11 Марта 2020 года прошла встреча с Президентом Казахстана К.-Ж.К. Токаевым. Сам я очень доволен прошедшим разговором. Я международник и Касым-Жомарт Кемелович понимал меня с полуслова. Был очень доброжелателен. Располагает к себе. Кто встречался тот знает. Его биографию хорошо знаю и она впечатляет. Дойти до одного из руководителей ООН, до Генерального директора отделения ООН в Женеве – это не просто. Он умный человек. Интеллектуал. Прочитал интересные для тех, кто интересуется историей и тонкостями дипломатии, международных отношений — его книги «Свет и тень: очерки казахстанского политика.» и «Преодоление. Очерки дипломата.» Спокойный и выдержанный. Это сразу бросается в глаза. А МИДовцы и представители некоторых других смежных структур такими и должны быть.
У нас, в экспертном сообществе все еще мало экспертов, специализирующихся по вопросам конституционного и международного права. Да и по другим отраслям права такая же ситуация. А науку мы, вообще, потеряли. Обычно прием до 15 минут, но наш разговор продлился до около получаса. Главе государства я рассказал о некоторых проблемах в государственно-правовой сфере, о которой мало кто говорит. О правоохранительной системе, законопроектной деятельности и вопросах дальнейшего взаимодействия государства и гражданского общества, поддержке НПО и СМИ, вопросов соотношения международного и национального права. Высказал свои предложения в целях реализации концепции «Слышащего государства» Президента Казахстана К.-Ж.К.Токаева в государственно-правовой сфере. Притом эта концепция сейчас актуальна во многих развитых странах. Высказался о некоторых проблемах в нашей консервативной, часть обижающейся на позитивную критику, в правовой сфере. Это проблемы верховенства Конституции – как акта высшей юридической силы и прямого действия. Это проблемы дальнейшего совершенствования судебной и правоохранительной систем. Необходимости административной юстиции, а именно, скорейшего создания специализированных административных судов, и специализации судей именно в самих судах. А также необходимости не сливать административные суды с гражданскими судами. Как раз сейчас законопроект внесен в парламент. Это дальнейшее развитие внесудебных механизмов защиты конституционных прав граждан. Это и совершенствование законодательства о мирных собраниях. Поддержал позицию Главы государства по законопроекту о мирных собраниях, предусматривающему уведомительный характер их проведения. Президент четко стоит на этой позиции. Это и предложения по реализации Послания и концепции «слышащего государства» по формированию активного гражданского общества и необходимости повышения авторитета неправительственных организаций.
Это и целесообразность дальнейшего продвижения законопроекта об омбудсмене (уполномоченном по правам человека). Это и большой комплекс вопросов дальнейшего усиления эффективности защиты конституционных прав граждан в разных областях (трудовых прав, прав потребителей, защиты персональных данных и многое другое). Это и проблемы совершенствования законодательной и законопроектной деятельности. Очень часто субъектами права законодательной инициативы вносятся законопроекты, не соответствующие статье 61 Конституции РК. Что можно регулировать подзаконными актами стараются «впихнуть» в закон. К примеру, как растить семена, разводить бычков и т.д.
Это и право обращения в Конституционный Совет. Сейчас можно было бы указать и на это в целях реализации концепции «слышащего государства», реформы судебной системы в целях более эффективной защиты конституционных прав граждан и обратной связи с государством.
Примечание: Статья 78: Суды не вправе применять законы и иные нормативные правовые акты, ущемляющие закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина. Если суд усмотрит, что закон или иной нормативный правовой акт, подлежащий применению, ущемляет закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, он обязан приостановить производство по делу и обратиться в Конституционный Совет с представлением о признании этого акта неконституционным.
Это и проблемные вопросы противодействия коррупции в РК. Необходимость ратификации Конвенций Совета Европы о гражданско — правовой и уголовно-правовой ответственности за коррупцию.
Примечание: В Послании Президента РК К.-Ж.К. Токаева народу Казахстана «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана. 8. Обеспечение прав и безопасность граждан» четко указано: «Ключевым фактором усиления защиты прав граждан и их безопасности являются глубокие реформы судебной и правоохранительной систем. Необходимо осуществить ряд серьезных мер по улучшению качества судебных решений. Право судьи на вынесение решения, исходя из закона и внутренних убеждений, остается незыблемым. Однако следует провести тщательный анализ судебных решений, обеспечить единообразие судебной практики. В публично-правовых спорах при обжаловании решений и действий органов власти граждане зачастую находятся в неравных условиях. Их возможности несоизмеримы с ресурсами госаппарата. Поэтому необходимо внедрение административной юстиции, как особого механизма разрешения споров, нивелирующего эту разницу. Впредь при разрешении споров суд будет вправе инициировать сбор дополнительных доказательств, ответственность за сбор которых, ляжет на государственный орган, а не на гражданина или бизнес. Все противоречия и неясности законодательства должны трактоваться в пользу граждан.»
Примечание. Ст. 61: «Парламент вправе издавать законы, которые регулируют важнейшие общественные отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы, касающиеся:
• правосубъектности физических и юридических лиц, гражданских прав и свобод, обязательств и ответственности физических и юридических лиц;
• режима собственности и иных вещных прав;
• основ организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, государственной и воинской службы;
• налогообложения, установления сборов и других обязательных платежей;
• республиканского бюджета;
• вопросов судоустройства и судопроизводства;
• образования, здравоохранения и социального обеспечения;
• приватизации предприятий и их имущества;
• охраны окружающей среды;
• административно-территориального устройства Республики;
• обеспечения обороны и безопасности государства.
Все иные отношения регулируются подзаконными актами.»
Доктор юридических наук, профессор
Марат Башимов