ДОГОВОРНЫЕ ОРГАНЫ ООН ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Договорные органы ООН – это Комитеты ООН по разным правам человека, которые в совокупности представляют собой особый орган Организации Объединенных Наций, который назван Управлением Верховного Комиссара ООН по правам человека. Договорными эти Комитеты названы потому, что создание, компетенция каждого Комитета основана на конкретном международно-правовом договорном документе. Именно поэтому каждый Комитет назван в ряде случаев в сокращенном виде именем пакта, договора, соглашения, конвенции, регулирующих те или иные категории, группы прав человека и его основных свобод. Создано 9 таких Комитетов и 1 Подкомитет: Комитет по правам человека, Комитет против пыток, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по правам ребёнка, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, Комитет по правам инвалидов, Комитет по защите прав трудящихся-мигрантов, Подкомитет по предупреждению пыток, Комитет по насильственным исчезновениям.
В данной научной статье особое внимание уделяется первым шести Комитетам в приведенном нами перечне договорных органов ООН, поскольку Республика Казахстан не только подписала соответствующие международно-правовые пакты, конвенции, факультативные протоколы к ним, но и ратифицировала их, что предоставило всем гражданам Казахстана, всем постоянно проживающим на территории Казахстана иностранцам и лицам без гражданства право на подачу в эти 5 Комитетов индивидуальных жалоб о нарушении норм международно-правовых документов, ставших основой создания одноименных Комитетов для обжалования действий и решений государственных, в том числе судебных, органов Казахстана. Хотелось бы обратить внимание читателя на следующие даты: есть дата подписания Пакта или Конвенции, есть дата ратификации Пакта или Конвенции; в ратификационном процессе есть дата ратификации Парламентом Пакта или Конвенции, или Факультативного протокола к Пакту, Конвенции, дата подписания Президентом Республики Казахстан Закона Республики Казахстан о ратификации международного-правового документа о правах человека, есть дата о депонировании в ООН грамоты Республики Казахстан о ратификации соответствующего пакта, конвенции о той или иной категории прав человека. Поэтому иногда возможен разнобой в датах.
Комитет ООН по правам человека стал таковым благодаря Международному пакту о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года. Данный международно-правовой документ вступил в силу 23 марта 1976 года. Казахстан ратифицировал этот акт своим законом от 28 ноября 2005 года № 91-III, который вступил в силу для Республики Казахстан с 24 апреля 2006 года. Статья 28 этого Пакта закрепляет, что именно этот Пакт образует Комитет ООН по правам человека. Данный Комитет состоит из 18 членов, которые выполняют определенные этим Пактом функции. Эта же статья выдвигает требования, которые являются обязательными для членов Комитета: «В состав Комитета входят лица, являющиеся гражданами, участвующих в настоящем Пакте государств и обладающие высокими нравственными качествами и признанной компетентностью в области прав человека, причем принимается во внимание полезность участия нескольких лиц, обладающих юридическим опытом». Помимо этого, в этой же статье сказано, что члены Комитетами избираются и работают в личном качестве».
В статье 29 прописаны процедурные вопросы формирования Комитета по правам человека: «Члены Комитета избираются тайным голосованием из списка лиц, удовлетворяющих требованиям, предусматриваемым в статье 28 и выдвинутых для этой цели участвующими в настоящем Пакте государствами». В этой же статье далее говорится, что каждое участвующее в настоящем Пакте государство может выдвинуть не более двух лиц», которые «должны быть гражданами выдвигающего их государства». Важно и то, что статья 29 в завершение указывает на то, что «любое лицо имеет право на повторное выдвижение».
Статья 30 регулирует начало выдвижения претендентов в состав Комитета по правам человека ООН. В ней говорится о том, что «первоначальные выборы проводятся не позднее, чем через шесть месяцев со дня вступления в силу настоящего Пакта». Также хотелось бы обратить внимание на то, что по крайней мере за четыре месяца до дня каждых выборов в Комитет, кроме выборов для заполнения вакансий, объявляемых открывшимися в соответствии со статьей 34, Генеральный секретарь ООН письменно приглашает участвующих в настоящем Пакте государства «представить в течение трех месяцев кандидатуры в члены Комитета».
