Митинги и шествия за рубежом и ответственность за несоблюдение правил массовых мероприятий

В США регулирование такого рода мероприятий отнесено в ведение властей штатов и на местах. Вместе с тем, практически везде дли проведения манифестации или митинга требуется получение специального разрешения на основе соответствующего заявления. Выдача разрешений о проведении мероприятий производится по обязательному согласованию органов пожарной охраны, транспорта и полиции. При наличии согласия всех этих органов муниципалитет выдает организаторам специальный сертификат, удостоверяющий их официальное право на проведение манифестации, который должен быть предъявлен ими по первому требованию представителей полиции или других официальных представителей муниципалитета. За муниципальными властями остается право «приостановить» использование городской территории, если, по их мнению, она необходима для нормального продвижения транспорта или для других общественных нужд. В некоторых городах и штатах США в требования муниципалитетов входят и такие обязательные условия, как запрещение проведения публичных мероприятий вблизи установленных органами власти «зон тишины», правительственных кварталов, административных зданий и т.п., что направлено на обеспечение максимального уровня порядка и безопасности, что важно отметить, в местах массового скопления людей. В случае отсутствия разрешения или нарушения одного из его положений местные власти вправе пресечь мероприятие, вплоть до использования в этих целях спецсредств, и задержать его участников. Полиции США предоставлено право производить аресты при массовых скоплениях людей или предъявлять определенные требования к собравшимся, в том числе, и требование «разойтись». Аресты или требования «разойтись» допустимы, если собравшиеся нарушают распоряжения местных властей, проводят демонстрации без соответствующего разрешения; если среди собравшихся раздаются прямые призывы к насильственным противоправным действиям; если собравшиеся блокируют движение на улицах либо каким-то образом угрожают другим гражданам; если собравшиеся допускают хулиганские или непристойные действия.
В ФРГ любое массовое мероприятие, собрание или демонстрация в обязательном порядке должны быть санкционированы властями. Это касается мероприятий как проводимых в помещении (собрания, митинги), так и на улице, под открытым небом (демонстрации, марши, митинги). Согласно Федеральному закону, разрешения выдаются полицейскими властями. Организатор митинга выступает в роли юридического лица и несет ответственность за поддержание порядка, соблюдение регламента, предотвращение инцидентов и т.п. Все эти задачи организатор должен решать самостоятельно, без участия полиции. Организатор мероприятия несет ответственность за своевременное прекращение демонстрации и рассеивание людей. Если этого не происходит, власти имеют право насильно рассредоточить демонстрацию. Участникам демонстрации или марша запрещается выкрикивать лозунги или развертывать транспаранты, противоречащие основной цели демонстрации. Власти ФРГ широко используют предусмотренное законом право исключать одного или нескольких участников из демонстрации, митинга. Обычно эта санкция применяется против нарушителей порядка, особенно во время движения колонны. Преследуются законом «грубые помехи» нормальному ходу мероприятий (например, скандирование хором «браво» после каждой фразы выступающего на митинге, использование дымовых или зловонных шашек, громко включенные аудиосистемы). Власти всех уровней (федеральные, земельные, городские) наделены правом запрещать дальнейшее проведение демонстрации, если в ходе ее создается угроза причинения ущерба, как людям, так и материальным ценностям.
В соответствии с действующим законодательством, полиции предоставлены широкие права при разгоне демонстраций. Она имеет право применять силу и меры физического воздействия — резиновые дубинки, слезоточивый газ, водометы, а при необходимости, по усмотрению самих полицейских, и огнестрельное оружие. Основаниями отмены массового мероприятия в стране служат невыполнение требований полиции об исключении из числа участников определенного лица (или лиц); о прекращении публичных высказываний, провоцирующих насилие и беспорядок; о прекращении участия в массовом мероприятии лиц, грубо нарушающих общественный порядок и других указаний должностных лиц полиции. Закон о собраниях предусматривает уголовное наказание за вызов или провоцирование массовых беспорядков, и даже за намерение осуществить такое деяние. Демонстрация или манифестация, о которой не было предварительного уведомления, либо запрещенная (в порядке, установленном законом) демонстрация в случае ее проведения, либо предоставление неполного или неточного заявления, способного ввести в заблуждение относительно цели и условий предполагаемой манифестации – наказываются шестью месяцами тюремного заключения.
Полиция Франции имеет право предъявить собравшимся требование о том, чтобы они разошлись, а также сделать предупреждение о том, что в противном случае будет применена сила. Статья 431-3 УК Франции оговаривает два случая, когда полиция может применить силу непосредственно (без предварительного предупреждения):
а) насильственные действия направлены против представителей органов правопорядка; б) органы охраны правопорядка не в состоянии иначе защитить территорию, которую они занимают.
В Великобритании в законе об охране общественного порядка определено, что если массовое публичное мероприятие носит статичный характер, т.е. совершается без передвижения по улицам, то полиция не может запретить его проведение. За органами полиции сохраняется право — для предотвращения насильственных эксцессов — ставить определенные условия организаторам мероприятия по порядку его проведения, если число предполагаемых участников будет свыше 20 человек. В случае проведения несанкционированных или запрещенных массовых мероприятий, которые к тому же препятствуют движению транспорта или пешеходов, полиция имеет право самостоятельно принимать меры к их прекращению, вплоть до применения физической силы или специальных средств. В столице, Лондоне, министр обладает правом по представлению полиции запретить демонстрацию. В качестве одного из оснований для запрета может служить репутация организатора демонстрации как возмутителя спокойствия.
В Японии собрания, митинги, демонстрации, а также иные массовые мероприятия проводятся только с разрешения органов публичного управления. В случае возникновения обстоятельств, существенно затрудняющих обеспечение общественного порядка в районе проведения массового мероприятия, органы управления наделены правом отменить свое решение о разрешении проведения демонстрации либо выдвигать дополнительные условия об изменении даты, места, времени, маршрута демонстрации, обязаны заблаговременно известить об этом организаторов мероприятия. В соответствии с конституцией Швеции (ст.14) проведение собраний и демонстраций относится к основным правам и свободам граждан страны. Эти права охраняются и гарантируются законом, согласно которому свобода собраний и демонстраций может ограничиваться лишь в интересах государственной безопасности, порядка и безопасности на собраниях и демонстрациях, а также в интересах уличного движения или противодействия эпидемиям.

РИА Новости