Некоторые предложения по совершенствованию борьбы с коррупционной преступностью

Понимая, что обеспечение прав, свобод и законных интересов человека является основной задачей органов государственной власти, естественным образом возникает вопрос о верховенстве права, ответственного государственного управления и борьбы с коррупцией.
Только решение поставленных задач в единстве, нейтрализует социальную напряженность в обществе, создаст необходимые условия для гармоничного развития человека. При этом бескомпромиссная борьба с коррупционными правонарушениями должна вестись при строжайшем соблюдении законности в соответствии с требованиями международных договоров.
Тема коррупции постоянно находится в центре внимания общественности Казахстана. Это объясняется высоким уровнем воздействия данного вида преступления на формирование общественного мнения. Коррупция в той или иной мере существует во всех странах мира, поэтому криминологи, изучая её, рассматривают вопрос о приемлемом уровне коррупции и о современных мерах борьбы с ней. Разрушение социалистической системы, незаконное присвоение некогда государственной и общественной (коллективной) собственности немногими в результате либерализации и приватизации национальной экономики, хищническая эксплуатация природных богатств страны привело к безудержному росту коррупции во всех сферах жизни общества. Принятие 2 июля 1998 года в дополнение к уголовному кодексу Закона «О борьбе с коррупцией» свидетельствует о решимости государства под руководством Первого Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. принять все необходимые меры по борьбе с продажностью и подкупностью государственных служащих в условиях социального кризиса и правового нигилизма, существующего в обществе. Кроме того, Казахстан принял ряд других нормативных правовых актов, координирующих борьбу с данным социальным злом, а также подписал международные документы, принятые ООН и другими международными организациями, тем самым присоединился к борьбе с транснациональной коррупцией (например, Конвенцию ООН против коррупции 2003).
Принимая во внимание социальную значимость коррупции, следует, на наш взгляд, установить, что такое коррупция? Понять какова её правовая сущность?
К сожалению, в данном вопросе среди правоведов нет единства. Многие юристы под коррупцией понимают подкупность и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей.
В документах ООН о международной борьбе с коррупцией это понятие включает злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях, а также дачу вознаграждения для совращения лица с позиции долга, покровительство на основе личных связей, незаконное присвоение публичных средств для частного использования.
Рабочее определение междисциплинарной группы по коррупции Совета Европы выглядит так: «Коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе и которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента или иного рода отношений, и имеет целью получение любых независимых выгод для себя и других ». В данном случае субъектом коррупционных действий может быть не только должностное лицо.
В пункте 1 статьи 2 Закона Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией», принятого 2 июля 1998 года, «под коррупцией … понимается не предусмотренное законом принятое лично или через посредников имущественных благ и преимуществ Лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей либо иное использование ими своих полномочий для получения имущественной выгоды, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ».
В авторском понимании коррупция является одним из видов организованной преступности. Её необходимо отличать от таких видов преступления, как, например, взяточничество. На наш взгляд, коррупция предполагает «сращивание» представителей государственной службы и криминалитетом для получения сверхприбылей.
Необходимо заметить, что распространенность и общественная опасность коррупции скачкообразно возрастают в периоды крупных социальных катаклизм и потрясений, которые сопровождаются почти полным уничтожением законности и одновременным ростом зависимости населения от произвола чиновников.
Что же касается условий, влияющих на уровень коррупции, то к ним, как отмечают многие криминологии, нужно отнести экономические, политические, правовые и моральные факторы.
Рассматривая экономические факторы, влияющие на уровень коррупции в той или иной стране, необходимо признать, что дифференциация — «расслоение» населения по уровню доходов непосредственно влияет на социальную напряженность и соответственно на стабильность экономической ситуации в стране. Иначе говоря, выраженное имущественное неравенство делает экономический кризис и, как следствие, рост коррупции более вероятным. В качестве примера можно привести безудержный рост коррупции в Казахстане в начале 90-х годов прошлого века. Вместе с тем, необходимо помнить, что на рост коррупции непосредственно влияет экономическая нестабильность в государстве вне зависимости от её направленности, т.е. резкое повышение уровня коррупции возможен как при стремительном экономическом спаде (кризис перепроизводства, безработица и т.д.), так и при высоком развитии экономики страны.
Таким образом, коррупция, как правило, является причиной бедности населения.
