Практика показывает неоднозначное применение терминов и понятий, относящихся к государственной этнополитике (национальной политике). Следует обратить внимание, что в зависимости от формы правления в каждой отдельно взятой стране используются те или иные понятия характеризующие внутренние отношения населения и, отношение государства к своему населению, точнее национальную политику государства. В рамках федеративной республики речь идет о межнациональных отношениях, поскольку субъектами отношений выступают отдельно взятые нации.
В унитарном государстве, субъектами отношений выступают этносы (национальные меньшинства), которые в совокупности являются, прежде всего, гражданами государства. И соответственно все свои права, в том числе политические они реализуют, как граждане этого государства. Поэтому в рамках унитарного государства, каковым является Казахстан речь идет о «межэтнических отношениях», что исключает использование термина «межнациональные отношения».
Образование государственности на территории Казахстана изначально связано с казахами, которые и являются государствообразующей нацией.
Некогда однородное население Казахстана меняла свой этнический состав, что в последствии привело к формированию полиэтничного общества.
Складывание полиэтничного состава населения это отнюдь не естественный ход развития государства, а последствия колониальной политики (переселенческая политика) и командно-административной системы тоталитарного режима (депортация). Казахский народ, переживший настоящую трагедию голода и репресий по отношению к себе, смог не только сохранить свою государственность, но и оказать поддержку другим народам, насильственно переселенным (депортированным) на ее территорию. В полиэтничном казахстанском обществе одинаково сохраняются культурные традиции этносов, проживающих в Республике. Это наше достояние, они одинакова ценны и чтимы нами всеми.
Конституционные нормы уже закрепили фундаментальные основы национальной политики государства. Конституция, как Основной Закон принят на общественном референдуме и ее поддержали все граждане Республики.
Применительно к нашему случаю, в соответствии со статьей 1 Конституции, Казахстан провозглашает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. При этом, общественное согласие и политическая стабильность в обществе обозначены основополагающими принципами.
Казахстанская модель общественного согласия и национального единства это действенный механизм обеспечения мира и согласия в нашем обществе. Поэтому именно Ассамблее народа Казахстана принадлежит ведущая роль в сплочении нашего общества. Закон РК «Об Ассамблее народа Казахстана» специальный Закон, регулирующий деятельность Ассамблеи. В соответствии со ст. 3 Закона, целью Ассамблеи является обеспечение общественного согласия и общенационального единства в Республике Казахстан на основе казахстанского патриотизма, гражданской и духовно-культурной общности этносов Казахстана при консолидирующей роли казахского народа. Данная статья Закона четко определила основу обеспечения общественного согласия и национального единства в Республике Казахстан. Именно казахстанский патриотизм, гражданская и духовно-культурная общность этносов Казахстана при консолидирующей роли казахского народа должны стать главными источниками обеспечения согласия и единства в нашем обществе. Указанное также гармонирует с п. 1 статьи 7 Конституции РК, где прописано, в Республике Казахстан государственным является казахский язык. При этом согласно п.2 рассматриваемой статьи, в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык. В то же время, п.3 указывает, что государство заботится о создании условий для изучения и развития языков народа Казахстана. Тем самым государство берет на себя обязательство создавать условия для изучения и развития языков народа Казахстана. Конституция – Основной Закон страны, закрепив статус как казахского, так и русского языков, она четко определила их роль и место в казахстанском обществе.
Глава государства Касым-Жомарт Токаев, в своем интервью корреспонденту МИА «Казинформ», указал на необходимость ускоренного развития казахского языка, которому, по его словам, в будущем суждено стать по-настоящему языком межнационального общения». В то же время, подчеркивая историческое значения русского языка, Глава государства отметил, что мы должны знать его на высоком уровне (см.https://www.inform.kz/ru/prezident-kazahskomu-suzhdeno-stat-yazykom-mezhnacional-nogo-obscheniya_a3620093.).
Выше рассмотренные нормативные положения отражают направления как государственной этнополитики, так и языковой политики государства.
Между тем, разночтение понятийного аппарата, используемое при характеристике государственной этнополитики создает атмосфереу неопределенности. Указанное осложняется отсутствием единого подхода в использовании понятий «общегражданская идентичность», «национальная идентичность» и «казахстанская идентичность», «межэтническое согласие» и «общественное согласие», «межэтническая толерантность», «национальная политика», «государственная этнополитика», «межнациональные отношения», «межэтнические отношения», «общенациональное единство» и/или «национальное единство» и др. Тогда как, эти термины являются базовыми понятиями, характеризующие внутреннюю национальную политику государства. Только тогда, когда общество будет четко представлять, различать, понимать и, наконец осозновать функциональную и общественную сущность указанных понятий, их ценность – мы можем говорить о перспективах и возможной эффективности реализации государственной этнополитики.
В тоже время неоднозначное восприятие и использование концептуальных документов (по реализации патриотической идеи «Мәңгілік Ел», по формированию Нации Единого Будущего), направленных на реализацию принятых правовых норм и, в связи с этим двоякое применение политико-управленческих категорий, используемые представителями государственных органов и экспертами при обсуждении вопросов национальной политики приводит к недопониманию и несогласованности действий. В регионах методологической основой научных исследований большинства экспертов является идея «Мәңгілік Ел», в тоже время часть тогда как
В последствии такие действия безусловно не могут привести к укреплению казахстанской идентичности и единства.
Назрела необходимость модернизации всей системы межэтнических отношений и выработка не просто новых, а единых научно обоснованных, подходов государственной этнополитики. Следует провести ревизию действующих подходов и инструментов, используемых при регулировании и решении вопросов в сфере межэтнических отношений. Поскольку именно
сохранение стабильности и единства являются важнейшими приоритетами государственной национальной политики. Современная динамика демографического, социально-экономического и политического развития страны в потоке международной ситуации требуют постоянного совершенствования государственной политики по укреплению межэтнического согласия.
В этой связи, государством предпринимаются важные шаги направленные на институциональное развитие системы реализации государственной политики по обеспечению общественного согласия и единства, повышения эффективности взаимодействия государственных органов, организаций и институтов гражданского общества в сфере межэтнических отношений.
В данном контексте создание Института прикладных этнополитических исследований, который объединит исследовательские ресурсы страны будет способствовать разработке научно-прикладных, единых концептуальных положений государственной политикой в сфере обеспечения общественного согласия и национального единства.
Таукибаева Ш.Ж.,
РГУ «Қоғамдық келісім»,
кандидат исторических наук