
В Концепции по продвижению в обществе идеологии закона и порядка на 2025-2030 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 апреля 2025 года № 200, отмечено, что «за последнее время заметно выросла доля мошенничества, особенно интернет и телефонного мошенничества, и теперь они занимают первое место по численности случаев правонарушений». И далее в данной Концепции отмечено, что число таких преступлений, как мошенничество возросло «на 39,6% (с 31433 до 43890)».
Согласно части 1 статьи 190 Уголовного кодекса Республики Казахстан, мошенничество – это хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. То есть, мошенничество – это разновидность хищения чужого имущества обманным способом, за которое предусмотрена уголовная ответственность.
Среди совершенных фактов мошенничества наибольшую тревогу вызывают хищения чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием пользователя информационной системы, к которой также относится Интернет как всемирная система объединенных компьютерных сетей для хранения и передачи информационных данных.
По данным Комитета по правовой статистике и специальным учётам Генеральной прокуратуры РК (далее-КПСиСУ ГП), по итогам первого квартала 2025 года зарегистрировано 6,2 тыс. эпизодов интернет-мошенничества, что на 23% больше, чем за аналогичный период прошлого года. За один лишь январь 2025 года материальный ущерб от мошенничества достиг 11,1 млрд.тенге, что более чем в 2 раза превысило показатель января 2024-го, когда сумма ущерба составляла 5 млрд.тенге. Ущерб, причинённый физическим лицам, вырос сразу в 3 раза, до 9,3 млрд.тенге. Сумма ущерба, нанесённого государству, увеличилась на 22,4%, составив 936,8 млн.тенге. При этом интернет-мошенничество составило почти половину от всех подобных преступлений (48,9%).
Исходя из отчётов КПСиСУ ГП, количество регистрируемых правонарушений, связанных с интернет-мошенничеством, за последние несколько лет выросло более чем в 40 раз. Если в 2018 году было зафиксировано чуть более 500 таких правонарушений, то по итогам 2024 г. их число зафиксировано 22 тыс. 870 правонарушений. За январь-декабрь 2024 года потерпевшим причинен ущерб от интернет-мошенников на сумму 11,4 млрд.тенге, что в 2,8 раза больше, чем в 2023 г. Большую часть жертв таких преступников составили физические лица, которые перевели нарушителям 11 млрд.тенге. Среди пострадавших есть и юридические лица (они потеряли 385 млн.тенге) и государственные организации (8,4 млн.тенге). Возмещение ущерба составило всего 36,6%. То есть, две трети всего объема похищенных средств или более 7 млрд тенге, владельцам вернуть не удалось. За январь-декабрь 2024 год было зарегистрировано 22,9 тыс. уголовных дел по фактам интернет-мошенничества. Из них в 81,8% случаев сроки досудебного расследования были прерваны в связи «с неустановлением лица, совершившего уголовное правонарушение». Подобная тенденция сохраняется уже с 2019 года, когда доля закрытых с такой формулировкой уголовных дел ежегодно составляет от 71% до 79%. По фактам интернет-мошенничества наиболее распространенным является неправомерный доступ к личным данным граждан (за 2024 г. возбуждено 6,5 тыс.уголовных дел). Значительное количество уголовных дел возбуждается по фактам обмана при онлайн-покупках услуг (5,5 тыс.) и товаров (5,2 тыс.), а также обманутые граждане при оформлении онлайн-займов (3,9 тыс.).
Таким образом, за последние несколько лет мошенничество с использованием информационных систем стало все более распространенным явлением. По различным данным, подавляющее большинство всех случаев данного мошенничества происходят онлайн. Это связано с тем, что с развитием интернет-технологий злоумышленники находят новые способы обмана и кражи личной информации.
Проблема распространения мошенничества с использованием информационных систем, в том числе интернет-мошенничество, является частью глобальной тенденции к усложнению преступных действий в мире. Этот вид мошенничества, из редкого явления, превратился в повседневную практику и занял устойчивое место в структуре компьютерной преступности. Тем не менее, связь с традиционными формами преступности сохраняется. Множество параметров показывает, что новые схемы имеют много общего с классическими мошенническими методами, хотя тактика их реализации становится все более сложной благодаря использованию компьютерных и сетевых технологий.
Кроме привычных мошеннических схем, адаптировавшихся к интернет-пространству, существуют и другие традиционные преступления, осуществляемые с помощью современных технологий. Оценить масштаб ущерба, который они могут причинить, пока сложно. Это подтверждается мировым опытом изучения интернет-мошенничества, а также практикой его криминализации в разных странах, что вызывает беспокойство у международного сообщества. Истоки этого вопроса восходят к середине 1980-х годов XX века.
