Роль ЭКА в поддержке экспортеров

В условиях стремительно меняющейся мировой экономики, развитие международной торговли и диверсификации экономики является основой экономического роста любой страны. Казахстан, осознавая важность этого процесса, активно поддерживает отечественных экспортеров, стремящихся выйти на мировые рынки. Однако путь на международные рынки сбыта товаров и услуг сопряжен с рядом вызовов, включая финансовые и политические риски, которые усложняют выполнение контрактных обязательств. В данных условиях ключевую роль в снижении рисков и стимулировании экспорта играет Экспортно-кредитное агентство Казахстана (ЭКА), дочерняя организация АО «НУХ «Байтерек». В интервью заместитель Председателя Правления НК «Экспортно-кредитное агентство Казахстана» Мадина Нуржановна Ержанова рассказала о проводимой работе по стимулированию экспортного потенциала страны.
– Основная миссия ЭКА – поддержка роста несырьевого экспорта Казахстана. Агентство заинтересовано в продвижении высоко и средне технологичных товаров, либо услуг обрабатывающей отрасли, которая нуждается в развитии в нашей стране, – начинает разговор собеседница.
– Как представители ЭКА помогают казахстанским компаниям снижать риски и успешно выходить на международные рынки?
– Деятельность Агентства направлена на предоставление страховой защиты предприятиям-экспортерам, зарубежным покупателям, банкам второго уровня и Банку развития Казахстана. Это позволяет казахстанским компаниям уверенно вести свою деятельность на международных рынках, снижая риски возможных финансовых потерь.
Помимо страхования, ЭКА активно участвует в поиске новых рынков сбыта для отечественных товаров, работ и услуг. Агентство оказывает содействие в налаживании контактов с зарубежными компаниями и банками, а также предлагает уникальную услугу безвозмездной проверки благонадежности иностранных контрагентов. Это бесценный инструмент, позволяющий избежать непредвиденных трудностей и строить доверительные партнерские отношения на внешних рынках.
Для реализации этих задач ЭКА разработан широкий спектр финансовых, страховых и гарантийных продуктов. Если говорить о масштабах оказываемой поддержки, только за первое полугодие 2025 года объем поддержки превысил 333 миллиардов тенге, а к концу года ожидается достижение уровня в 600 миллиардов тенге, что свидетельствует о растущем доверии и эффективности работы ЭКА.
– На фоне текущей геополитической ситуации, требующей от экспортеров особой гибкости, удается ли найти «золотую середину»?
– Мы выстраиваем работу, основываясь на стратегических приоритетах. Прежде всего, ЭКА фокусируется на диверсификации рынков сбыта, осуществляя при этом активный поиск и освоение новых географических направлений для снижения зависимости от рынков, подверженных геополитическим рискам. Кроме того, через свои инструменты поддержки ЭКА нацелено на укрепление позиций казахстанских услуг и товаров обрабатывающей отрасли на мировых рынках через предложение конкурентоспособных условий и минимизацию рисков для зарубежных партнеров.
По итогам первого полугодия 2025 года география поддержанного экспорта представлена следующим образом: Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Российская Федерация, Китай, Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Кипр, Монголия, ОАЭ, Турция и другие. Преобладающим направлением безусловно является Центральная Азия, что связано с более доступными логистическими условиями, востребованностью продукции пищевой промышленности, продукции агропромышленного комплекса, металлургии и иной обрабатывающей отрасли.
– Какие конкретные инструменты ЭКА предлагает экспортноориентированным предприятиям?
– В настоящее время Экспортно-кредитное агентство Казахстана предлагает 23 инструмента в области страхования, финансирования и гарантирования для поддержки отечественного экспорта.
Среди наиболее популярных продуктов – предэкспортное финансирование, этот инструмент позволяет казахстанским экспортерам получить необходимые средства через банки второго уровня по льготной ставке для производства, выполнения работ или оказания услуг по экспортному контракту. Важно отметить, что одновременно с финансированием предприятие получает страхование отсрочки платежа, защищаясь от политических и коммерческих рисков, что обеспечивает надежный тыл для казахстанских производителей. В этом году инструмент предэкспортное финансирование был усовершенствован, теперь стоимость заемного капитала кредитующих институтов для экспортера не превышает 12,6%.
Также особым спросом пользуется инструмент торгового финансирования, который нацелен на стимулирование иностранных покупателей к приобретению казахстанской несырьевой продукции. Оно предоставляется зарубежным компаниям опосредованно, через казахстанские и зарубежные банки импортеров, при условии оплаты за приобретаемые товары (услуги) по аккредитиву. Для экспортера это означает быструю оплату после отгрузки товара, что критически важно для поддержания оборотного капитала. Это очень действенный инструмент для стимулирования экспорта, когда иностранный импортер получает финансирование и гарантию поставки, а казахстанский экспортер – уверенность в своевременной оплате.
Помимо финансирования, казахстанский бизнес активно использует страхование займов, отсрочки или авансового платежа по экспортным контрактам, а также различные инструменты гарантирования, включая гарантии для участия в зарубежных тендерах, гарантии исполнения обязательств по контракту и другие посттендерные гарантии. Все эти инструменты призваны минимизировать риски и создать прочную основу для казахстанских компаний на международных рынках.
– Спасибо за интервью!

Айдана Нұрланқызы