Политические факторы коррупции, на наш взгляд, связаны с существующей причинной связью между стремлением к власти и получением многих преимуществ от обладания ею. Отсутствие какой — либо личной заинтересованности у стремящегося к обладанию властью практически не существует.
Правовые факторы существования коррупции заключаются в неопределенности права, т.е. правовые нормы обеспечивают правовое регулирование определенных правоотношений при возникновении конкретных жизненных обстоятельств (юридических фактов), а не являются индивидуальными правилами поведения каждого в отдельности. В противном случае, коррупция исчезла вместе с правом, поскольку отпала бы необходимость в выборе, толковании и применении правовых норм. От объективности и независимости законодателя, принимающего нормативные правовые акты, во многом зависит установление оптимального уровня психологического состояния общества, от уровня нетерпимости к различным коррупционным проявлениям. Современное состояние общества в Казахстане, к сожалению, свидетельствует о преобладании атмосферы постоянной готовности населения к подкупу. Сговор подкупающего и подкупаемого обеспечивает высокий уровень неуязвимости коррупции.
В криминологии встречаются различные классификации коррупции:

  • по масштабам, характеру и стадиям возможного роста коррупции;
  • по моделям: европейская, азиатская, африканская и латиноамериканская;
  • по мотивациям социальных групп — стратегии «адаптации», «уклонения», «захвата государства» и «захвата бизнеса»;
    В криминологических исследованиях встречается также деление коррупции на две категории по воздействию внешних и внутренних факторов:
  • экзогенная коррупция (чиновник — клиент);
  • эндогенная коррупция (чиновник-чиновник).
    Кроме того, криминологи дают и другие классификации:
  • по сферам действия — бытовая, деловая и криминальная коррупция;
  • по характеру взаимодействия участников — горизонтальная, вертикальная, нисходящая и восходящая коррупция;
  • по уровням должностных лиц и масштабам принимаемых решений —
    низовая (контакты с населением) и верхушечная (высокая цена решений).
    В криминологической литературе различают коррупцию политическую и экономическую. Упоминается учеными также коррупция в негосударственных организациях и в международных организациях.
    В современной литературе мы наблюдаем появление нового понятия коррупции системная коррупция. Данная категория упоминается практическими работниками и учеными-криминологами, когда они хотят подчеркнуть криминальную организованность государственных служащих, служащих негосударственных организаций и иных лиц в единое преступное сообщество (систему) для продажи властных полномочий по «специальным тарифам» и т.д.
    Проанализировав криминологическую литературу, авторы предлагают следующее определение: Под системной коррупцией в органах государственной власти следует понимать созданный преступной организацией, членами которой являются государственные служащие одного или нескольких ведомств, служащие негосударственных учреждений и иные лица, механизм для купли-продажи властных полномочий, должностей иных преференций, услуг и льгот, а также для незаконного получения имущества, прав на него, услуг или льгот (в том числе неимущественного характера) от физических и юридических лиц.
  • Из содержания вышеуказанного определения следует, что при системной коррупции (как наиболее совершенного, от того наиболее опасного её вида- сноска автора) создается преступный механизм, своего рода «пирамида», где существует строгое распределение ролей в зависимости от занимаемого социального положения для совершения коррупционных преступлений. Влияние данного криминального механизма может распространяться как на одно, так и на ряд ведомств. Все зависит от социального статуса и возможностей возглавляющего данную систему организатора. Кроме того, в данной категории подчеркивается сущность коррупции, которая, как ранее нами отмечалось, заключается в использовании чиновником своего официального статуса в целях получения незаконных преимуществ (продажность), а с другой — в предоставлении лицу таких преимуществ заинтересованным субъектом (подкуп).
    В современном обществе, коррупция — социальный институт, элемент системы управления, тесно взаимосвязанный с другими социальными институтами — политическими, социальными и т.д. При этом негативные экономические, социальные, политические последствия масштабны и не поддаются исчислению.
    Из содержания вышеуказанного определения следует, что при системной коррупции (как наиболее совершенного, от того наиболее опасного её вида- сноска автора) создается преступный механизм, своего рода «пирамида», где существует строгое распределение ролей в зависимости от занимаемого социального положения для совершения коррупционных преступлений. Влияние данного криминального механизма может распространяться как на одно, так и на ряд ведомств. Все зависит от социального статуса и возможностей возглавляющего данную систему организатора. Кроме того, в данной категории подчеркивается сущность коррупции, которая, как ранее нами отмечалось, заключается в использовании чиновником своего официального статуса в целях получения незаконных преимуществ (продажность), а с другой — в предоставлении лицу таких преимуществ заинтересованным субъектом (подкуп).