Интересными нам представляются действия Генерального секретаря ООН при выдвижении им людей в кандидаты: «Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций составляет в алфавитном порядке список всех выдвинутых таким образом с указанием участвующих в настоящем Пакте государств, которые выдвинули этих лиц, и представляют этот список участвующим в настоящем Пакте государствам не позднее, чем за один месяц до даты проведения каждых выборов». Хотелось бы отметить, что в этой же статье сказано о месте проведения выборов, об их порядке, следование которому придает им легитимность. Поэтому следует присмотреться к тексту пункта 4 рассматриваемой статьи 30 Пакта: «Избрание членов Комитета проводится на заседании участвующих в настоящем Пакте государств, созываемом Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций». В этом же пункте далее говорится о том, каким должен быть кворум и соответственно определение победителя: «На этом заседании, для которого кворумом является присутствие двух третей участвующих в настоящем Пакте государств, избранными в Комитет являются те лица, кандидатуры которых получают наибольшее число голосов и абсолютное большинство голосов присутствующих и голосующих представителей государств-участников».
Анализируемый Международный пакт устанавливает: «В Комитет не может входить более чем по одному гражданину одного и того же государства». Это значит, что статья 31 данного Пакта вносит свой вклад в обеспечение географического представительства в этой структуре данной универсальной международной организации. Хотя надо сказать: ни в этом Пакте, ни в других международных документах нет обязательного требования о необходимости обеспечения соответствующего географического представительства. Как видим, в пункте 2 статьи 31 в виде своеобразного пожелания сформулирована норма о представительстве государств: «При выборах в Комитет принимается во внимание справедливое географическое распределение членов и представительство различных форм цивилизации и основных юридических систем».
Статья 32 данного Пакта подробно регулирует сроки полномочий членов Комитета. Это вытекает из пункта 1 этой статьи, которая говорит о предлагаемом сроке предоставляемых полномочий: «Члены Комитета избираются на четырехлетний срок. Они имеют право быть переизбранными при повторном выдвижении их кандидатур». По истечении полномочий у членов Комитета назначают новые выборы.
В соответствии со статьей 33 Пакта, в случае, если «по единогласному мнению других членов какой-либо член Комитета прекратил исполнение своих функций по какой-либо причине, кроме временного отсутствия, Председатель Комитета уведомляет Генерального секретаря Организации Объединенных Наций, который объявляет затем место этого члена вакантным». В этой же статье анализируемого Пакта устанавливается, что «в случае смерти или выхода в отставку какого-либо члена Комитета Председатель немедленно уведомляет Генерального секретаря Организации Объединенных Наций, который объявляет это место вакантным со дня смерти или с того дня, когда выход в отставку становится действительным».
Пакт статьей 34 регламентирует порядок замещения вакансии: «Когда объявляется открывшейся вакансия в соответствии со статьей 33 и если срок полномочий члена, который должен быть заменен, не истекает в течение шести месяцев после объявления этой вакансии, Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций уведомляет каждое участвующее в настоящем Пакте государство, которое может в течение двух месяцев представить в соответствии со статьей 29 кандидатуру для заполнения этой вакансии». Согласно пункту 2 статьи 34 анализируемого Пакта Генеральный секретарь ООН вправе составлять «в алфавитном порядке список выдвинутых таким образом лиц и представляет этот список участвующим в настоящем Пакте государствам».
В статье 35 рассматриваемого Пакта есть следующие строки: «Члены Комитета получают утверждаемое Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций вознаграждение из средств Организации Объединенных Наций в порядке и на условиях, устанавливаемых Генеральной Ассамблеей с учетом важности обязанностей Комитета». Эта статья, к сожалению, не функционирует в соответствии со своим содержанием. Членам Комитета не выдают никакого вознаграждения за их работу. Им выдают лишь командировочные суммы на период сессии; в течение календарного года Комитет проводит три сессии (каждая сессия длится по 3 недели). За счет выданных члену Комитета командировочных денег он оплачивает свой номер в гостинице, в котором он проживает в течение сессии, а также оплачивает свое ежедневное питание. Если раньше все эти денежные расходы покрывались за счет бюджета ООН, то теперь они оплачиваются из бюджета того государства, гражданина которого избрали в Комитет как члена.
