30 августа мы отмечаем важное событие в истории суверенного Казахстана – 24-летие со дня принятия на всенародном референдуме Конституции Республики. Елбасы в пяти провозглашенных институциональных реформах указал на важный принцип правового государства, как приоритет права и неукоснительное соблюдение правовых норм. Поэтому на первом плане — Конституция Республики Казахстан, как акт высшей юридической силы и прямого действия. Верховенство Конституции и соответствующих ей законов, подзаконных нормативных правовых актов, все это вытекает из принципа верховенства права.
Прошедшие 24 года наглядно продемонстрировали не только состоятельность и устойчивость действующей Конституции. За эти годы Казахстан достиг значительных успехов. И в этих достижениях, главная заслуга Конституции, которая обеспечивает стабильность страны и ее те достижения, которые вывели страну на лидирующие позиции на постсоветском пространстве. Без войн и потрясений. Экономика Республики интегрирована в мировой рынок.
Казахстан укрепил свою государственность и независимость своей политики, обеспечил самое главное. Это территориальная целостность и нерушимость границ, подписав международные договоры и четко определив границы. Это упустила Украина и другие страны. Впоследствии все это также сказалось.
Республика Казахстан — признанный участник многих авторитетных международных организаций – ООН, ОБСЕ, ШОС и других. Развиваемся в рамках Евразийского экономического союза. Казахстан присоединился к международным конвенциям по правам человека. В 2010 году – мы были председателями в авторитетной международной организации – ОБСЕ. Принятая Астанинская декларация является важным документом ОБСЕ.
Конституция является «ядром», основанием правовой системы государства, ее источником, имеющим высшую юридическую силу. На ее основе создана национальная правовая система, обусловленная историческими, политическими, экономическими, социальными факторами.
Конституция учитывает долговременные потребности и исторические тенденции развития Казахстана. Конституция определила стратегические направления развития общества и государства, закрепила приоритетность прав и свобод человека и гражданина, а также новую систему государственных институтов. В Конституции нашли отражение формы непосредственной и представительской демократии, идеологическое и политическое многообразие, запрет дискриминации по любым основаниям. На ее основе создано качественно новое правовое «поле» и создан правовой режим стабильности общества, который предусматривает все условия для самореализации граждан.
В развитие норм Конституции были приняты конституционные законы и другие законодательные акты. На основе Конституции проведены фундаментальные реформы в правовой сфере, в экономике, в области здравоохранения, образования, социальной защиты населения.
Прошедшие 24 года убедительно доказывают, что мы идем в правильном направлении, обеспечивая экономический рост, внутриполитическую стабильность и консолидацию общества. 24 года уникальному институту, как Ассамблея народа Казахстана.
Впервые в Конституции правам и свободам был отведен специальный раздел. Основной закон установил ряд незыблемых принципов, обеспечивающих правовую основу государственности – разделение властей, прямое действие ее норм и принципов, презумпцию невиновности, права человека как высшую ценность, а также соответствующую этим принципам систему государственной власти. Конституция Республики Казахстан определила особое место человека, его прав и свобод в системе конституционных отношений, выдвинуло защиту его прав в качестве принципа действующего в обществе и государстве.
Права человека и правовое государство – это, конечно, идеалы, к которым стремятся государства. И проблем в реализации и защите прав человека всегда много. Это касается, прежде всего, правоприменительной практики. Первому поколению прав человека (гражданские и политические права), второму (экономические и социальные права), теперь добавилось третье поколение прав человека (экологические права).
Быстро развиваются социальные сети, интернет, что способствует скорейшему выявлению проблем в этой области. Поэтому перед государством всегда будут стоять задачи быстро реагировать и решать возникающие проблемы.