    О всевластии коррупции в нашей республике свидетельствует формирование коррупционных систем. От единичных сделок коррупционеры перешли к организованным и скоординированным действиям, объединяясь в преступные сообщества, образующие коррупционные системы (сети). Деятельность данных коррупционных систем проявляется в формировании взаимосвязей и взаимозависимостей между чиновниками по вертикали и горизонтали управления на различных её уровнях. Эти взаимосвязи и взаимозависимости направлены на систематическое совершение коррупционных сделок с целью обогащения, распределение бюджетных средств в пользу структур, входящих в коррупционную систему, повышения получаемых сверхприбылей. Руководителями коррупционных систем, как правило, являются высокопоставленные чиновники и политики. При этом необходимо отметить, что коррупционные системы тесно связаны с организованной преступностью, в том числе и. транснациональной. Для решения криминальных проблем и защиты своих интересов коррупционные системы имеют боевиков.
    Основной финансовой базой, обеспечивающей жизнедеятельность коррупционных систем, является теневая экономика. Главными функциями коррупционных систем является:
    1) средство приумножения капиталов за счет использования выгод,
    льгот и преимуществ, полученных в сложных бюрократических процедур
    разрешительно-распорядительной системы государства;
    2) защитный механизм от различных форм социального контроля;
    3) эффективный способ устранения конкурентов;
    4) влияние на государственную политику (преимущественно в области экономики) в интересах крупных криминально-олигархических кланов .
    Средства, полученные в результате экспорта нефти, газа, металлов, функционирования транспорта, связи и т.д. распределяются по коррупционным системам. При этом одновременно усиливаются экономические риски для населения.
    В состав коррупционных систем, как правило, входят: группы государственных чиновников, обеспечивающих принятие соответствующих решений; коммерческие и финансовые структуры, реализующие полученные выгоды, льготы, доходы; силовое прикрытие («круша») со стороны представителей силовых структур и боевиков.
    Для многих чиновников государственная’ служба превратилась в доходный бизнес, главной целью который является извлечение максимальной прибыли. Численность государственных и иных служащих постоянно растет, что требует постоянного увеличения финансовых расходов из государственного бюджета. Чиновники разрабатывают всевозможные волюнтаристические, научно не обоснованные, государственные проекты, которые никогда не будут выполнены, и закладывают на их реализацию бюджетные средства. Так, в 2007 году органами национальной безопасности в ходе профилактических мероприятий удалось предупредить заключение экономически не выгодных контрактов и вернуть государственный бюджет 38,5 млрд. тенге.
    Еще одной статьей доходов для коррумпированных чиновников является проводимая ими кадровая политика, на порочность которой неоднократно в своих выступлениях обращал Первый Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев. В настоящее время при подборе и расстановке кадров на всех уровнях государственного управления существует порочная практика подбора и расстановки кадров по все еще господствующим принципам ангажированности, семейственности, принадлежности к «команде», личной преданности. Распространена продажа должностей во всей отраслях хозяйства. Нередко мы становимся свидетелями того, когда лицо, имеющее репутацию неквалифицированного, малоопытного и не чистого на руку чиновника, переходит из одной руководящей должности на другую. При этом не учитывается ни образование, ни опыт работы, ни иные критерии соответствия работника определенном должностным полномочиям.
    Получив назначение или купив какую-либо руководящую должность, чиновник приходит в то или иное ведомство вместе со своей так называемой «командой», состоящей из преданных ему людей. Расставив их на «хлебные» рабочие места, чиновником создается коррупционная система по продаже должностей во вверенном ему ведомстве, а также получение доходов от иного рода деятельности. Чувствуя себя временщиками на той или иной должности, руководители ведомств думают не о деле, выполнении поставленных задач, а скорейшем возвращении материальных затрат, произведенных при назначении, и получении дополнительных доходов. При переходе на другую работу, с чиновником уходит вся его «команда». Отсюда во всех органах власти и управления мы наблюдаем частую сменяемость, как руководителей, так и их подчиненных, о чем отмечал в своем выступлении на Коллегии Генеральной Прокуратуры 26 января сего года Глава нашего государства. В результате данной кадровой политики происходит утечка и вымывание высококвалифицированных специалистов, так как у данной категории служащих, честно работающих, нет ни денег, чтобы сохранить свое место, ни желание платить мзду коррупционеру. В тоже время в трудовых коллективах преобладает атмосфера не уверенности в завтрашнем дне, правового нигилизма и социальной справедливости.