В Международном пакте о гражданских и политических правах есть статья 36, которая обязывает Генерального секретаря ООН предоставлять «необходимый персонал» и выделять денежно-материальные средства «для эффективного осуществления функций Комитета в соответствии с настоящим Пактом». Генеральный секретарь ООН согласно предписаниям статьи 37 Пакта «созывает первое заседание Комитета в центральных учреждениях Организации Объединенных Наций». После первого заседания при участии Генерального секретаря ООН Комитет ведет свою работу обычно в рамках того времени, которое отведено в правилах процедуры. Исходя из пункта 3 статьи 36 Пакта Комитет проводит свои заседания в центральных учреждениях ООН в городе Нью-Йорке или в Отделении ООН, функционирующее в городе Женеве. Многие члены Комитета хотели бы чаще заседать в городе Нью-Йорке, но руководители аппарата Верховного комиссара ООН по правам человека настоятельно рекомендуют Комитету заседать чаще в городе Женеве, поскольку транспортные расходы для обеспечения сбора членов Комитета в Европе, как правило, менее обременительны. Кроме того, это удобно для аппарата этого учреждения, поскольку сам аппарат постоянно дислоцирован в Европе, в Женеве. Это позволяет аппарату быть на постоянном контакте со всеми членами всех Комитетов ООН в процессе их заседаний в Женеве.
Согласно статье 38 исследуемого Пакта «каждый член Комитета до вступления в исполнение своих обязанностей делает торжественное заявление на открытом заседании Комитета о том, что будет осуществлять свои функции беспристрастно и добросовестно».
Статья 39 этого Пакта рассматривает вопросы регулирования деятельности аппарата Комитета. В ней говорится о том, что «Комитет избирает своих должностных лиц на двухгодичный срок», которые «могут быть переизбраны». Эта же статья предоставляет Комитету право на установление «своих собственных правил процедуры». Наряду с этим данная статья обращает внимание Комитета по правам человека на две основные нормы, которые Комитет не может не учитывать при разработке своих правил, касающихся процедуры своей деятельности. Эти нормативные правила можно разбить на два класса: 1) кворум Комитета, позволяющий ему официально начать работу, должен насчитывать не менее 12 членов; 2) организационные постановления Комитета необходимо принимать с учетом большинства голосов от численности присутствующих членов данного Комитета.
Комитет по правам человека реально может выполнять свои функции тогда, когда страны-участницы Пакта представляют доклады о состоянии прав человека в их странах. Статья 40 данного Пакта обязывает государства-участников Пакта «представлять доклады о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, признаваемых в настоящем Пакте, и о прогрессе, достигнутом в использовании этих прав». Эта же статья Пакта говорит о том, что такие доклады должны предоставляться «в течение одного года после вступления в силу настоящего Пакта в отношении соответствующих Государств-участников». Согласно порядку предоставления докладов «все доклады представляются Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций, который направляет их в Комитет для рассмотрения»; в этих докладах «указываются факторы и затруднения, если таковые имеются, влияющие на проведение в жизнь настоящего Пакта». Генеральный секретарь ООН после консультаций с Комитетом может вносить предложения о предоставлении заинтересованным специализированным учреждениям ООН выписки тех выдержек из докладов, которые непосредственно относятся к сфере их компетенции. Ежегодно Комитет заслушивает состояние прав человека в 14-15 государствах-участниках Пакта (Сарсембаев М.А. Хождение в ООН. Комитет ООН по правам человека: ощущения, впечатления, анализ. Астана. 2014. С. 25-26).
