Реализация международной и внешней политики Республики Казахстан

Современная внешняя политика Казахстана напрямую связана с  действующим Президентом Республики Казахстан. Так, 6 марта 2020 г. Президент Казахстана К.Токаев представил концепцию внешнеполитического развития Казахстана на 2020-2030 гг. Здесь обозначалась преемственность в осуществлении официального политического курса страны в деле обеспечения многовекторности и сбалансированности внешней политики.

     Сбалансированный и многовекторный подходы во внешней политике — та особенность, что была рождена объективными обстоятельствами срединного положения Казахстана в Евразии.

     Концепция внешней политики была адаптирована к современным реалиям и, казалось, учитывала многообразие международных процессов, в которых участвует Казахстан. Время вносит коррективы во внешнеполитический курс, т.к. Казахстан должен адекватно реагировать на изменение международной ситуации.

     Казахстан не безучастен к изменениям, что напрямую затрагивают интересы страны. Глава государства констатировал, что мир становится всё более непредсказуемым, сталкиваясь с угрозами климатического потепления и массовой миграции. Эти кризисы взаимно усиливают друг друга, создавая разрушительные последствия, от которых страдают миллионы людей.

     «Существующие системы управления и международные механизмы реагирования оказываются недостаточно эффективными в условиях таких кризисов. Особенно тревожно констатировать, что многосторонние институты все чаще оказываются в тупике. Пример Организации Объединенных Наций наглядно демонстрирует такой кризис. Эта организация, созданная изначально как символ всемирной солидарности, остаётся сегодня незаменимой и сталкивается с серьёзными сложностями. Традиционные сверхдержавы, экономические и политические мастодонты, расходятся по крупным текущим вопросам повестки дня. Последствия этих разногласий особенно остро ощущаются в регионах, где конфликты приобретают затяжной характер, тогда как структуры, созданные для разрешения этих разногласий, в первую очередь ООН, парализованы»,отметил президент.

     Таким образом, резюмирует он, мировой общественности следует принять, что «геополитическая система координат» претерпела существенные изменения и переосмыслить мультилатерализм. Одним из ключевых аспектов новой реальности становится признание растущей роли группы средних держав.

     «Экономическая и политическая важность этих стран растёт, а их взвешенная и конструктивная позиция становится преимуществом в условиях глобальной неопределенности. Поскольку крупные державы не способны достичь консенсуса, именно средние державы всё чаще берут на себя роль посредников, поддерживая возможности для диалога и сохраняя приверженность глобальному сотрудничеству», отметил Президент РК.

     Базовые положения действующей Концепции позволяют Казахстану проводить такие внешнеполитические мероприятия и инициировать идеи, которые приняты международным сообществом и в соответствии с международно-правовыми обязательствами. Глава государства, отметил, что Казахстан давно проявляет активную внешнюю политику, продвигая инициативы по всему миру. Так, например, Казахстан способствовал межгосударственным переговорам, предоставляя площадку для мирного диалога между Азербайджаном и Арменией, а также для обсуждения сирийского кризиса и иранской ядерной программы. Кроме того, Казахстан регулярно организует съезды лидеров мировых религий, поддерживая межконфессиональный диалог.

     Республике удалось наладить стабильные и дружественные отношения, выходящие на уровень партнерских связей, прежде всего с ведущими державами современного мира. Сегодня Казахстан позиционирует как существенный фактор обеспечения стабильности и безопасности в регионе Центральной Азии и на обширной территории евразийского континента.

     Обозначим те особенные черты и подходы во внешней политике Казахстана, которые с точки зрения их эффективности, сопровождают практически все действия РК в международной политике.

     Прежде всего, способность руководства к компромиссам во внешней политике, это та основа, на которой строится внешняя политика нашей страны. Путь к широкому международному сотрудничеству идет через взаимные договоренности и приемлемые компромиссы. Сбалансированный и многовекторный подходы во внешней политике – та особенность, что была рождена объективными обстоятельствами срединного положения Казахстана в Евразии.