Существует несколько основных методов мошенничества, использующих информационные системы. К ним относятся: получение доступа к конфиденциальной информации (фишинг) через веб-сайты, электронную почту, ссылки и приложения; покупки товаров и услуг в интернете; размещение объявлений о несуществующих услугах; оформление онлайн-займов; поддельные СМС-уведомления и телефонные звонки от банков; финансовые пирамиды и инвестиционные схемы; рассылка сообщений в социальных сетях и мессенджерах от лиц, представляющихся финансовыми учреждениями, с просьбой о займе; взлом учетных записей или доменов; мошенничество с криптовалютами; фиктивные лотереи, викторины и конкурсы; обманные онлайн-казино; а также мошеннические схемы, связанные с благотворительностью.
Анализ фактов мошенничества за 2022-2024 годы и 1 квартал 2025 года демонстрирует, что киберпреступность быстро адаптируется к новым технологиям, особенно в контексте использования искусственного интеллекта. Это приводит к возникновению более сложных и изощренных схем мошенничества, что требует от общества и правоохранительных органов новых подходов к борьбе с этими угрозами.
Основные тенденции и факты заключаются в следующем:
1) Увеличение числа мошенничеств, связанных с искусственным интеллектом (в США количество сообщений о мошенничествах, связанных с искусственным интеллектом, возросло с 47 тыс. в 2023 году до 350 тыс. в 2024 году, что составляет увеличение на 644%. Это указывает на то, что мошенники активно используют искусственный интеллект для автоматизации процессов и повышения эффективности своих схем),
2) Автоматизированные системы (в Нигерии был создан чат-бот для знакомств, который взаимодействует с жертвами из разных стран. Подобные технологии позволяют мошенникам маскироваться под обычных пользователей и легче манипулировать жертвами),
3) Подмена QR-кодов (использование подмены QR-кодов становится распространённой схемой кибермошенничества. Сканирование поддельных QR-кодов может привести к хищению персональных данных, что делает эту тактику особенно опасной, учитывая растущую популярность QR-кодов в повседневной жизни).
В Казахстане наблюдается рост киберпреступлений, связанных с использованием фальшивых видео и голосовых сообщений. Наиболее распространённые схемы включают: 1) голосовое клонирование — звонки и сообщения, при которых злоумышленники маскируются под сотрудников банков или правоохранительных органов; 2) имитацию голосов родственников, которые сообщают о бедствии (например, аварии или задержании), чтобы выманить деньги; 3) фишинг — рассылка поддельных сообщений от государственных структур (например, налоговой службы) через WhatsApp или электронную почту с требованием срочной оплаты. Несмотря на многочисленные предупреждения и информационные кампании, часть граждан всё ещё попадается на уловки мошенников.
Одним из наиболее распространённых методов интернет-мошенничества является фишинг — получение личных данных пользователей, таких, как пароли и номера банковских карт, путём подделки официальных сайтов и рассылки поддельных электронных сообщений. В дополнение активно применяются хакерские атаки, вредоносные программы и методы социальной инженерии.
Для защиты от интернет-мошенничества важно проявлять осторожность при работе в сети: не открывать подозрительные письма и ссылки, избегать передачи личной информации на ненадёжных ресурсах, регулярно обновлять антивирусное программное обеспечение и использовать сложные, надёжные пароли для входа в аккаунты. Также необходимо быть внимательным при осуществлении финансовых операций онлайн, особенно при использовании платёжных карт. Рекомендуется следить за официальными предупреждениями и рекомендациями по безопасности, которые регулярно публикуются в интернете.
Другими словами, Интернет-мошенничество представляет собой серьёзную угрозу для всех пользователей сети, и каждый из нас обязан защищать себя и своих близких от возможных атак. Важно быть информированным и проявлять осторожность, чтобы не стать жертвой злоумышленников в Интернете.
В последнее время появляются новые методы незаконного извлечения денег у граждан, что приводит к увеличению как материального, так и морального ущерба. Такие правонарушения становятся всё более распространёнными в различных регионах страны. В ответ на это правоохранительные органы предпринимают меры по борьбе с интернет-преступностью. К примеру, МВД Республики Казахстан реализовало пилотный проект CyberPol и создало подразделения в каждом регионе. В июле 2024 года Национальный банк Казахстана запустил Антифрод-центр, который позволяет блокировать платёжные транзакции с признаками мошенничества и обмениваться информацией в режиме реального времени. В систему подключены более 60 организаций, включая банки, крупные платежные микрофинансовые организации и территориальные подразделения МВД. Благодаря работе центра было заблокировано переводов на сумму около 1,2 миллиарда тенге, а добровольно возвращен — 81 миллион тенге.