В соответствии с пунктом 4 статьи 40 Пакта в обязанности Комитета входит изучение докладов, которые представляют государства-участники данного Пакта. Комитет адресует странам-участницам свои замечания к докладам, которые он сочтет в качестве целесообразных. К тому же, Комитет по правам человека может препроводить эти и иные замечания также и Экономическому и Социальному Совету (ЭКОСОС) ООН вместе с экземплярами докладов, которые он получил от государств-участников данного Пакта. Государства, которые участвуют в реализации данного Пакта, вправе представлять Комитету свои аргументы, контраргументы по всем замечаниям в рамках тем рассматриваемого и изучаемого доклада.
«За 10 лет в отношении Казахстана вынесено 59 решений Комитетов ООН, 49 из которых признало нарушение прав человека государством, также было два решения об отсутствии нарушений, два – о прекращении рассмотрения жалобы и в шести случаях жалобы были признаны неприемлемыми». Большая часть из 49 решений приходится на Комитет ООН по правам человека (Почему Казахстан не исполняет решения комитетов ООН по жалобам о нарушении прав человека. 24 мая 2025 года. — https://newsdesk.kz/pochemu-kazahstan-ne-ispolnjaet-resheni/).
По инициативе Главы государства К.-Ж. К. Токаева Республика Казахстан подписала и ратифицировала Второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленного на отмену смертной казни. Это означает, что Республика Казахстан гарантирует каждому гражданину страны фундаментальное право человека на жизнь, предусмотренного статьей 15 Конституции Республики Казахстан и статьей 6 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Комитет ООН против пыток был создан на основе такого международно-правового документа, как Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 года, статья 17 которой посвящена его созданию: «Создается Комитет против пыток» «из десяти экспертов, обладающих высокими моральными качествами и признанной компетентностью в области прав человека и выступающих в личном качестве». Этих экспертов избирают государства-участники, при этом они уделяют внимание «справедливому географическому распределению и целесообразности участия нескольких лиц, имеющих юридический опыт». Как и все 9 Комитетов ООН, Комитет против пыток наделен правом защиты прав человека в двух направлениях: 1) заслушивание периодических докладов государств о состоянии соблюдения прав человека в период досудебного расследования и судебного следствия и вынесение Комитетом рекомендаций государствам на основе оценок полученной информации по этому состоянию; 2) рассмотрение индивидуальных жалоб граждан по фактам примененным к ним пыткам. Это направление деятельности Комитета направлено на рассмотрение индивидуальных жалоб и сообщений граждан и иных лиц, находящихся под юрисдикцией того или иного государства-участника Конвенции, в нашем случае, Республики Казахстан.
Статья 19 регулирует первое направление деятельности Комитета: «Государства-участники представляют Комитету через Генерального секретаря Организации Объединенных Наций доклады о принятых ими мерах по осуществлению их обязательств согласно настоящей Конвенции в течение одного года после вступления настоящей Конвенции в силу для соответствующего Государства-участника». Далее в этой же статье говорится, что «в дальнейшем Государства-участники представляют раз в четыре года дополнительные доклады о любых новых принятых мерах, а также другие доклады, которые может запросить Комитет». Свой первый доклад по вопросам борьбы с пытками Республика Казахстан представила в Комитет ООН против пыток в 2001 году. В 2023 году Казахстаном на рассмотрение Комитета был представлен четвёртый доклад (Как Казахстан отчитался за пытки. — https://bes.media/news/kak-kazahstan-otchitalsya-za-pytki-1237/). В ходе заслушивания казахстанского доклада по вопросам борьбы с пытками представители генеральной прокуратуры Республики Казахстан привели следующие цифры: каждый год в стране регистрируется примерно 700 уголовных дел о примененных пытках. С 2014 года с обвинительными актами в суды было направлено 109 уголовных дел.