    Всевозможными способами чиновники центральных ведомств превращают государственную службу в коммерческую, и свои доходы ставят в прямую зависимость от доходов, получаемых ведомством за выполнение им своих функций. Так, заработная плата генерального директора АО «Казахтелеком» составила 365 тысяч долларов США и 2 млн. долларов США бонусов.
    Кроме того, вышестоящие чиновники создали для себя и членов своей семьи целую систему льгот и привилегий, что существенно влияет на общих объем средств, выделяемых из казны на содержание аппарата.
    Мы глубоко убеждены, что чиновник может сделать карьеру, добиться приличного материального положения, но обогатиться честным путем он не в силах. За выполнение своих должностных обязанностей государственные служащие получают вознаграждение от государства в виде заработной платы и не имеют права получать никакого вознаграждения от кого — либо.
    В нашей стране высокопоставленные государственные чиновники являются богатейшими людьми. Многие из них обладают движимым и недвижимым имуществом не только в Казахстане, но и зарубежьем. На нечестно заработанные деньги они покупают предприятия. Таким образом, происходит экспорт и инвестиция казахстанских капиталов в другие страны.
    Для обеспечения стабильности кадрового состава и предупреждения утечки высококвалифицированных специалистов необходимо, на наш взгляд, законодательно запретить новому руководству того или иного ведомства увольнять в течение 1 года сотрудников без веских на то оснований.
    Таким образом, на наш взгляд, главной причиной распространения коррупции в нашей стране является увеличение численности управленческого аппарата, недостатки в кадровой политики, бюрократизация общественной жизни, вызванной неоправданным расширением полномочий министерств и ведомств. Чиновники, не производящие никаких материальных благ, становятся их главными собственниками.
    Особую тревогу вызывает международная коррупция, способная нанести значительный материальный ущерб экономике нашего государства. При этом необходимо помнить, что коррупция является главным и наиболее эффективным оружием транснациональной организованной преступности для захвата, наиболее экономически выгодных предприятий и получения сверх прибылей. Обладая колоссальными финансовыми возможностями (согласно заключению Вашингтонского национального Стратегического Информационного комитета доходы транснациональной организованной преступности составляет приблизительно 1 трл. долларов США) она способна с помощью международной коррупции приникнуть в экономику Казахстана с целью хищнической эксплуатации человеческих и сырьевых ресурсов для получения сверхприбылей.
    Таким образом, коррупционные системы в своем развитии достигли такого высокого уровня, что стали главной угрозой для казахстанского общества. Практически каждый взрослый житель Казахстана становится жертвой коррупционной системы (в жилищно-коммунальной сфере, системах здравоохранения, образования, «правосудия» и др.). В условиях тотальной коррумпированности всех ветвей власти и управления на всех уровнях невозможно решить ни одной социальной, экономической, политической проблемы.
    Необходимо отметить, что существование коррупции зависит от психологического состояния общества, от уровня нетерпимости к различным коррупционным проявлениям. Современное состояние казахстанского общества, к сожалению, свидетельствует о преобладании атмосферы постоянной готовности населения к подкупу. Сговор подкупающего и подкупаемого обеспечивает высокий уровень неуязвимости коррупции.
    В современных условиях развития рыночной экономики Казахстана созданы частные предприятия. В стране открываются филиалы зарубежных компаний, в экономику инвестируются крупные иностранные капиталовложения. Наша страна вступила в ВТО. В этой связи остро встает вопрос о приведении национального законодательства в соответствие с зарубежными международными стандартами. Учитывая опыт в данной области права высокоразвитых стран мира (США, Великобритании, Франции и т.д.), мы пришли к выводу о необходимости внесения изменений и дополнений в уголовное законодательство Казахстана, предусматривающих уголовную ответственность юридических лиц. Принятая 24 августа 2009 года Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года свидетельствует правильность авторского мнения.
