Действующее законодательство о правовом статусе частного нотариуса в Республике Казахстан: некоторые проблемы и пути решения

14 июля 1997 года был принят Закон Республики Казахстан «О нотариате». Согласно подпункта 1) пункта 2 статьи 1 Закона правом совершать нотариальные действия в случаях и пределах, установленных Законом, обладают нотариусы, занимающиеся частной практикой (частные нотариусы).
В данной статье речь пойдет о нотариусах, занимающихся частной практикой, которых большинство в Казахстане.
Именно эта категория лиц относится к лицам, правовой статус которых не урегулирован законодательством в достаточной правовой мере.
Согласно статьи 15 нотариусом, занимающимся частной практикой, признается гражданин, осуществляющий нотариальную деятельность без образования юридического лица на основании лицензии, застраховавший свою гражданско-правовую ответственность по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда в результате совершения нотариальных действий, вступивший в члены нотариальной палаты.
Насколько частный нотариус защищен в правовом отношении? Законодательство о нотариате никаким образом не защищает частного нотариуса.
Статья 17 предусматривает права, 18 статья – обязанности, статья 19 – ограничения.
Если исходить из норм закона о нотариате, то нотариус самостоятельная правовая процессуальная единица, осуществляющий юридическую помощь, а с некоторого времени выполняющий функции, которые ранее были возложены на суд, а именно совершающий исполнительную надпись.
Сегодня частного нотариуса оскорбляют граждане, являющиеся должниками, могут угрожать жалобами на него в Департамент юстиции, нотариальную палату, прокуратуру и другие органы и нотариус вынужден отменить законом предусмотренные нотариальные действия, боясь поступления жалоб.
Ранее процедура исполнительной надписи нотариуса осуществлялась судом, которые выносили решения и судьи не являлись ответчиками по делу, так как их решения являлись бесспорными. В настоящее время отсутствие четкого законодательного механизма, правовой регламентации, судебной и нотариальной практики привели к тому, что нотариус, совершивший именно исполнительную надпись (ранее решения суда), привлекаются как ответчик и судьи при рассмотрении таких дел, выносят различные решения, порой носящие ошибочный характер.
В настоящее время нотариусы отказываются совершать исполнительные надписи, так как за это преследуют должники, Дисциплинарная комиссия, Нотариальная Палата, а суды выносят в их адрес частные определения для привлечения к дисциплинарной ответственности, возлагают представительские расходы.
Никаким образом он не защищен в социальном порядке, в случае смерти, в случае тяжких последствий, причинения вреда здоровью и иных оснований.
Сравним Закон РК «О правоохранительной деятельности» и Закон РК «О судах и статусе судей». Эти законы в достаточной мере регулируют правовой, материальный, социальный статус судей, сотрудников правоохранительных органов, так как они представляют государство.
Частный нотариус занимается нотариальной деятельностью на свой страх и риск.
Осуществляя свою деятельность, частный нотариус представляет государство, так как согласно подпункта 1-1) пункта 2 статьи 6 Закона «О государственных символах Республики Казахстан» изображение Государственного Герба в обязательном порядке размещается на печатях нотариусов.
Имея печать с государственным символом нотариус представляет государство, однако, сегодня частный нотариус – это гражданин, осуществляющий нотариальную деятельность, вступивший в члены нотариальной палаты. Согласно пункта 1 статьи 26 Закона о нотариате Нотариальная палата является некоммерческой профессиональной самофинансируемой организацией.
Таким образом, складывается парадоксальная ситуация, что частный нотариус имея статус частного лица, печать государственного образца, а значит представляющий государство, состоящий в членстве в некоммерческой организации, осуществляет свою деятельность от своего имени и от имени государства.
Как так может быть, что нормы Закона о нотариате не соответствуют норме Конституционного закона о государственных символах, который по иерархии и юридической силе выше обычного закона.
Кроме этого, если частный нотариус представляет государство, то соответственно государство должно «заботиться» о нем. Но государство перекладывает эту задачу на органы управления частным нотариатом, которое этими вопросами не занимается, в силу того, что закон о нотариате их не предусматривает.
Поэтому предлагается исключить из Конституционного закона о государственных символах нормы о том, что частный нотариус имеет на печати изображение Государственного герба.
Это обстоятельство исключит противоречие в нормах указанных законов и позволит перенести правовую ответственность на частного нотариуса и выборные органы в лице Республиканской и региональной Палаты, которые и должны полностью заниматься всеми вопросами, относящимися к материальной, социальной поддержке частных нотариусов.
Но это не значит, что государство в лице его уполномоченного органа должно полностью отстраниться от частных нотариусов.
Согласно пункта 2 статьи 31 Закона о нотариате территориальный орган юстиции осуществляет контроль за соблюдением нотариусами, занимающимися частной практикой, требований законодательства Республики Казахстан и правил делопроизводства.
В действующем законодательстве отсутствуют нормы о контроле за деятельностью нотариальных палат. Это обстоятельство оказывает влияние, что сегодня Нотариальная палата – это определенное сообщество женщин, которые одержали «победу» и привели к руководству председателя, и которое, ссылаясь на то, что их организация некоммерческая, соответственно она не подконтрольна никому, в том числе территориальному органу юстиции, не выполняет функции защиты прав и законных интересов нотариусов, а выполняет совершенно другие задачи и в настоящее время она превратилась в орган, который никому неподконтролен.
Более того, сложилась вновь парадоксальная ситуация, что территориальный орган юстиции может осуществлять контроль за нотариусами, а за органом, представляющим нотариусов, не может.
Чтобы избежать этого, предлагается в нормы Закона о нотариате внести изменения о том, что территориальный орган юстиции осуществляет контроль за региональной нотариальной палатой. Это позволит искоренить местничество, интересы отдельных групп нотариального сообщества.
Далее. Согласно пункта 1 статьи 24-1 Закона о нотариате органом по рассмотрению обращений, жалоб о нарушении членами нотариальной палаты требований законодательства Республики Казахстан, Кодекса этики нотариуса, устава нотариальной палаты, условий членства в нотариальной палате является дисциплинарная комиссия.
Современная дисциплинарная комиссия – это орган нотариусов, в большей части «опытных» нотариусов, представителей узкого круга нотариального сообщества, выдвинувших друг друга, для того чтобы держать в руках средство воздействия на других нотариусов. Сейчас – это орган, который ставит целью не защиты прав и законных интересов нотариусов, а административный орган, который на месте усиливает механизм воздействия на нотариуса.
Чтобы избежать этого, необходимо внести в закон о нотариате нормы, которые бы превратили дисциплинарную комиссию в орган, в состав которого кроме нотариусов вошли бы представители неправительственных организаций, политических партий, ученые, представители территориального органа юстиции и т.д., которые имеют независимый и посторонний взгляд на ситуацию при рассмотрении дисциплинарного проступка нотариуса объективно.
Кроме этого, дисциплинарная комиссия должна состоять при территориальном органе юстиции, который может организационно созывать заседания дисциплинарных комиссий, объективно рассмотреть и одновременно выполнить функцию контроля.
Все эти законодательные меры будут способствовать совершенствованию института частного нотариата, его содержательной части и механизму правового регулирования.

Айсана Сман
доктор юридических наук, профессор