Второму направлению деятельности Комитета посвящена статья 22 Конвенции: «Государство-участник настоящей Конвенции может в любое время заявить в соответствии с настоящей статьей, что оно признает компетенцию Комитета получать и рассматривать сообщения лиц, находящихся под его юрисдикцией, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения Государством-участником положений Конвенции». Если по состоянию на август 2015 года Комитет ООН против пыток получил 697 индивидуальных сообщений (жалоб), то по состоянию на 10 мая 2024 года общее количество зарегистрированных жалоб достигло до 1211 против 45 государств-участников Конвенции против пыток. Казахстан подписал и присоединился к Конвенции против пыток 29 июня 1998 года, затем страна ратифицировала Факультативный протокол к Конвенции против пыток 22 октября 2008 года. Именно с этой даты граждане Республики Казахстан, лица, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан, получили право обжаловать действия государственных органов, судебных органов Республики Казахстан, которые в той или иной мере имели отношение к решению вопросов о пытках и других жестоких обращениях. Из не менее 8 решений Комитета ООН против пыток судами Казахстана признаны только 2 решения: по жалобе А. Герасимова и по жалобе Р. Байрамова, по которым были вынесены решения о признании пыток и выплачены достаточно скромные компенсации.
Статья 22 Конвенции интересна еще и тем, что она регламентирует наиболее важные положения, которые касаются требований, предъявляемых к подаче гражданином индивидуальной жалобы о том, что он был подвергнут пыткам: «Комитет не рассматривает никаких сообщений от какого-либо лица согласно настоящей статье, если он не убедится, что: а) этот же вопрос не рассматривался и не рассматривается по какой-либо другой процедуре международного расследования или урегулирования; b) данное лицо исчерпало все имеющиеся внутренние меры правовой защиты; это правило не действует в тех случаях, когда применение этих мер не оправданно затягивается или вряд ли окажет эффективную помощь лицу, являющемуся жертвой нарушения настоящей Конвенции» (пункт 5 статьи 22). Кроме того, следует дополнить, что Комитет не принимает анонимные жалобы. Как правило, заявитель должен выступать от своего имени. Его интересы может представлять другой человек, но такая замена должна бы обоснованна (сама жертва пыток находится в местах лишения свободы, или является инвалидом, или является неграмотным человеком и так далее). Жалоба должна быть обоснованной, содержать в себе достаточное количество фактов, доводов, которые обосновывали нарушение пакта, конвенции. Нужно иметь в виду, препятствует или не препятствует жалобе оговорка, которую могло сделать конкретное государство. Жалоба не должна быть злоупотреблением процедуры: могут быть случаи, когда человек много раз подает жалобу по одному и тому же вопросу, по которому ему уже был дан обоснованный ответ по существу.
После того, когда жалобу признают приемлемой, Комитет ООН рассматривает ее по существу вопроса. Аппарат Комитета доводит все доводы жалобщика и государства по поводу жалобы обеим сторонам. Решение Комитет принимает большинством голосов. Несогласные с этим решением могут написать и приложить свое особое мнение к решению. Это решение направляется государству для принятия мер согласно содержанию решения. Рассматривать индивидуальные жалобы и обращения частных лиц согласно своей компетенции вправе Комитет по правам человека, Комитет против пыток, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по правам инвалидов, Комитет по насильственным исчезновениям, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, Комитет по правам ребенка. Не может получать и рассматривать жалобы и сообщения Комитет по правам трудящихся-мигрантов, поскольку механизм индивидуальных жалоб еще в силу не вступил. Рассмотренные выше требования по формулированию, подаче, обоснованию жалоб и обращений граждан и иных лиц в основном аналогичны практически для каждого Комитета ООН.
По январским событиям 2022 года в Казахстане расследовали 329 уголовных дел, связанных с пытками, часть которых объединяли в связи с наличием в целом ряде случаев одних и тех же лиц, совершавших по несколько пыточных действий в отношении разных лиц. Наряду с работниками правоохранительных органов, пытавших людей, к ответственности привлекли и медицинского работника, который скрыл факт осуществленных пыток. В этой связи необходимо руководствоваться предписаниями статьи 10 анализируемой Конвенции: «Каждое Государство-участник обеспечивает, чтобы учебные материалы и информации относительно запрещения пыток в полной мере включались в программы подготовки персонала правоприменительных органов, гражданского или военного, медицинского персонала, государственных должностных лиц и других лиц, которые могут иметь отношение к содержанию под стражей и допросам лиц, подвергнутых любой форме ареста, задержания или тюремного заключения, или обращению с ними». 160 сотрудников правоохранительных органов и иных лиц были осуждены к различным срокам тюремного заключения за совершение пыточных действий в отношении участников кантарских событий 2022 года. Тем самым государство внесло значительный вклад в дело борьбы с пытками как средневековым явлением, в дело укрепления свободы человека от совершения по отношению к нему пыточных действий.