    Кроме того, высказанное нами предложение основывается на том, что юридические лица для получения сверхприбылей и льготных условий для своей деятельности постоянно нацелены на подкуп коррумпированных чиновников. Еще одним доводом, подтверждающим обоснованность нашего предложения, является то, что транснациональная организованная преступность через свои компании, также используя подкуп должностных лиц, осуществляют отмывание «грязных» денег, добытых преступным путем (наркобизнес, торговля людьми, оружием и т.д.), инвестируя свои финансовые средства в экономику Казахстана. При том, транснациональная организованная преступность, взаимодействуя с местной организованной преступностью, занимается хищнической эксплуатацией природных богатств Казахстана.
    Что же касается уголовных наказаний, применение которых возможно в отношении юридических лиц, то в статью 39 УК Республики Казахстан необходимо внести изменения, предусматривающие следующие виды санкций:
    а) штраф;
    б) лишение права заниматься определенной деятельностью;
    в) конфискация имущества;
    г) ликвидация юридического лица.
    В отношении физических лиц, совершивших коррупционные правонарушения наказания следует применять дифференцированно: если нанесен вред (ущерб) до 1000000 тенге – лишение свободы на 15 лет; свыше 1000000 тенге – смертная казнь.
    Таким образом, резюмируя сказанное, хотелось бы высказать некоторые предложения и рекомендации по повышению эффективности борьбы с коррупцией:
  1. в законодательство Республики Казахстан, регламентирующих борьбу с коррупционным преступлениями, необходимо внести ряд изменений и дополнений. Так, в пункте 1 статьи 2 Закона Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией» следует дать новое понятие коррупции, предусматривающее в качестве субъекта данного вида преступления юридические и иные лица. В качестве предложения вносится на рассмотрение следующее определение: «под коррупцией понимается злоупотребление государственной властью лицами, выполняющими государственные функции, лицами приравненные к ним, а также нарушение своих обязанностей лицами, занятых в негосударственном секторе предпринимательства, и иными лицами, состоящих в иного рода отношениях, для незаконного получения имущества, прав на него, услуг или льгот, в том числе неимущественного характера, либо предоставление названными лицами, а также юридическими лицами таких имущества, прав на него, услуг или льгот, в том числе неимущественного характера». В данном понятии коррупции нами предполагается ответственность как физических, так и юридических лиц, как должностных, так и не должностных лиц, как лиц, состоящих на государственной или иной службе, так и лиц, занятых в негосударственном секторе.
  2. Принимая во внимание то, что в Республики Казахстан проходит процесс интеграции в мировое сообщество цивилизованных стран мира, что в 2010 году наша республика возглавит Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), а также стремление нашего государства вступить во Всемирную торговую организацию, следует привести национальное законодательство в соответствие с международным.
  3. Для сокращения уровня коррумпированности до приемлемого уровня, на наш взгляд, необходимо привести в соответствие с международными стандартами экономические преобразования, проводимые в нашей стране, устранить излишнее администрирование государства, ограничение чиновничьего усмотрения во всех областях жизни людей (в экономике в образовании, в здравоохранении и т.д.). Государство должно создать соответствующие условия для свободной экономической деятельности, обеспечить независимость судебных и правоохранительных органов от исполнительной власти.
  4. Учитывая то, что главным источником коррупции является олигархический капитал, деятельность которой направлена на получение сверхприбылей и льготных условий для своей деятельности, необходимо удалить её от государственной власти. В соответствии с международным опытом это является основным условием противодействия коррупции.
  5. Принимая во внимание предложение бывшего премьер-министра Великобритании Тони Блэра, нашей стране следует присоединиться к государствам, представившим общественности содержание контрактов и объемы получаемых доходов от продажи минерально-сырьевых ресурсов, для предупреждения хищения природных богатств, принадлежащих народу.
  6. Важным условием эффективной борьбы с коррупцией является укрепление государства путем радикального улучшения кадровой политики в органах государственной власти и управления. Мы убеждены в том, что необходимая кадровая реформа в сфере государственного управления должна основываться на обеспечении безусловного приоритета профессионализма, деловитости и высокой нравственности чиновничества, его деприватизации (экономической зависимости от олигархов) и декриминализации.
  7. Нередко мы слышим, что одним из способов успешной борьбы с коррупцией является повышение заработной платы государственным чиновникам. На наш взгляд, это неверно. Заработная плата должна соответствовать бюджетным возможностям государства, а за законопослушность, честность и порядочность государственного служащего народ, как единственный носитель государственной власти, платить не должен.