Этот центр представляет собой цифровую платформу, которая обеспечивает обмен сообщениями между участниками в реальном времени и позволяет быстро блокировать подозрительные операции. Такие операции маркируются специальной меткой и отслеживаются как со стороны отправителей, так и получателей средств. Даже если деньги были списаны со счёта пострадавшего, их можно заблокировать и не допустить выплаты мошеннику. По данным Нацбанка РК, большая часть заблокированных средств — около 760,9 миллиона тенге (78,7%) — признана подозрительными ещё на этапе отправки со стороны банка-отправителя. Также банки-получатели предотвратили выплату в размере 206,1 миллиона тенге.
Анализ первых месяцев работы антифрод-центра показывает, что наиболее часто зарегистрированные инциденты связаны с телефонными мошенничествами, составляющими 25,5% всех случаев. На втором месте по распространённости — лжеинвестирование, которое зафиксировано в 18,9% случаев. Также значительную долю занимают мошенничества в социальных сетях и мессенджерах — 17,6%.
Меньше случаев отмечено по другим видам преступлений, таким как фиктивные онлайн-продажи, мошенничество через дропперов или использование поддельных сайтов-зеркал. Однако злоумышленники используют множество различных методов для выманивания денег или кражи данных владельцев счетов. После внедрения антифрод-центра появились новые схемы: мошенники представляются сотрудниками центра и требуют личные данные или просят перейти по фишинговым ссылкам под предлогом защиты от подозрительных операций. В то же время сотрудники Нацбанка предупреждают, что специалисты антифрод-центра никогда не звонят физическим лицам — их работа ограничена взаимодействием с банками, финансовыми учреждениями и IT-компаниями.
Основная задача антифрод-центра — предотвратить перевод средств при попытках мошенничества. Ведь если преступление уже завершено, вероятность найти злоумышленника и взыскать ущерб значительно снижается. Об этом свидетельствуют статистические данные по выявленным случаям.
Статистика КПСиСУ ГП также показывает, что в большинстве случаев уголовные дела по фактам мошенничества с использованием информационных систем прекращаются из-за «неустановления» виновного. За последние два года около 80% таких дел были закрыты по этой причине, что свидетельствует о сложности привлечения злоумышленников к ответственности и недостаточной эффективности расследований.
В соответствии с пунктом четвертым части второй статьи 190 Уголовного кодекса Республики Казахстан предусмотрена уголовная ответственность за мошенничество, связанное с использованием информационных систем. Однако, несмотря на предпринимаемые правоохранительными органами усилия, проблема киберпреступности остаётся актуальной и требует дальнейших мер.
Мошенничество с использованием информационных систем — это совокупность преступлений, характеризующихся единым способом совершения: злоумышленники используют технологические и коммуникационные возможности компьютерных систем, подключённых к глобальной сети Интернет, для обмана человека или компьютерной системы. Основная мотивация таких преступлений — корыстная выгода.
Под обманом информационной системы понимается получение доступа к процессам автоматической обработки данных одним лицом от имени другого с целью активации алгоритмов автоматизированных систем, что приводит к утрате имущества, имущественных прав или причинению имущественного ущерба. Все компьютерные мошенничества основаны на принципе обмана информационной системы, что усложняет их выявление и преследование.
Это подчеркивает необходимость совершенствования методов расследования киберпреступлений и повышения эффективности взаимодействия правоохранительных органов с техническими специалистами для более успешного выявления и привлечения злоумышленников к ответственности.
В последние годы Казахстан активно предпринимает меры по борьбе с мошенничеством, направленные на укрепление правовой базы, контроль и надзор, а также повышение информированности населения о рисках участия в мошеннических схемах.
Одним из ключевых направлений является развитие законодательства. В стране принят ряд нормативных актов, усиливающих ответственность за мошеннические действия и создающих механизмы их предотвращения и пресечения. Среди них — законы о противодействии коррупции, борьбе с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путём, а также о введении новых административных и уголовных санкций за мошенничество и другие нормативные правовые акты в данном направлении.
Особое внимание уделяется необходимости расширения ответственности за распространение лже-рекламных материалов в сети Интернет. В некоторых случаях публикуются объявления о предоставлении несуществующих услуг или товаров, что вводит потребителей в заблуждение и способствует совершению мошеннических действий. Введение соответствующих нормативных актов, предусматривающих ответственность за размещение таких ложных объявлений, станет важным шагом в усилении защиты граждан и борьбе с киберпреступностью.
Общий комплекс мер включает не только совершенствование законодательства, но и развитие информационной работы среди населения, повышение уровня цифровой грамотности и создание эффективных механизмов взаимодействия правоохранительных органов с гражданами для своевременного выявления и пресечения мошеннических схем.