     В Концепция внешней политики сделан усиленный акцент на многовекторный аспект, учтена стратегия внешнеэкономической деятельности. Многовекторность производна от прагматичности и реализма, от стремления соблюдать баланс между желаниями и возможностями Казахстана на международной арене. Данный подход нередко вызывал неоднозначную реакцию и критику, но ему не найдена альтернатива. Внешняя политика Казахстана остается многовекторной и диверсифицированной, но сейчас эта многовекторность будет приобретать разновесность. Многовекторность применительно к внешней политике с прагматичной точки зрения означает развитие дружественных, предсказуемых и сбалансированных отношенийсо всеми странами мира.

     Как один из разработчиков многовекторного подхода, последовательно утверждавших его во внешнеполитической практике, – К. К.Токаев убежден, что именно многовекторность ведет к отсутствию жесткой зависимости внешнеполитического курса от поведения того или иного партнера, от непредсказуемости развития ситуации в том или ином регионе, от изменения конъюнктуры мирового рынка. В практическом плане многовекторность означает обеспечение благоприятного внешнего окружения, стабильных и

дружественных взаимоотношений, прежде всего с непосредственными нашими соседями, государствами СНГ, а также с ведущими политическими

и экономическими центрами современного мира. При этом многовекторность относится не столько к самой внешней политике, сколько к дипломатии, то есть к инструменту ее проведения.

     Гибкостьво внешней политике Казахстана — качество, которое в совокупности с предыдущими подходами определяет сегодня направленность внешнеполитического курса. Гибкая внешняя политика – скорее всего, производное и в то же время подытоживающее свойство умелого руководства, его способность трезво оценить международную обстановку, внешние обстоятельства и приспособиться к ним. Она разносторонняя, она поддается корректировке, изменению в зависимости от внешних условий – все это относится и к необходимости придерживаться многовекторного курса, и следованию политике сохранения баланса в отношениях, как с ведущими мировыми державами, так и центральноазиатскими соседями, и учитывать их политические и экономические интересы.

     В приоритетах внешней политики РК традиционно остается «двустороннее сотрудничество» с окружающими Казахстан государствами-соседями. Одним из главных приоритетов на традиционной ежегодной встрече Президента страны с главами дипломатического корпуса, аккредитованного в РК, названо укрепление союзнических отношений с Российской Федерацией и углубление стратегических связей с КНР.

     Отметим, что Казахстанско-российский и Казахстанско-китайский вектор внешней политики подразумевает высокий уровень сотрудничества. Его достижению способствует конструктивный диалог, учет взаимных интересов в политической и экономической сфере.

     Касательно Казахстанско-американских отношений, отметим, что между двумя странами установлено расширенное стратегическое партнерство, характеризующееся многоплановым взаимодействием по всему спектру двусторонних отношений.

     На казахстанско-американском треке эффективно работают такие двусторонние механизмы,как Диалог высокого уровня по правам человека и демократическим реформам (ДВУ), Комиссия по расширенному стратегическому партнерству (КРСП), Стратегический энергетический диалог (СЭД), Деловой Совет при Торговой палате США, а также целый ряд самостоятельных секторальных Рабочих групп, которые помогают укреплять двустороннее партнерство между Казахстаном и Соединенными Штатами.

     С Европейским Союзом Казахстан также сближает общая заинтересованность региональной и международной безопасности, сотрудничество в области экономики, социального и культурного развития, в проведении инвестиционной деятельности, крупных международных проектов, привлечения в Казахстан передовых технологий и знаний.

    .Таким образом, крупные направления внешней политики РК включают измерения глобального и регионального масштаба – Россия, Китай, США, Европейский Союз. Вместе с ними немалое значение имеют отношения со странами исламского мира в Азии и на Ближнем Востоке.

     Итак, в официальных доктринах внешняя политика Казахстана описывается как дипломатическая стратегия, основанная на выстраивании отношений с международным сообществом вообще и с сопредельными государствами в частности на прагматической и сбалансированной основе. В своей программной статье Глава государства также подтверждает приверженность Казахстана многовекторности во внешней политике как необходимое условие для сохранения страной независимости.

     Таким образом, внешняя политика страны в ее концептуальном измерении и в намеченных приоритетах заявляет о Казахстане как о евразийском факторе международных отношений.

    Ну и пожалуй, данную статью завершим мягким предостережением К.К. Токаева озвученный им на Астанинском международном форуме, — «Чтобы способствовать содержательному разговору и сотрудничеству, необходимы открытость, терпимость и компромисс».

А.Турекулов