урегулирование социально- правовых форм взаимодействия граждан государственных институтов. Был составлен обширный план реформ в стране которые обуславливают грядущие перемены в стране. Главный посыл обществу это возможность участия граждан принятие политических решении. Со своей стратегией развития общества целом государственная власть открыто определила грядущий приоритеты:
Все люди, независимо от особенностей ограничений, имеют право на полноценное участие в жизни государства и тем самым государство создает все условия доступности в области образования, здравоохранения, культуры и других сфер общественной жизни.
Во вторых стал факт важен социокультурной адаптации людей с особыми потребностями. Государсто способствует тому, чтобы каждый гражданин, включая лиц с инвалидностью и другими физическими особенностями мог свободно участвовать в политической социальной жизни страны. Государство стремится снять все барьеры стереотипы для полноценного развития граждан своей страны. Во взаимодействии государств и гражданского общества, государство обязуется защищать семейные ценности и обеспечивать достойное воспитание будущих поколений. Стремится поддерживать семейно- ориентированные программы. Инициативно создание мер поддержки в области образовательных, социальных и здравоохранительных программ в создании и всемерное. Поддержки семейного образа жизни, создания условий для стабильного функционирования всех социальных групп общества
Государство стремится сохранить уникальность многообразия различных типов культур в стране создают условия для культурного многообразия и диалога между различными. Национальными культурами содействуют социокультурная адаптации граждан. И поддерживать своем развитии на современном этапе.
На современном этапе в республике Казахстан наметился переход от форм авторитарной демократии к парламентской системе во многих сферах государства.
Концепция слышащего государства стала одним из приоритетных направлении политики президента Касым Жомарт Токаева. Принцип в построении нового справедливого Казахстана.
Впервые концепция появилась в 2 сентябре, 2019 года в послании главы государств народу общественный диалог, основу стабильности процветания Казахстана. В послании было отмечено, что слышащее государству это то, которое оперативно эффективно, реагирует на все конструктивные запросы граждан только путем постоянного диалога власти и общества можно построить гармоничные государство, встроенное в контекст современной геополитики.
10 сентября. 2019 год был принят указ президента Республики Казахстан
«О мерах по реализации Послания Главы государства народу, Казахстана от 2 сентября 2019 года «Конструктивный общественный диалог-основа стабильности и процветания Казахстана» и уже в феврале 2021 года в Национальный план развития Республики Казахстан до 2025 года утвержденный Указам Президента РК от 15 февраля 2018 года были внесены изменения которые гласят следующее: «Государство стремится к созданию всех необходимых условий и возможностей для полноценной реализации предпринимательского, интеллектуального и творческого потенциала граждан, повышения их доходов и качества жизни.
Одним из таких эффективных инструментов станет концепция «слышащего государства», которая обеспечит регулярную обратную связь с населением».
При этом в данной концепции приведем пример Польши как государства, в котором успешно действует модель «слышащего правительства». К примеру в Польше внедрен принцип инклюзивного планирования с вовлечением населения, социально уязвимых групп и активных граждан на местном уровне. Центральные органы власти сосредоточены на стратегических вопросах благодаря делегированию своих функции на более низкий уровень. Изменена система управления государственными финансами: созданы независимые бюджеты и внедрена ответственность на уровне местного самоуправления за проведение финансовой политики». Можно более сказать, что принцип «слышащего государства» становится своего рода интеракцией государственных институтов и граждан страны. Открытая коммуникация будет способствовать укреплению государственных институтов и институтов гражданского общества в процессе участия самих граждан в процессе принятия решении государственными органами. Тем самым мы видим с выдвинутыми реформами будет создаваться более легитимное пространство для дальнейшего решения политических, экономических, социальных проблем всего общества.
По принципу «слышащего государства» в стране создан представительный по составу Национальный совет обшественного доверия. Орган призван повысить уровень доверия к органам исполнительной власти. Нынешние реформы позволяют повысить имидж власти, узаконить легитимность ее во всех сферах общественной жизни страны. Показать ее транспарентность в контроле со стороны гражданского общества. Государственная власть открыто поддержала канал коммуникации правительства к гражданам своей страны. Внедрила и реализовала определенные инструмены включая и цифровые технологии взаимоодействия граждан и органов исполнительной власти. К примеру «Открытое правительство» включает в себя «открытые бюджеты» ,» открытый диалог». Отчеты о бюджетном планировании и расходовании бюджетных средств.
Принятое антикоррупционой политики на 2029-2026 годы и закон о прямой выборности акимов в Казахстане создали основу для дальнейшей работы по формированию новой политической культуры и либерализации всех институтов государственной власти. Дальнейшая демократизация и укрепление верховенства закона послужат развитию всего государства в целом. Принципиальный курс на улучшение благосостояния населения как мы видим предполпгпет реализацию социальных программ , создание рабочих мест, повышение уровня жизни, образования и здравоохранения, развитие инфраструктуры по всей стране.
Стоит так же отметить не маловажным изменением служит дальнейшее укрепление институт Омбудсмена по решению прав граждан и обеспечение эффективности защиты их конституционных прав. Наглядно показывают пример реализации политико- правовых механизмов в решении гражданских прав и свобод . В итоге можно констатировать огромный рывок в вертикали власти. Президентская реформа законодательно закрепила положение об однократном семилетнем сроке. Конституционная реформа ликвидировала суперпрезидентские полномочия. Стало постепенное широкое участие граждан в процессе принятия решении в рамках внедрения принципов концепции «слышащего государства».
В итоге политические процессы происходящие в республике показывают переход государства от закрытого общества к открытому с характерной ему легитимацией политического плюрализма, многообразия политическхи убеждений, взглядов и идеологии.
Именно начавшиеся широкомасштабные реформы в стране дают надежду не только на приоритет главенства закона, но и придают демократичность грядущим изменениям в стране.
Жаскалиев. А