То, что в местах лишения свободы в Казахстане установлены 45 тысяч камер наблюдения, привело к сокращению численности жалоб по пыткам в 5 раз. Это – весомый результат. В дополнение к нашему опыту можно привести «исследования ученых из Израиля, США и Великобритании», которые пришли к выводу о том, что «закрепление телекамер на теле полицейских в 2 раза уменьшает вероятность применения насилия по отношению к задержанным». Кроме того, «данный результат подтверждает уменьшение количества жалоб на действия полицейских в 10 раз» (Чуксина В.В. Предупреждение пыток и связанных с ними видов практики с позиции прав человека // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2015. Т. 9. № 3. С. 571).
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 года стала основой для создания Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин.
Международно-правовой основой создания данного Комитета стала статья 17 приведенной Конвенции: «Для рассмотрения хода осуществления настоящей Конвенции учреждается Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, состоящий в момент вступления Конвенции в силу из восемнадцати, а после ее ратификации или присоединения к ней тридцать пятого государства-участника — из двадцати трех экспертов, обладающих высокими моральными качествами и компетентностью в области, охватываемой настоящей Конвенцией». Следует отметить, что состав данного Комитета самый многочисленный в сравнении со всеми другими Комитетами ООН по соответствующим категориям прав человека.
Комитетом было заслушано 6 периодических докладов о состоянии прав женщин в Казахстане. Шестой периодический доклад Республики Казахстан, представленный Казахстаном в июне 2023 года, содержит анализ выполнения международной Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, сообщает основные изменения и результаты по поводу достижения страной успехов в деле обеспечения экономических, политических, социальных, культурных, гражданских прав женщин на равноправной с мужчинами основе за период с 2020 до середины 2023 года. Содержание данного доклада раскрыто в двух частях. В первой части дана информация о политической структуре и законах, которые защищают права человека, в том числе женщин. Вторая часть содержит специальные сведения о действующих конституционных, законодательных, организационных и иных мерах по обеспечению равноправия женщин и мужчин в казахстанском обществе. В целом Комитет ООН выражает удовлетворение общим состоянием прав женщин в Республике Казахстан.
В период с 2010 по 2018 годы, с начала действия Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2009 года «О профилактике бытового насилия» происходило снижение уровня бытовой преступности в республике в среднем примерно на 10 процентов. Если в 2010 году было зарегистрировано 745 фактов бытового насилия, то в 2016 году данный показатель уменьшился до 484 преступлений, что составило сокращение на 35 процентов. В последние годы, к сожалению, «количество уголовных правонарушений в семейно-бытовой сфере ежегодно растет». За последние пять лет в Казахстане количество уголовных правонарушений в семейно-бытовой сфере выросло более чем в два раза. Такова статистика структуры «ООН-женщины в Казахстане». «По данным МВД РК, в 2022 году в полицию поступило более 115 тысяч обращений по фактам бытового насилия. Только за прошлый год свыше 50 тысяч женщин обратились в полицию». Данные Министерства культуры и информации Республики Казахстан, «за последние 4,5 года в результате домашнего насилия погибло 869 человек и зарегистрировано 2086 случаев причинения тяжкого вреда здоровью»: «это свидетельствует о необходимости более решительных мер в борьбе с насилием» (Сколько людей погибло из-за домашнего насилия в Казахстане. -https://www.zakon.kz/obshestvo/6421671-skolko-lyudey-pogiblo-izza-domashnego-nasiliya-v-kazakhstane.html. 23 января 2024 года).
В целях усиления борьбы с бытовым насилием в семье Президент Касым-Жомарт Токаев подписал законы Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей» и «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей».
В Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин за весь период его функционирования поступило не менее 40 индивидуальных жалоб из разных стран-участниц Конвенции (Общая характеристика договорных органов ООН (комитетов ООН) и их юрисдикции по рассмотрению индивидуальных сообщений. Обновлено 18.10.2022. — https://legascom.ru/notes/5673-obshchaya-kharakteristika-dogovornykh-organov-oon-komitetov-oon-i-ikh-yurisdiktsii-po-rassmotreniyu-individualnykh-soobshchenij). Граждане Казахстана и лица, постоянно проживающие на его территории, получили право на подачу индивидуальных жалоб в данный Комитет с 24 ноября 2001 года. При этом надо подчеркнуть, что единственной женщиной, проявившей решительность и смелость, подавшей жалобу в данный Комитет была Анна Белоусова, положительное решение по жалобе которой в 2015 году вынес Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Она работала гардеробщицей в начальной сельской школе в Костанайской области: новый директор поставил условие, что она сможет продолжить свою работу при условии вступления с ним в сексуальную связь. Но А. Белоусова не сдалась, прошла через все следственные и судебные преграды внутри страны и добилась полновесной поддержки на международной арене (Решения Комитетов ООН в отношении Республики Казахстан: рекомендации по вынесению и реализации ее судебных решений. Нур-Султан (Астана). 2021. С. 60-75). И нам, казахстанцам, следует ее поддержать. Тем самым будет достигнут еще больший прогресс в дальнейшем усилении и укреплении принципа гендерного равенства в Республике Казахстан.
Комитет по ликвидации расовой дискриминации представляет собой исполнительный орган ООН, на который возложена ответственность по обеспечению надзора за исполнением, соблюдением норм Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 года. Юридической основой создания данного Комитета стала статья 8 Конвенции: «Должен быть учрежден Комитет по ликвидации расовой дискриминации, состоящий из восемнадцати экспертов, обладающих высокими моральными качествами и признанной беспристрастностью, избираемых государствами-участниками из числа своих граждан, которые должны выполнять свои обязанности в личном качестве, причем уделяется внимание справедливому географическому распределению и представительству различных форм цивилизации, а также главных правовых систем».
Согласно своему мандату Комитет обеспечивает деятельность в трёх сферах: Комитет рассматривает периодические доклады по странам, которые обязаны предоставлять сведения о выполнении норм данной Конвенции. Согласно соглашению, эти страны обязаны раз в два года представлять полные отчёты о выполнении конвенции. Периодичность отчётов государствами осуществляется каждые 4-5 лет. Казахстан как участник Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации с 1998 года принял на себя обязательство запретить, а также ликвидировать расовую дискриминацию как таковую, обеспечивать равноправие человека и гражданина перед законом, причем не различая расы, цвета кожи, национального, этнического происхождения на основе отечественного законодательства в соответствии с международными стандартами. Об этом говорилось в 2022 году в сводном 8-10 периодическом докладе о выполнении Казахстаном норм Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации на заседаниях Комитета. Эксперты Комитета ООН высоко оценили данный доклад, но рекомендовали «продолжить работу по улучшению антидискриминационного законодательства, обеспечению справедливого судебного разбирательства и расширению представленности этнических меньшинств в политической жизни страны» (Эксперты ООН высоко оценили отчет Казахстана в правозащитной сфере. — https://vecher.kz/ru/article/eksperty-oon-vysoko-osenili-otchet-kazahstana-v-pravozashitnoi-sfere.html).
Хотя рекомендации Комитета не носят обязательный характер, тем не менее мнения экспертов данного Комитета ООН обладают серьёзным весом. В особо срочных и очень важных случаях Комитет может формулировать мероприятия раннего предупреждения или неотложные процедуры, которые могут быть облечены в форму заключений Комитета и направлены правительствам стран.
