10 июня текущего года Главой государства подписан Закон «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный Кодекс Республики Казахстан по вопросам внедрения современных форматов работы судов, сокращения излишних судебных процедур и издержек». Данный закон стал следствием общественного запроса на реформу гражданского процесса, его главная цель — оптимизировать процесс, сделать его современным и необременительным ни для суда, ни для сторон.
Закон занимает особое место в силу того, что усиливает процессуальную роль судьи, наделяя его дополнительными полномочиями для защиты прав и законных интересов граждан, эффективного руководства процессом, обеспечения полного и своевременного рассмотрения дела. Его особенность и в том, что в нем выбраны, конкретизированы и закреплены на законодательном уровне основополагающие задачи гражданского судопроизводства, определяющие ключевые положения ГПК по повышению судейского усмотрения в гражданском процессе, дано новое содержание принципа состязательности и равноправия сторон, обеспечения смешанной их состязательности.
И если первый пункт внесенных поправок о дополнительных полномочиях суда с правом обсуждать со сторонами обстоятельства дела, уточнять их правовые позиции и доводы, задавать вопросы лицам, участвующим в деле, предупреждать их о процессуальных последствиях и об установленной законом ответственности за невыполнение процессуальных обязанностей для судебной практики не является абсолютным новшеством, то право принимать меры по сбору и исследованию материалов дела, по собственной инициативе давать судебные поручения, истребовать доказательства делает фигуру судьи реально активной. Это уравнивает позиции сторон в пользу более слабой стороны.
Согласитесь, равенство сторон не может быть абсолютным. У граждан с разным социальным положением разные возможности по доказыванию своей позиции, например, гражданин, который не сможет позволить себе хорошего адвоката вряд ли сможет выиграть спор с крупной корпорацией или госорганом, которые имеют целый штат высококвалифицированных юристов. И если в таких спорах суды будут занимать пассивную позицию, то состязательность процесса и равенство сторон останутся абсолютно формальными понятиями.
По новому закону суд, содействуя сторонам в реализации их процессуальных прав и обязанностей, будет проявлять активность, проверяя обоснованность доводов сторон и достоверность предоставленных суду доказательств, приглашать стороны для участия в примирительной процедуре на всех стадиях процесса, вызывать для участия в процедуре медиации других лиц, если это будет способствовать урегулированию спора.
Судье также предоставлено право по своему усмотрению, с учетом представленных суду доводов сторон, определять необходимость проведения судебного заседания по заявлениям о восстановлении пропущенного процессуального срока; замене мер обеспечения иска; исправлении описки или явной арифметической ошибки; индексации присужденных денежных сумм; замечаниях на протокол, краткий протокол, содержание аудио-, видеозаписи; о пересмотре решения, определения или постановления по вновь открывшимся или новым обстоятельствам.
То есть, судья теперь не связан обязательными формальными процедурами, нет необходимости по каждому вопросу проводить судебные заседания и вызывать людей. Теперь судья имеет право вынести определение о разъяснении либо отказе в разъяснении решения без проведения судебного заседания; направить дело по подсудности в другой суд до истечения 10-дневного срока для вступления определения в законную силу, если обе стороны согласны с определенной в нем подсудностью; направить дело, с согласия сторон, в суд МФЦА.
Более рациональным стал регламент судебного заседания: теперь судья вправе объявить перерыв, который в отличие от отложения судебного разбирательства не повлечет возобновления разбирательства дела, а также с учетом мнения лиц, участвующих в деле, может продолжить рассмотрение дела и вынести решение уже после окончания рабочего времени.
Закон также разрешает произвести некоторые процедурные действия без вынесения отдельного судебного акта. В частности, упрощена процедура назначения судебного заседания направлением судебного извещения, о возобновлении производства по делу – занесением в протокол.
В соответствующем определении суда судья вправе отразить об отмене мер обеспечения иска в случаях прекращения производства по делу, оставлении искового заявления без рассмотрения, при возвращении искового заявления.
Судья вправе отразить в протоколе и в решении суда об отказе в утверждении мирового соглашения; в решении – о переходе с упрощенного на общее исковое производство; о принятии иска в письменном производстве он сообщает сторонам, направив соответствующее уведомление.
Есть изменения и в других процедурных вопросах. Так, Законом введено право отложить оглашение решения (в том числе и резолютивной его части) в пределах срока рассмотрения дела, но не более, чем на 5 дней, с оговоркой, что в таких случаях к моменту оглашения решение суда должно быть изготовлено в окончательной форме.
Пересмотрены такие консервативные правовые конструкции, как совещательная комната, протокол судебного заседания, регламентируется использование в процессе гаджетов и т.д. Очевидно стремление «осовременить» гражданское судопроизводство, использовать более рациональный подход к организации судебного процесса.
Регламентированы Законом и обязанности, возложенные на судью. В частности, после начала рассмотрения дела по существу для лиц, присутствующих в судебном заседании, он должен изложить позиции сторон, основные обстоятельства дела и доказательства, значимые для правильного разрешения дела; разъяснить после оглашения решения по делу правовые основания и последствия принятого судебного решения. Предусмотрены действия и в случае, когда иск подписан или подан лицом, не имеющим соответствующих полномочий: для принятия обоснованного процессуального решения необходимо выяснить, поддерживает ли истец заявленное требование.
В Законе детализированы конкретные случаи, когда именно к процессу привлекается официальный представитель-адвокат. Так, его назначают по делам: об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным; о помещении несовершеннолетнего в специальную организацию образования или организацию образования с особым режимом содержания; о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар.
Среди внесенных поправок хочется выделить право суда в целях облегчения порядка заслушивания свидетельских показаний в соответствующих случаях предусмотреть использование современных технических средств в виде видео-, телефонной связи. Дистанционное участие свидетеля стало законным благодаря поправкам в случаях, если он вследствие болезни, старости, инвалидности, отдаленности места нахождения или других уважительных причин не в состоянии явиться по вызову суда.
Следует отметить, что дистанционный формат проведения судебных процессов полностью оправдал себя и в период карантина, когда ограничительные меры в связи с пандемией коронавируса были введены и в судах страны. Благодаря внедрению цифрового правосудия, заблаговременно инициированного Верховным Судом республики, в среднем ежедневно в стране проходило до 4,5 тысяч онлайн-процессов. Использование всех доступных сервисов связи, как отметил Председатель Верховного Суда Ж.К.Асанов, позволило максимально обезопасить участников процессов от заражения и не останавливать судопроизводство.
Принятие этого Закона является логическим продолжением реформ Верховного Суда Республики Казахстан по созданию необходимых условий для реализации сторонами процессуальных прав на полное и объективное исследование обстоятельств дела. Предоставляя судьям большую свободу в осуществлении руководства процессом, Закон сохраняет незыблемыми принципы объективности и беспристрастности, недопустимости формального подхода.
Судья, разбираясь в действительных фактических обстоятельствах дела, осуществляет исконное право каждого гражданина на справедливую, компетентную, полную и эффективную судебную защиту.
Рустем Мырзакәрім
Председатель
Западно-Казахстанского
областного суда