Приоритетная задача Министерства труда и социальной защиты Республики Казахстан – добиваться максимальной интеграции инвалидов в общество посредством предоставления им возможности наравне с другими гражданами пользоваться благами цивилизации, учиться, работать, посещать учреждения образования, культуры и спорта.
Основой для построения алгоритма работы в этой сфере служит законодательная база, направленная на максимальное удовлетворение нужд граждан, которым присвоен статус инвалида. Кропотливую работу по разработке нормативных правовых актов в сфере соцзащиты, стандартов специальных социальных услуг, квалификационных требований к социальным работникам проводит Министерство труда и социальной защиты РК.
Ратификация нашей республикой международной Конвенции о правах инвалидов способствовала созданию дополнительных гарантий в сфере обеспечения, защиты и развития социальных и экономических прав лиц с инвалидностью. Этот документ послужил ориентиром для дальнейшего совершенствования правового регулирования и практической деятельности в сфере социальной защиты лиц с инвалидностью.
Прогрессивным шагом стало создание в Казахстане в 2005 году Координационного совета в области социальной защиты инвалидов. Анализируя текущую ситуацию, выявляя законодательные пробелы, координирующий орган формирует предложения по улучшению положения инвалидов, тем самым способствуя эффективному решению имеющих место проблем.
Сегодня в Казахстане создана многоуровневая система социальной защиты. Граждане с инвалидностью получают социальные пособия и выплаты. В этом году по поручению Главы государства Касым-Жомарта Токаева, данному 31 марта текущего года, Министерство труда и социальной защиты населения РК провело индексацию пенсий и государственных пособий, включая адресную социальную помощь. В результате общегодовой рост размера государственных пособий увеличился на 10% по отношению к уровню 2019 года.
Государство и гражданское общество способствуют социальной реабилитации лиц с инвалидностью. Она заключается в обеспечении нуждающихся граждан техническими вспомогательными средствами. При необходимости им предоставляются услуги индивидуального помощника, специалиста жестового языка. Эти дополнительные меры позволяют компенсировать утраченные функции организма, повысить самостоятельность людей с ограниченными возможностями, сделать их жизнь комфортной, полезной для них самих и окружающих.
К сожалению, не все инвалиды в силу своего физического состояния могут быть активными, но смысл этой работы заключается в том, чтобы с учетом индивидуальных особенностей и потребностей повысить качество жизни людей этой категории. Именно по отношению к ним можно судить об обществе, его культуре, духовности и цивилизованности.
В нашей республике на системной основе проводится работа по формированию безбарьерной среды. Для этого производится паспортизация и адаптация объектов социальной и транспортной инфраструктуры, принимаются активные меры по содействию занятости инвалидов, предоставляются льготы в образовании. Свою лепту в создание комфортной среды вносят представители общественных организаций и волонтеры. Они мониторят состояние объектов общественного пользования, их доступность для маломобильных граждан, выявляют людей, нуждающихся в экстренной помощи, помогают им в трудоустройстве и решении других проблем.
Законодательство предусматривает возможность реализации инвалидом своего права на труд. В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Трудового кодекса РК инвалидность не может ограничивать право гражданина на заключение трудового договора, за исключением отдельных случаев, оговоренных в вышеуказанном правовом документе.
Согласно пункту 2 статьи 28 Трудового кодекса трудовой договор, заключаемый с инвалидом должен содержать условия по оборудованию рабочего места с учетом его индивидуальных возможностей. Важно и то, что в пункте 3 статьи 69 Трудового кодекса РК для работников-инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю, а длительность ежедневной работы не может превышать 7 часов. Эта норма является обязательной для всех работодателей и работников.
Следовательно, работодатель не вправе принять на работу работников-инвалидов I и II группы с обычными условиями. В том случае, если работник является инвалидом III группы, не имеющим медицинских противопоказаний, работодатель вправе заключить с ним трудовой договор с обычными условиями труда. С целью поощрения работодателей государство предусмотрело налоговые льготы организациям, в которых работают инвалиды.
В Национальном плане по обеспечению прав и улучшению качества жизни лиц с инвалидностью был предусмотрен переход на электронный формат оказания услуг. В этой связи была разработана и внедрена автоматизированная информационная система «Портал социальных услуг». С ее помощью пользователи электронного ресурса могут сами выбирать технические средства реабилитации, их производителя и поставщика. Для оформления заказа необходима лишь электронная цифровая подпись.
Положительным образом цифровизация повлияла на процедуру проведения медико-социальной экспертизы и оказание услуг, связанных с установлением инвалидности. По результатам проведения медико-социальной экспертизы эти лица в проактивном режиме без подачи заявления могут стать получателями восьми государственных услуг. При этом для реализации индивидуальной программы реабилитации от получателя услуги потребуется лишь информированное согласие.
Сегодня технические компенсаторные средства реабилитации насчитывают 55 видов наименований. В их число входят современные сурдотехнические, тифлотехнические, протезно-ортопедические, и гигиенические средства, а также кресла-коляски.
Облегчить коммуникации помогают ноутбуки с веб-камерой для лиц с нарушением слуха, ноутбуки с программным обеспечением экранного доступа с синтезом речи, мобильные телефоны со звуковым сообщением и диктофоном для лиц с нарушением зрения и другие технические средства.
Нуждающийся во вспомогательных устройствах человек может самостоятельно изучить предложения поставщиков услуг. Сейчас на электронном ресурсе зарегистрировано 534 поставщика товаров и услуг. Из них 24 предлагают технические средства реабилитации, 510 – специальные социальные услуги.
При этом Министерство труда и социальной защиты, владея данными о потребностях лиц с инвалидностью, заинтересовано в увеличении количества поставщиков. И это объяснимо: чем больше предложений, тем выше конкуренция, а это будет способствовать улучшению качества технических средств и социальных услуг.
Получить заказанные технические средства реабилитации можно посредством доставки либо самовывозом. Портал социальных услуг был запущен в начале текущего года. За это время через него было выдано 6 836 технических средств реабилитации для лиц с инвалидностью. На стадии доставки находятся 2 240 заказов.
В настоящее время на портале доступны 24 из 55 видов технических средств реабилитации. Во втором полугодии 2020 года пользователям будет предоставлена возможность заказать через портал услуги индивидуальных помощников и специалистов жестового языка, а также выбрать организацию для санаторно-курортного лечения. Остальные виды технических средств реабилитации будут переведены на портал в 2021 году.
Органы социальной защиты также оказывают специальные социальные услуги гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Это могут быть престарелые люди, инвалиды, лица, освободившиеся из мест лишения свободы и находящиеся на учете в службах пробации, жертвы торговли людьми и бытового насилия. Для них предусмотрен гарантированный объем специальных социальных услуг, также состоящий из восьми видов.
Интеграция инвалида в общество, повышение уровня его социализации – процесс длительный и планомерный. Здесь многое зависит от отношений в семье, позиции родных людей, настроя самого человека. Главное – не опускать руки, искать возможности для изменения ситуации к лучшему, не замыкаться, а напротив, заявлять о своих потребностях, обращаться к специалистам для получения квалифицированной помощи и информации о существующих средствах реабилитации.
О.Тихонов