Воинские должностные преступления представляют значительную опасность. Они наносят серьёзный ущерб правопорядку в армии, могут ослабить дисциплину, снизить боеготовность и боеспособность войск, нарушить нормальную деятельность аппарата военного управления. Совершение преступления должностными лицами, которые в силу своего служебного долга обязаны обеспечить правопорядок в войсках, подрывает уважение к закону, создает предпосылки для правонарушений со стороны подчиненных.
Понятие «военный начальник» имеет ряд специфических черт: он является военнослужащим, на него полностью распространяются все обязанности воина, вытекающие из факта состояния на военной службе. Роль начальника в армии своеобразна. Он полновластный руководитель не только в области служебной деятельности всего личного состава, но и ответствен буквально за все стороны его жизни, быта, что не может быть во всех случаях характерно для начальников в обычном понимании.
Военный начальник – это лицо, занимающее постоянно или временно определенные должности и имеющие по службе подчиненных. Он обладает правом отдавать приказания подчиненным как по службе, так и вне службы, как в распоряжении части, так и вне ее.
Командир, начальник независимо от занимаемой должности обязан в пределах своей компетенции решительно и умело пользоваться предоставленной ему властью, направлять усилия подчиненных на выполнение своих обязанностей.
Речь идет об определенном порядке деятельности военных начальников или иных должностных лиц, который установлен для надлежащего руководства работой штабов, учреждений, воинских частей в целях должной организации боевой подготовки личного состава, для поддержания высокой боевой готовности войск, а также по их своевременному материально-техническому обеспечению, соблюдению законности, обеспечению прав и интересов военнослужащих или иных граждан.
Новый уголовный закон предусматривает три вида воинских должностных преступлений, к которым отнесены статьи 450, 451 (пункт 2) части второй) и 452 УК, предусматривающие уголовную ответственность за злоупотребление властью, превышение власти и бездействие власти.
По своей юридической природе эти преступления являются по существу однотипными, поскольку все они посягают на нормальную деятельность аппарата военного управления, а в качестве субъекта преступления выступают начальники и другие военнослужащие, признанные должностными лицами. Вместе с тем они имеют ряд отличительных признаков.
Действующий Уголовный кодекс от 3 июля 2014 года разграничил вышеуказанные составы преступления между собой и усилил ответственность за совершение данных преступлений, которые отнесены к коррупционным видам преступлений, а также предусмотрел новые виды наказаний, такие как ограничение свободы и исправительные работы. Конфискация имущества как дополнительный вид наказания по новому УК, в случае если это предусмотрено санкцией данной статьи, теперь является не правом, а обязанностью суда. За совершение указанных должностных преступлений также в обязательном порядке в соответствии с ч.2 ст.50 Уголовного кодекса назначается такой дополнительный вид наказания, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью, состоящее в пожизненном запрете.
Так, злоупотребление властью выражается в умышленном использовании воинским должностным лицом своего служебного положения в ущерб интересам службы, которое заключается в действии (или бездействии), сознательно нарушающем служебные полномочия, которые определены для этих лиц законом или специальным военно-правовым актом.
Как должностное злоупотребление будет рассматриваться, к примеру, случай, когда командир части прикажет подчиненным выполнить работу на постороннем предприятии в целях получения средств, предназначенных им на строительство незапланированных объектов или расходы на другие, не предусмотренные сметой мероприятия. Никакие оправдания подобных действий «интересами службы» с точки зрения закона приниматься во внимание не могут. Всякое иное распоряжение должностного лица, противоречащее закону, уставу, является противоправным.
Превышение власти в отличие от злоупотребления властью проявляется в форме действия, выходящего за пределы властных полномочий, представленных законом данному должностному лицу.
Особенностью воинских должностных преступлений является то, что при их совершении общественно опасные последствия часто причиняются виновными не непосредственно, а путем использования подчиненных ему по службе лиц, отдачи им незаконного приказа. Должностное лицо, умышленно отдавшее такой приказ, несет ответственность за последствия, вызванные исполнением незаконного приказа.
В этом случае содеянное, как и при совершении им действий лично, следует квалифицировать как должностное преступление, а если последствия сами по себе образуют самостоятельное преступление – то по совокупности совершенных деяний.
Суть в том, что деятельность Вооруженных сил построена на принципе полного единоначалия командиров и начальников, которые предполагают беспрекословное повиновение подчиненных командирам (начальникам), безусловное и точное выполнение приказов командиров (начальников), чем в данном случае и воспользовался в своих целях И-ов, тогда как на государственной службе указанные случаи практически не встречаются.
Бездействие власти проявляется в непринятии воинским должностным лицом мер, которые оно в силу своего служебного положения обязано было принять в целях предотвращения вредных последствий. Нарушение этой обязанности, то есть бездействие власти, в определенных условиях может привести к тяжким последствиям.
В частности, если командир подразделения, видя, что его подчиненные похищают боеприпасы и продают постороннему лицу, не пресекает это и в результате боеприпасы утрачиваются, то как должностное лицо он должен нести ответственность за преступное бездействие.
В завершении хотелось бы отметить, что уголовная ответственность за совершение воинских должностных преступлений имеет определенные, только ему присущие особенности, что объясняется особым характером воинской службы, специфической ролью должностных лиц Вооруженных сил, других войск и воинских формирований.
Особенность их деятельности выражается не только в том, что она регламентирована соответствующими законами, воинскими уставами, приказами Министра обороны и другими нормативными актами, но и в том, что их деятельностью обеспечивается высокая боевая готовность войск.
Б. Дарибаев
Судья специализированного
межрайоного военного суда
по уголовным делам