Закрепленные в Конституции принципы, положения, касающиеся гражданского общества, являются обязательными для всех органов власти, должностных лиц и граждан. Государственные органы повернулись к неправительственному сектору. Конституция создала правовой фундамент для становления гражданского общества, дальнейшего совершенствования правовых механизмов защиты прав человека. Президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым создан Национальный совет общественного доверия. В состав Национального совета вошли общественные деятели, гражданские активисты, правозащитники и журналисты. Председателем совета будет сам Касым-Жомарт Токаев. Национальный совет общественного доверия — это своего рода постоянно действующая диалоговая площадка, участники которой будут вырабатывать предложения и рекомендации по актуальным вопросам государственной политики. Решения совета имеют рекомендательный характер.
В статье 12 нашего Основного закона открыто провозглашается естественная концепция прав человека, лежащая в основе международных пактов по правам человека и Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод. Есть в Конституции такие демократические нормы, которых нет в большинства международных договоров по правам человека и Конституциях стран СНГ. Например, статья 18 Конституции устанавливает, что «Государственные органы, общественные объединения, должностные лица и средства массовой информации обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации».
По нашей Конституции ограничение прав человека допускается в строгом соответствии с международными и европейскими стандартами, по которым: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения». Конституция установила президентскую форму правления. Глава государства избирается у нас непосредственно народом.
Изменения в Конституцию могут вноситься, это нормальный естественный процесс движения вперед, но эти корректировки должны быть внимательно изучены специалистами в области конституционного права, обсуждены, а только потом внесены в наш самый главный документ. О необходимости внесения изменений в последнее время очень много обсуждается в гражданском обществе. Можно согласиться с некоторыми из них. Но все это должно обсуждаться на профессиональном уровне, всегда с гражданским обществом.
Хочется еще раз подчеркнуть, что конституцию демократических государств отличает, прежде всего, ее устойчивость, стабильность и долговременность.
Следует углубить дальнейшие реформы в правовой сфере, повысить эффективность работы Правительства и ее нормотворческую и общерегулирующую функцию. Дальше совершенствовать государственную службу. В соответствии с Конституцией у каждой ветви власти есть свои пределы законодательной компетенции и проблема стоит в том, чтобы повысить качество законов и подзаконных актов. Необходимо повысить эффективность работы такого правозащитного института как прокуратура.
Особенно важным является необходимость максимального обеспечения открытости и прозрачности процедур отбора кадров на судейскую должность.
Мы идем по пути создания социальных гарантий государственных служащих всех ветвей власти и вправе требовать от них адекватной работы, соответствующей требованиям Конституции Казахстана.
Хотелось бы в заключение, отметить, что стабильность и прочность – непременное условие существования конституционной системы.
Правовой потенциал Конституции велик и следует идти по пути дальнейшего совершенствования законодательства в соответствии и на основе Конституции, восполнять пробелы в правовом регулировании, усилить проведение научных экспертиз. Кроме того, надо ставить вопросы реализации норм Конституции о прямом действии ее норм. Они не нуждаются в конкретизации в каком-либо нормативном правовом акте, расширительном толковании и поэтому активность должны проявлять сами субъекты правоотношений, которые должны непосредственно ссылаться на соответствующие нормы Конституции. Бывает и так, что ведомственное нормотворчество не соответствует нормам акта высшей юридической силы, как Конституция. Необходимо усилить просветительскую работу в этой сфере. Шире ставить вопросы о конституционной законности, о соблюдении Конституции государственными органами. Эти примеры как раз и показывают, тот неиспользованный «пласт» нашей Конституции и «нацеливают» на дальнейшее ее эффективное использование. Самое главное неукоснительно соблюдать нормы Конституции. Приходится сталкиваться с тем, что декларируя одно, на самом деле, в особенности, на практике все делается наоборот.
Дальнейшее развитие гражданского общества прежде всего зависит от реализации норм Конституции и обеспечения конституционной законности.
Башимов М.С.
Член Комиссии по правам человека
при Президенте Республики Казахстана,
доктор юридических наук, профессор.