Важным элементом борьбы с мошенничеством в Казахстане является совершенствование контроля и надзора за сферой финансовых операций. Страна активно развивает свою финансовую систему, уделяя особое внимание контролю деятельности финансовых учреждений с целью предотвращения отмывания денег и финансирования терроризма. Улучшение механизмов контроля способствует своевременному выявлению мошеннических операций, а также снижению финансовых потерь, связанных с преступной деятельностью.
Повышение уровня правопорядка является ключевым аспектом борьбы с мошенничеством. Казахстан сосредоточен на повышении качества расследований мошеннических преступлений и обеспечении справедливого привлечения виновных лиц к ответственности. Важную роль играет развитие правовой культуры общества и укрепление правосознания граждан, что способствует формированию устойчивого негативного отношения к мошенничеству и повышает эффективность профилактических мер.
Кроме того, значительное внимание уделяется информированию населения о методах мошеннических схем и их возможных последствиях. Правительство Казахстана реализует информационные кампании, направленные на профилактику мошенничества, обучение граждан способам распознавания и предотвращения преступных схем. Это помогает повысить уровень бдительности населения и снизить вероятность жертвенности.
Особую сложность представляют мошеннические схемы трансграничного характера, которые создают дополнительные трудности для их выявления и пресечения. В таких случаях требуется международное сотрудничество правоохранительных органов, обмен информацией и совместные операции для борьбы с киберпреступностью и организованной преступностью в глобальном масштабе.
Меры по профилактике мошенничества с использованием информационной системы в Казахстане включают комплексные инициативы, направленные на защиту граждан и укрепление информационной безопасности. Среди основных направлений профилактических мер в отношении мошенничества с использованием информационных систем представляется возможным выделить следующие.
Первое. Образовательные кампании и информационная работа.
Проведение регулярных информационных кампаний для повышения цифровой грамотности населения. Обучение граждан распознавать признаки мошеннических сайтов, фишинговых писем и других видов интернет-мошенничества. Распространение рекомендаций по безопасному использованию Интернета через СМИ, социальные сети и образовательные учреждения. Важно проводить образовательные кампании для повышения осведомленности граждан о новых схемах мошенничества, особенно связанных с искусственным интеллектом и новыми технологиями.
Второе. Разработка и принятие нормативных правовых актов.
Введение ответственности за размещение лже-рекламных материалов и мошеннических объявлений в сети Интернет. Усиление законодательства в сфере кибербезопасности и защиты прав потребителей в онлайн-среде. Внесение изменений и дополнений в нормативные правовые акты в части определения следующих понятий: «Интернет-мошенничество», «информационные системы» и других в этой сфере.
Третье. Техническая защита и контроль.
Разработка и внедрение более эффективных систем безопасности для защиты от подмены QR-кодов и других технологий, используемых мошенниками. Создание и развитие систем автоматического мониторинга и блокировки мошеннических сайтов и ресурсов. Внедрение механизмов двухфакторной аутентификации для банковских операций и входа в личные кабинеты. Обеспечение безопасности платежных систем и проведение регулярных аудитов их уязвимостей. Организация специальных каналов для обращения граждан по вопросам интернет-мошенничества. Предоставление консультаций по действиям при столкновении с мошенническими сайтами или подозрительными сообщениями.
Четвертое. Межведомственное сотрудничество и мониторинг.
Необходимо осуществлять постоянный мониторинг новых схем мошенничества и адаптировать меры реагирования в соответствии с изменениями в киберугрозах. Координация действий правоохранительных органов, государственных органов, банковских структур и IT-компаний для быстрого реагирования на случаи мошенничества. Обмен информацией о новых схемах мошенничества и угрозах. Сотрудничество с технологическими компаниями по вопросам безопасности информационных систем.
Пятое. Международное сотрудничество.
Участие в международных программах по борьбе с киберпреступностью. Обмен информацией с зарубежными правоохранительными органами для пресечения трансграничных мошеннических схем. Установление партнерства с зарубежными IT-компаниями для создания решений, которые могут помочь в обнаружении и предотвращении мошеннических действий с использованием искусственного интеллекта.
Таким образом, предложенные комплексные меры, как нам представляется, должны повысить уровень защищенности граждан в информационных системах, в том числе в Интернете, снизить количество случаев мошенничества и создать более безопасную онлайн-среду в Казахстане.
Ещанов Алмаз Шукирович,
Академии
правоохранительных органов
при Генеральной прокуратуре
Республики Казахстан
доктор юридических наук,
профессор, старший
советник юстиции, почетный
работник образования
Республики Казахстан