Абсолютное большинство наших врачей самоотверженно борются против коронавируса. И за это мы им искренне благодарны. В России последние несколько лет бьются над тем, чтобы повышенные зарплаты доходили до низовых врачей, которые несут на себе все бремя здравоохранения страны. Но результаты достаточно скромные, поскольку федеральные денежные средства для врачей застревают на различных этажах общей и медицинской власти. Когда в Казахстане объявили о повышении зарплат, выплат для врачей, которые непосредственно лечат коронавирусных больных, возникла обеспокоенность по поводу того, дойдут ли эти деньги до лечащих врачей. Наверное, все же следовало бы, чтобы лечащие врачи получали свои заработанные в связи с коронавирусом деньги в Министерстве финансов и их подразделениях на местах.
По окончании карантина целесообразно обязать Счетную комиссию совместно с Генеральной прокуратурой Республики Казахстан проверить, каким образом расходовались эти средства до последнего тенге, получили ли выделенные деньги лечившие врачи, выявить тех, кто прямого отношения к лечению не имел, но, возможно, эти деньги получал. Эта же Счетная комиссия и прокуроры должны тщательно проверить, действительно ли нуждающиеся получали от государства по 42 тысячи 500 тенге. Затем доклад должен быть заслушан в Парламенте Республики Казахстан и утвержден, после чего опубликован в прессе и Интернете. Это нужно сделать во имя справедливости и законности, ради того, чтобы возможные неправомерные действия не имели места в будущем.
Медикам надо еженедельно давать продуктовые пакеты, 3-разовое питание, чтобы они постоянно могли быть заняты своими прямыми обязанностями по лечению коронавирусных больных.
Есть устойчивое мнение о том, что вирусные заболевания связаны с массовым ослаблением иммунитета людей. В последние десятилетия идет повальное увлечение людей стать стройными, худыми. В этой связи они готовы голодать вплоть до анорексии, истязать свое тело чрезмерными упражнениями. Тем самым они подчас губят свой иммунитет. И вот здесь коронно- и прочие вирусы, возможно, этим пользуются. После чего следуют по цепочке масштабные заражения. Но этот вопрос нуждается в углубленном исследовании, по результатам которого можно быть уверенными в правильности этих суждений.
Думается, было бы целесообразно обсуждать на всех казахстанских республиканских каналах телевидения причины коронавирусных заболеваний, давать анализ количественным цифрам зараженных. Для этого надо приглашать наших ученых медиков, практикующих врачей, вирусологов, пульманологов, как это делается практически на всех каналах российского телевидения. Односторонние устрашающие записи по поводу необходимости оставаться дома недостаточно эффективны. Наше население должно видеть и слышать по телевидению разные точки зрения, в двустороннем формате задавать вопросы, получать конкретные ответы. Тогда и зараженных было бы, возможно, на порядок меньше.
Сейчас и по окончании карантина нужно скрупулезно подсчитать, сколько заразилось, вылечилось, умерло от коронавируса по следующим показателям: по возрасту, полу, профессиональной принадлежности, по наличию прививок с тем, чтобы на будущее определить, какие категории людей в наибольшей степени оказались в зоне риска (Национальный центр общественного здравоохранения приводит определенные цифры, но без особой аналитики, но его данные можно использовать). Это поможет принимать надлежащие меры впоследствии. Было бы полезно исследовать, почему ни один продавец продуктового магазина не заразился (во всяком случае, мы не видели и не слышали, что какой –то продуктовый магазин был закрыт из-за коронавирусной болезни продавца, а вот телевизионные картинки о жестком карантине отдельных подъездов жилых зданий видели часто), в то время как заразившихся врачей оказалось довольно много. Ведь они профессионалы, экипированы надлежащим образом (хотя и не везде на первоначальном этапе). Это нам нужно выяснить для того, чтобы найти все причины, принять соответствующие меры с тем, чтобы в будущем свести к минимуму заражаемость врачей.
В предыдущей публикации я говорил о необходимости выделения финансовых средств из государственного бюджета страны на ежегодные нужды здравоохранения страны 19-20 процентов от общей суммы бюджета. Подтверждая свое предложение, я хотел бы добавить, что увеличивать финансирование на нужды здравоохранения нужно постепенно, но неуклонно и последовательно из года в год увеличивать суммы. Затем, дойдя до цифры 20 процентов от бюджета, уже не сходить с нее в последующие годы.
Правильно то, что взят курс на постепенное восстановление экономики в стране. Но, чтобы избегать заражения, повторного заражения людей, есть смысл, чтобы контейнеры с дезинфицирующим раствором находились не только на улицах и производственных помещениях, но и во всех автобусах, а также в кабинах всех легковых и грузовых автомобилей, которыми люди могли бы пользоваться при входе и выходе из транспорта. Нужно обязать все администрации учреждений, предприятий, частные структуры установить эти контейнеры, отсутствие которых должно наказываться штрафами в административном порядке.
Мне представляется странным, почему мы запрещали хозяевам и продавцам магазинов промышленных товаров торговать. Если продавцы продуктовых магазинов, работавшие и работающие с массой покупателей ежедневно, чуть ли не круглосуточно, насколько мне известно, не заражаются коронавирусом, а в промтоварные магазинах, где особого столпотворения никогда не наблюдается, продавцы и покупатели непременно должны были заразиться этим вирусом? В этих магазинах тоже могли бы носить маски.
По каналам телевидения мы видели, как четко, по военному, работают гражданские медики Китая, как они профессионально и быстро работают в своих передвижных лабораториях, как оперативно они умеют работать с медицинским оборудованием. Нам надо к этому опыту присмотреться. В составе министерства здравоохранения и министерства обороны республики нам надо создавать мобильные подразделения, вплоть до полков, которые должны обучаться оперативно-профессиональным навыкам противодействия в условиях возможной бактериологической (биологической) войны.
Уже сегодня мы должны думать о своих действиях в посткризисный период. В связи с пандемией уже существенно пострадали казахстанская экономика (тут еще засуха 2019 года, которая не позволила нам набрать необходимый тоннаж зерна), экономика соседних государств, мировая экономика (что выразилось в падении цен на нефть, что уже ударило по казахстанскому тенге и экономике). В этой связи нам уже сейчас надо срочно выделять тем казахстанцам, которые не имеет дач, по 6 соток земельных участков, чтобы они могли выжить за счет огородов на этих участках. Если мы этого не сделаем здесь и сейчас, мы столкнемся с большими экономическими, социальными, криминальными проблемами. Нам нельзя допустить это.
Сарсембаев М.А.
доктор юридических наук, профессор