Основа успешного развития

В прошлогоднем Послании «Справедливый Казахстан: закон и порядок, экономический рост, общественный оптимизм» Глава государства Касым-Жомарт Токаев уделял внимание вопросу укрепления человеческого потенциала страны. При этом особый акцент был сделан на необходимости дальнейшей подготовки специалистов профессиям будущего, повышения престижа Человека труда. Неслучайно тема кадрового капитала звучала лейтмотивом в обращении в народу Казахстана, поскольку именно совокупность знаний, навыков, опыта и здоровья людей напрямую влияют на экономический рост и социальное благополучие государства. Инвестиции в образование, профессиональное развитие и здоровье населения повышают производительность труда, стимулируют инновации и укрепляют конкурентоспособность страны на мировой арене. Проще говоря, развитие человеческого капитала является ключевым фактором устойчивого развития и процветания государства, поскольку именно граждане создают и реализуют идеи, технологии и управленческие решения, формируя будущее республики.
За последние годы в Казахстане реализован ряд инициатив и программ, направленных на развитие человеческого капитала как основы устойчивого развития страны. Если говорить более детально, то можно сказать о модернизации системы образования. Например, национальный проект «Келешек мектептері» стал фундаментальной основой для подготовки поколения будущего, поскольку он ставит своей целью обеспечить всем детям равноправный доступ к качественному образованию в современных, безопасных и комфортных условиях, вне зависимости от их места проживания. Важно отметить, что особое внимание уделяется сельским районам, так как почти половина новых школ строится именно там. Более того, в рамках инициативы «Келешек мектептері» учебные заведения оснащаются передовым оборудованием: специализированными STEM-лабораториями, робототехническими мастерскими, кабинетами трудового обучения, инфраструктурой цифровой образовательной среды. Такое техническое оснащение открывает широкие возможности для формирования у учащихся ключевых компетенций: от владения информационными технологиями и использования искусственного интеллекта до развития исследовательских и творческих способностей. Конечно, такие изменения требуют от учителей повышения квалификации. Для этого организуются семинары, онлайн-курсы и обмен опытом, что помогает педагогам лучше адаптироваться к новым требованиям и методикам.
2025 год по праву можно считать важной вехой в истории суверенного Казахстана, поскольку именно в этом году впервые уделено особое внимание поддержке рабочих профессий. Ранее в стране были отдельные инициативы и проекты, направленные на популяризацию труда рабочих, но благодаря Указу Президента весь нынешний год посвящен развитию и поддержке рабочих специальностей. Такой акцент государственной политики выбран не случайно: без сантехников, плотников, автомехаников, сварщиков, газовщиков и многих других специалистов невозможно представить нормальное функционирование общества и экономики. Инициатива Президента направлена на признание значимости рабочего класса и подчеркивание его важной роли в социально-экономическом развитии страны. Как отметил Касым-Жомарт Токаев в интервью газете «Ana tili», в стране предстоит проделать большую работу по повышению престижа людей труда, а также по продвижению ценностей трудолюбия и профессионализма. Повышение престижа рабочих специальностей – задача не только Министерства просвещения или профильных ведомств, но и всего общества в целом. В рамках исполнения поручений Президента был утвержден План мероприятий по развитию рабочих профессий и Дорожная карта трансформации технического и профессионального образования на 2025-2027 годы. Первый документ включает семь направлений и около 70 мероприятий. При этом особое внимание уделяется модернизации системы ТиПО: создаются современные учебные центры, лаборатории, мастерские, оснащенные современным оборудованием, что делает обучение более привлекательным и соответствующим требованиям рынка труда. Колледжи активно сотрудничают с предприятиями, так как это необходимо для подготовки квалифицированных кадров, имеющих востребованные навыки. Такое взаимодействие позволяет студентам проходить производственную практику, стажировки, а предприятиям получать молодых специалистов, готовых к работе. В числе предприятий, участвующих в дуальном обучении, выросло их число, а также увеличилось количество компаний, оказывающих поддержку учебным заведениям. Кроме того, подготовлено много профориентаторов, открыто множество профильных классов в школах, а в будущем году планируется открыть еще больше. Обновляется материально-техническая база колледжей, а обеспеченность студентов общежитиями достигает высокого уровня.
Человеческий капитал в Казахстане формируется не только посредством модернизации образовательной системы, но и через комплексный подход, включающий развитие профессиональных навыков, улучшение здравоохранения, создание благоприятной социальной и экономической среды, а также поддержку непрерывного обучения и повышения квалификации на протяжении всей жизни. Как уже отмечалось выше, в стране активно внедряются программы дуального образования, которые позволяют студентам колледжей и вузов одновременно получать теоретические знания и практические навыки на предприятиях. Это способствует более качественной подготовке кадров, востребованных на рынке труда. Кроме того, государство уделяет внимание развитию системы профессиональной ориентации, чтобы молодежь могла осознанно выбирать востребованные профессии. Значительную роль играет и улучшение условий жизни и здоровья населения: доступ к качественной медицине, социальная поддержка молодых специалистов и рабочих, создание комфортных условий проживания, включая обеспечение общежитиями студентов и молодых работников. Все это способствует формированию конкурентоспособного человеческого капитала, который является ключевым фактором устойчивого развития страны.
Как отметил Президент Касым-Жомарт Токаев, повышение престижа рабочих профессий и поддержка людей труда – это не только вопрос экономики, но и важный социальный приоритет. Он подчеркнул, что государство должно всесторонне поддерживать специалистов, обеспечивая им достойные условия и возможности для роста. Таким образом, комплексный подход к развитию человеческого капитала в Казахстане полностью соответствует видению Главы государства и служит основой для построения процветающего и справедливого общества.

Алия Канаовна