В настоящее время на рассмотрении в Мажилисе Парламента Республики Казахстан находится проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам внедрения современных форматов работы судов, сокращения излишних судебных процедур и издержек».
Необходимость разработки законопроекта обусловлена Концепцией правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 по 2020 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858, в соответствии с которой гражданское процессуальное право призвано обеспечивать доступность правосудия, максимальную реализацию прав участников гражданского судопроизводства, своевременную защиту и восстановление нарушенных прав и свобод личности, интересов общества и государства.
При этом Концепция правовой политики указывает на необходимость регламентации порядка ведения электронного судопроизводства, использования информационных технологий в деятельности судов, возможности дистанционного проведения ряда процессуальных действий посредством видеосвязи, теле- и видеоконференций, закрепления и расширения разнообразных путей и способов достижения компромисса между сторонами частно-правовых конфликтов (медиация, посредничество и другие) как в судебном, так и во внесудебном порядке. Остановимся на некоторых аспектах одного из блоков законопроекта – цифровизации.
Основными задачами электронного правосудия являются обеспечение доступа к правосудию, улучшение управления документооборотом и бизнес-процессами в судах, снижение нагрузки на судей и работников судов.
Дальнейшая цифровизация судопроизводства позволит обеспечить транспарентность процессов, оперативность в принятии процессуальных обращений в суды, оформлении судебных документов и самого процесса подготовки и слушания дел.
Для этого необходимо регламентировать на уровне закона особенности электронного судопроизводства.
Согласно части седьмой статьи 35 ГПК РК состав суда для рассмотрения конкретного дела формируется с учетом нагрузки и специализации судей в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства, в том числе с использованием автоматизированной информационной системы.
Порядок распределения дел — это не только организационный вопрос, но и важная гарантия соблюдения принципа независимости и беспристрастности судей. Поскольку действия по распределению дел не являются процессуальными, у лиц, участвующих в деле отсутствует информация о том, по каким причинам был сформирован тот или иной состав суда. Закрытость данной процедуры создает условия для коррупции и не способствует повышению доверия к судебной системе со стороны общества.
В этой связи, необходимо определить порядок автоматизированного распределения дел и закрепить компетенцию органа, осуществляющего организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов на утверждение данного порядка.
Статья 281 ГПК РК указывает на обязательность ведения протокола.
Протокол судебного заседания является основным процессуальным документом, составляемым в стадии судебного разбирательства и служащим главным источником информации для участников процесса. Его неполнота либо поверхностное описание в нем судебных действий и содержания исследованных доказательств признаются нарушениями процессуального закона.
На сегодня созданы все необходимые условия для электронного протоколирования судебных заседаний.
АВФ (аудиовидеофиксация) в судах республики стала повсеместной.
Вместе с тем, несмотря на успешное использование информационных технологий, аудио-видеозаписи судебного разбирательства не имеют статуса протокола и приобщаются к краткому протоколу.
В связи с введением электронного формата судопроизводства, дальнейшей виртуализацией судебного процесса, имеется возможность придания аудио-, видеозаписям судебного разбирательства статуса протокола по делам, рассмотренным в электронном формате.
Таким образом, будут достигнуты сразу два результата – упрощение производства и цифровизация судопроизводства, как одна из составляющих общереспубликанской программы «Цифровой Казахстан».
Естественно, что новеллы в законопроекте ни исчерпываются приведенными примерами. Поэтому разъяснение и обсуждение законопроекта с юридической общественностью, практикующими юристами, учеными, и просто гражданами будет, конечно, продолжено.
Нуров С.М.
Судья Костанайского
областного суда