В третьей сфере согласно предписаниям статьи 14 Конвенции Комитет и государства-участники Конвенции взаимодействуют по сообщениям, индивидуальным жалобам по возможным, предполагаемым нарушениям тех или иных норм рассматриваемой Конвенции. В Комитет поступило не менее 50 обращений от различных стран по фактам нарушений норм Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (Sjef Willockx. (2025). Outline for a new Intergovernmental Human Rights Initiative. Self-published. All rights reserved. 29 p.).
Хотя граждане и жители Республики Казахстан получили право обращаться с жалобами и сообщениями в Комитет по ликвидации расовой дискриминации с 29 мая 2008 года, тем не менее индивидуальных жалоб в Комитет не поступало. Это свидетельствует о том, что в Республике Казахстан проводится системная работа по недопущению проблем по вопросам расовой, национальной, этнической дискриминации.
Комитет по правам ребенка был учрежден на основе Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года, которая была ратифицирована Республикой Казахстан 12 августа 1994 года. В этой связи Казахстан представил ряд докладов в Комитет по состоянию прав детей на территории страны. Так, пятый и шестой сводный периодический доклад о реализации Республикой Казахстан Конвенции о правах ребенка подготовлен 28 декабря 2021 года во исполнение статьи 44 Конвенции о правах ребенка: в нем приведены меры, принимаемые Казахстаном, по имплементации норм Конвенции о правах ребенка и ее Факультативных протоколов. В частности, Казахстаном ратифицированы Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования, Конвенция о порядке взыскания алиментов на детей и других форм содержания семьи, приняты Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав ребенка», «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты материнства и детства».
Право на подачу индивидуальных жалоб в Комитет ООН по правам ребенка казахстанские граждане и лица, постоянно проживающие на ее территории, в том числе дети и их родители, получили с 7 февраля 2024 года. Поскольку такое право предоставлено сравнительно недавно, в Комитет по правам ребенка от жителей Казахстана индивидуальных жалоб не поступало.

Комитет по экономическим, социальным и культурным правам был создан как договорный орган Организации Объединенных Наций, в компетенцию которого вошел контроль над процессом имплементации Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года. В данном Комитете заседают 18 экспертов. В составе экспертов есть представители и от стран СНГ: России, Азербайджана. Так, в составе этого Комитета длительное время работал представитель Российской Федерации, заведующий кафедрой международного права Университета дружбы народов имени П. Лумумбы А.Х. Абашидзе. Периодически в Комитете происходит ротация экспертов Комитета. В соответствии со своим регламентом члены Комитета собираются, как правило, 2 раза в течение того или иного календарного года. Согласно разнообразным вопросам, выносимых на повестку дня заседаний, члены Комитета обсуждают и рассматривают меры, принимаемые государствами-подписантами Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, отмечают положительные аспекты экономических, социальных и культурных прав человека, предлагают решение вопросов по устранению преград, с которыми государства-участники столкнулись в процессе осуществления прав и свобод, сформулированных в тексте Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.
В Комитете 18 членов представляют разные государства (по одному члену от каждой страны). С учетом их профессиональной квалификации они работают в личном качестве. Это означает, что они не находятся в штате как сотрудники, постоянно задействованные в ООН, им не начисляют зарплату за то, что они работают в данном Комитете. Хотя и утверждается, что каждый эксперт Комитета не представляет свою страну гражданства, тем не менее они все же представляют свою страну. Как и другие договорные комитеты ООН, данный Комитет периодически рассматривает вопросы о состоянии выполнения Международного пакта в каждом государстве, которое ратифицировало данный международно-правовой акт. Кроме того, в компетенцию Комитета входит рассмотрение индивидуальных жалоб граждан государств, которые подписали и ратифицировали Факультативный протокол к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, предоставляющий право гражданам на подачу индивидуальных обращений и жалоб. К сожалению, Республика Казахстан не ратифицировала данный Факультативный протокол, поэтому у граждан Казахстана пока нет права на индивидуальное обжалование действий государственных органов, которые могли нарушить экономические, социальные и культурные права лиц, проживающих в Республике Казахстан.

М.А. Сарсембаев, доктор юридических наук, профессор кафедры международного права юридического факультета Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева, член Общественного фонда «National Endowment for Prosperity»