4 октября 2019 года офис ООН по правам человека в Центральной Азии совместно с партнерами из числа гражданского общества провел региональную консультацию между местными органами власти и представителями гражданского общества на тему «Свобода выражения мнения, мирных собраний и ассоциации».
Петер Надерер, Верховный комиссариат ООН по правам человека открыл данное мероприятие и представил спикеров: Йоханнес Стенбэк Мадсен, глава отдела Европейского союза, Анара Ибраева, ОО «Қадір-Қасиет», проект «Поддержка гражданского общества в сфере свободы выражения мнения, мирных собраний и ассоциации», Рустам Кыпшакбаев, офис ООН по правам человека, Томара Калеева, ОФ «Международный фонд защиты свободы слова «Әділ Сөз», Дмитрий Тихонов, Казахстанское международное бюро по правам человека, Аслан Сапаргали, Национальный центр по правам человека, Евгений Жовтис, член Панели экспертов ОБСЕ по свободе мирных собраний, директор Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности, Айым Шаяхметова, судья Специализированного административного суда г.Алматы, Айдос Садыбеков, представитель Прокуратуры г.Алматы, Полад Наджапов, представитель Департамента юстиции г.Алматы, а также Торехан Исин, представитель Управления местной полиции г.Алматы.
На данном мероприятии мною был представлен доклад по вышеуказанной теме с акцентом на действующее законодательство.
Так, в соответствии со ст. 32 Конституции Республики Казахстан граждане вправе мирно и без оружия собираться, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Пользование этим правом может ограничиваться законом в интересах государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья, защиты прав и свобод других лиц.
Согласно ст.2 Закона РК «О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в Республике Казахстан» от 17.03.1995 года, о проведении собрания, митинга, шествия, пикета или демонстрации подается заявление в местный исполнительный орган города республиканского значения, столицы, района (города областного значения). В соответствии со ст.9 Закона лица, нарушившие установленный порядок организации и проведения собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Согласно ст. 1 Закона формами выражения общественных, групповых или личных интересов и протеста, именуемых в законодательстве собраниями, митингами, шествиями и демонстрациями, следует понимать также голодовку в общественных местах, возведение юрт, палаток, иных сооружений и пикетирование.
Пунктом 3 ст. 19 Международного Пакта о гражданских и политических правах (далее – Пакт) регламентировано, что пользование предусмотренными в пункте 2 настоящей статьи правами налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые однако должны быть установлены законом и являться необходимыми: a) для уважения прав и репутации других лиц,
b) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.
В соответствии со ст. 21 Пакта, признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
В этой связи, в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц уполномоченным государственным органом принято решение об ограничении пользования правом на мирные собрания.
В соответствии с действующим законодательством, а именно, согласно ст. 488 Кодекса РК об административных правонарушениях:
ч. 1 нарушение законодательства Республики Казахстан о порядке организации или проведения собрания, митинга, шествия, пикетов, демонстрации либо иного публичного мероприятия либо воспрепятствование их организации или проведению, а равно участие в незаконных собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях либо ином публичном мероприятии, если эти действия не имеют признаков уголовно наказуемого деяния, – влечет предупреждение или штраф в размере двадцати месячных расчетных показателей либо арест на срок до десяти суток;
ч.2 предоставление руководителями и другими должностными лицами организаций участникам несанкционированного собрания, митинга, пикетирования, демонстрации или иного публичного мероприятия помещения либо иного имущества (средств связи, множительной техники, оборудования, транспорта) или создание иных условий для организации и проведения таких мероприятий — влечет штраф в размере двадцати месячных расчетных показателей;
ч.3 действия, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после применения мер административного взыскания либо организатором собрания, митинга, шествия, демонстрации, – влекут штраф в размере пятидесяти месячных расчетных показателей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
Всем известно, президент Касым-Жомарт Токаев заявил о том, что государству нужен новый закон о порядке проведения митингов, пикетов, шествий и собраний. На сегодняшний день активно обсуждается вопрос совершенствования законодательства о митингах.
На вышеуказанной консультации Евгений Жовтис, директор Казахстанского международного бюро по правам человека, выдвинул предложения касательно законопроекта о порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в Республике Казахстан». По его мнению, необходим уведомительный порядок, только с некоторыми ограничениями, как рядом с воинскими частями, больницами.
В качестве спикеров от государственных органов на данной региональной консультации выступили также Айдос Садыбеков, представитель Прокуратуры г.Алматы, Полад Наджапов, представитель Департамента юстиции г.Алматы, а также Торехан Исин, представитель Управления местной полиции г.Алматы.
В ходе данного мероприятия активно обсуждались вопросы, касающиеся обеспечения права на свободу выражения мнения в контексте г.Алматы, на свободу ассоциации, включая НПО, религиозные объединения, профсоюзы, на свободу мирных собраний. По результатам консультации были выработаны рекомендации в отношении улучшения ситуации со свободой выражения мнения, дальнейшего взаимодействия государственных органов и гражданского общества в сфере обеспечения свободы ассоциации, проведения мирных собраний в г.Алматы.
По поводу уведомительного порядка должно пройти активное обсуждение в экспертной правовой сфере. Поскольку, есть различные точки зрения по некоторым пунктам и различный анализ мирового опыта. Член Комиссии по правам человека при Президенте РК, доктор юридических наук, профессор, директор экспертного Института европейского права и прав человека Марат Башимов, выступая с необходимостью расширения констиитуционных прав граждан на свободу митингов, принятия поправок в закон, в тоже время тсчитает, что должен быть соблюден общий принцип прав человека, изложенный в международных договорах о правах человека и в Конституции РК, который устанавливает, что осуществление определенных прав человека, в данном случае – право на митинги, шествия и т.д, не должно ущемлять права других лиц, права других граждан. Поэтому в каждом конкретном случае, должен быть уведомительно-разрешительный порядок проведения митингов.
Если, к примеру, перейти только на уведомительный порядок, и организаторы, а они стремятся всегда проводить на центральных улицах, то массово начнутся нарушать права других граждан. Постоянно при проведении любых, необязательно политических, будут перекрываться улицы и т.д. Право на свободу передвижения, проезда и т.д. Столицу, правый берег с левым берегом связывают всего несколько улиц и мостов. Массовые пробки сейчас стали реальностьью и являются большим раздражителем для граждан. В Алматы еще хуже ситуация с пробками. Даже несколько десятков лет назад никто и не думал, что такая проблема может возникнуть. И ограничение их свободы проезда вызовет большие социальные протесты уже в этой сфере.
Следует просто выделить специальные места для уведомительного порядка. Где никто никому не мешает. А там, где массово затригиваются права других граждан – только уведомительно-разрешительный порядок. Такой порядок существует во многих странах, в том числе и в развитых странах Европейского Союза, Совета Европы. А довести информацию до гражданского общества, даже через социальные сети, интернет — сейчас не составляет труда, считает профессор М.С.Башимов.
Поэтому и должны в экспертном сообществе с гражданским обществом и обсуждаться правовые аспекты любых вопросов, касающихся конституционных прав и свобод казахстанцев.
Айым Шаяхметова
Судья СМАС г.Алматы