  8. Общеизвестно, что без законодательного установления обязанности государственных чиновников представлять сведения о своем имущественном положении, как того требуют международные стандарты, невозможно эффективно бороться с коррупцией. Обладание государственными чиновниками и их родственниками крупным движимым и недвижимым имуществом, дорогими автомобилями и т.д., что не соответствует получаемой ими заработной платой, подрывает авторитет государства и вызывает ненависть у населения. Мы убеждены, что для эффективного противодействия коррупции могло бы способствовать законодательно закрепленная обязанность чиновника ежегодно сообщать данные о личных доходах и доходах близких родственников, а также доказывать законность их получения.
  9. Из опыта борьбы с коррупцией видно, что должностные лица государственного аппарата вступают в незаконный сговор с бизнесструктурами, предлагая ей свои административные возможности, а также берут на себя обязанность лоббировать их интересы. Подобное сотрудничество нередко переходит в иную форму, когда чиновник после отставки принимается на работу в курируемую им коммерческую структуру и продолжает защищать её интересы, пользуясь своими связями и информированностью. В этом случае, на наш взгляд, следует установить в законодательном порядке ограничение на определенный срок в праве приема бывшего государственного служащего на работу в коммерческую структуру, интересам которой он содействовал, будучи находясь на государственной службе. Такие новеллы существуют в законодательствах многих стран мира
  10. Хотелось бы обратить внимание ещё на одно обстоятельство, способствующее коррупции в Казахстане. Это навязывание обществу её политической и экономической элитой принципа двойных стандартов в применении уголовного законодательства к представителям данной малочисленной прослойке, совершивших коррупционные, экономические и иные преступления. Они намереваются жить не по законам, а «по понятиям», быть неприкосновенными в силу своего политического и экономического веса.
    Таким образом, мы наблюдаем подмену законности политической и экономической целесообразностью, попытку устранить из правовой системы принцип равенства всех перед законом.
    Если данная тенденция возобладает в законодательстве, то тогда она станет катализатором дельнейшего роста коррупции и организованной преступности в нашей стране.
  11. В условиях дальнейшего роста коррупционной преступности, а также проникновения транснациональной организованной преступности в экономику нашей страны, одним из способов достижения поставленной цели (получение сверхприбылей) которой является коррупция, перед правоохранительными органами и специальными службами стоит задача дальнейшего совершенствования своей деятельности по профилактики коррупционных правонарушений. Однако, успешное решение поставленной задачи невозможно без активного участия институтов гражданского общества. Именно данные институты, а также средства массовой информации обеспечивают в демократическом обществе прозрачность и эффективность правоохранительной деятельности государства в противодействии коррупции.
  12. Нашей стране необходимо присоединиться к конвенциям ООН, обеспечивающим правовое регулирование деятельности правоохранительных органов и специальных служб по противодействию коррупции, организованной и транснациональной организованной преступности и активно участвовать в региональных и мировых организациях, созданных странами, борющимися с международной коррупцией и транснациональной организованной преступности (таких как, например, ОДКБ, ШОС и т.д.).
  13. Принимая во внимание то, что суд является основным органом борьбы с коррупцией, необходимо продолжить процесс реформирования судебной системы (создание ювенальной юстиции, института мировых судей, специализированных пенитенциарных судов и т.д.). Для обеспечения действительной независимости судов при принятии решений следует, на наш взгляд, установить правило, когда председателями областных, городских, районных судов назначались бы судьи из состава соответствующих судов самими её членами в алфавитном порядке. Срок председательствования – 6 месяцев.
    Кроме того, считаем целесообразным установление одинаковой заработной платы, как членам Верховного Суда, так и судьям районного, городского и областного уровня.
  14. Профилактика коррупции должна основываться больше на юридических и экономических, чем на иных мерах борьбы с этим явлением (в частности, репрессивными).
  15. Высокая эффективность борьбы с коррупцией возможна при использовании, как системы экономических и политических (в том числе и правовых), так и психологических (в том числе образовательных и воспитательных) мер.
  16. Реальной целью борьбы с коррупцией должно являться снижение распространенности и общественной опасности последней до уровня, не препятствующей развитию общества и оптимально обеспечивающей права человека.
    При этом наступательная борьба с коррупционными правонарушениями должна вестись при строжайшем соблюдении законности и в соответствии с международными договорами.
    Высказанные нами предложения небесспорны. Однако они направлено на повышение эффективности борьбы с коррупцией и потому заслуживают отдельного изучения и, при необходимости, принятия.

Скаков А.Б. — доктор юридических наук, профессор