Принцип справедливости в Конституции Республики Казахстан и законодательстве

Справедливость не в том, чтобы получали поровну, а в том, чтобы справедливо получали не поровну.
А. Гельман

Термин «справедливость» обычно рассматривается как моральная категория, связанная с понятием о должном, соответствующем определенным правилам, этическим, юридическим, религиозным и другим нормам, принятым в обществе представлениям о сущности человека и его неотъемлемых правах.
Примечательно, что слово «справедливость» исторически родственно таким понятиям, как «правда», «правота», «истинность». В зависимости от сферы применения понятие «справедливость» может содержать в себе требование обеспечения должного соответствия между различными аспектами общественной жизни: между практической ролью субъектов в обществе и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами людей и их общественным признанием.
Таким образом, справедливость направлена на достижение определенного баланса интересов различных социальных групп. Принцип справедливости призван заложить в основу правовой системы представление о том, какой объем прав и обязанностей с точки зрения общества является необходимым и достаточным для того или иного субъекта.
На международном уровне данный принцип закреплен в преамбулах основополагающих международных актов о правах человека: Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также в статьях, посвященных отдельным направлениям реализации данного принципа: справедливой оплате труда (и. 3 ст. 23 Всеобщей декларации прав человека; ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах) и справедливым условиям труда (п. 1 ст. 23 Всеобщей декларации прав человека); справедливому распределению мировых запасов продовольствия (подп. «б» п. 2 ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах); справедливому судебному разбирательству (ст. 10 Всеобщей декларации прав человека) и др.
Принцип справедливости не указан в конкретных статьях Конституции РК. Применительно к праву социального обеспечения принцип справедливости может быть истолкован как принципиальное стремление государства и общества к выравниванию не только обязанностей и прав, но и возможностей всех категорий населения, включая и те, для которых самостоятельная реализация предоставленных им прав объективно затруднена или изначально невозможна.
Рассмотрение действующего уголовного законодательства показывает, что в статье 52 УК РК лицу, признанному виновным в совершении уголовного правонарушения, назначается справедливое наказание.
На наш взгляд, справедливость предполагает также обеспечение неотвратимости уголовно-правового воздействия в отношении всех лиц, виновных в совершении преступления, а также недопустимость такого воздействия на лиц, не виновных.
Согласно уголовно-процессуальному законодательству каждый совершивший преступление должен быть подвергнут справедливому наказанию, явная несправедливость наказания рассматривается законом как одно из оснований отмены или изменения приговора. Явной несправедливостью признается как привлечение к ответственности без вины или непривлечение к ней виновного, так и назначение виновному чрезмерно строгой или необоснованно мягкой меры уголовно-правового воздействия.
В данном случае термин «справедливость» употребляется в смысле соображений беспристрастности, разумности и политики, которые часто бывают необходимы для здравого применения более прочно установившихся правовых норм. Строго говоря, справедливость не может быть источником права, и все же она может оказаться важным фактором в процессе принятия решения.
Общий принцип, который можно выявить, анализируя различные воплощения идеи справедливости, состоит в том, что по отношению друг к другу люди имеют право на определенное относительное состояние равенства или неравенства, в соответствии с которым распределяются тяготы или блага. Назначением справедливости традиционно считается поддержание и воспроизведение равновесия или равной меры. Она применима как для критической оценки поведения человека с позиции определенных правил, так и для критики самих этих правил и их применения.
Два аспекта справедливости (содержательный и формальный) отражают две стороны проблемы справедливости в праве, касающиеся критерия оценки справедливости или несправедливости закона, с одной стороны, и его применения в конкретных делах — с другой. Но независимо от того, одобряем мы или нет содержательную концепцию справедливости, на которой базируется закон, мы можем и должны рассматривать правовую систему с точки зрения формальной справедливости. Суть формальной справедливости заключается в последовательном (то есть беспристрастном, объективном) применении правил.
Однако анализ показывает, что формальная справедливость является доминантной в текущем законодательстве Казахстана и стала выступать в противовес принципам содержательной справедливости.
Так, если исходить из того, что содержательная справедливость и формальная справедливость должны находиться в равновесии и способствовать реализации принципа справедливости, то зачастую при правоприменении формальная справедливость преобладает.
Анализ известных уголовных дел показывает, что насильники получают небольшие сроки, педофилы осуждаются по формальным признакам справедливости и получают лишение свободы, сроки которых не соответствуют содеянным преступлениям. Осужденные коррупционеры освобождаются по формальным признакам справедливости — оплатил штраф, значит свободен.
Взыскатели годами не могут взыскать с должников, так как предусмотренная в гражданском законодательстве формальная сторона принципа справедливости не позволяет привести в механизм реализации истинную справедливость.
И таких случаев много. Это обстоятельство порождает гнев большей части населения, вызывает социально-протестные настроения и способствует усилению недоверия к правовой системе современного Казахстана.
С формальной точки все это соответствует текущему законодательству и не нарушает принцип законности, с точки зрения содержательной справедливости – несправедливо, но не нарушает конституционные нормы и нормы действующего законодательства.
Законодателю необходимо при законотворческой и правотворческой деятельности привести содержательную и формальную сторону принципа справедливости в соответствие с общественными отношениями и усиление содержательной справедливости позволит выстроить реальную правовую систему, предусмотренную в главном правовом документе – в Конституции Республики Казахстан.

Айсана Сман
Доктор юридических наук,
профессор