Под председательством Спикера Палаты Нурлана Нигматулина пленарном заседании Мажилис одобрил пакет главных финансовых документов страны.
Депутаты Мажилиса одобрили проекты законодательных поправок в законы «О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2020-2022 годы» и «О республиканском бюджете на 2020-2022 годы».
Законопроект о поправках в республиканский бюджет на 2020-2022 годы разработан в связи с уточнением прогноза макроэкономических показателей на 2020-2024 годы и направлен на реализацию указов Главы государства о введении чрезвычайного положения в Казахстане, о мерах по обеспечению социально-экономической стабильности и о дальнейших мерах по стабилизации экономики. А также – на выполнение поручений Президента страны, данных в Послании народу Казахстана.
Уточненный прогноз доходов республиканского бюджета (без поступления трансфертов) на 2020 год определен в сумме 6 539 108 849 тыс. тенге, или уменьшен на 1 547 294 044 тыс. тенге против утвержденного плана.
Расходы республиканского бюджета на 2020 год предусматриваются в сумме 14 475 384 875 тыс. тенге с ростом на 204 640 603 тыс. тенге.
Детальное обсуждение на пленарном заседании получили финансовые законопроекты на предстоящие три года — «О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2021-2023 годы» и «О республиканском бюджете на 2021-2023 годы».
В соответсвии с поручением Главы государства гарантированный трансферт из Национального фонда будет направлен на выплату солидарных пенсий и государственных базовых пенсионных выплат.
Проектом бюджета 2021-2023 годы предусмотрены расходы на повышение статуса педагога и медицинских работников путем повышения заработной платы, взносы государства на обязательное социальное медицинское страхование, подушевое финансирование в организациях среднего образования, обеспечение населения качественной питьевой водой, развитие дорог местного значения, обеспечение жильём молодежи и малообеспеченных многодетных семей.
Особое внимание депутаты Мажилиса уделили вопросам финансирования сельского здравоохранения.
При этом Спикер Мажилиса подчеркнул, что несмотря на задачи Президента, поставленные в Предвыборной платформе, «сделать качественные медицинские услуги доступными для каждого казахстанца как в городах, так и в сёлах» и «ввести «шаговую» доступность сети первичной медицинско-санитарной помощи во всех регионах страны», а также прямые поручения, данные в Послании, «в течение трёх лет обеспечить все сельские населённые пункты фельдшерско-акушерскими пунктами и врачебными амбулаториями», рассматриваемый проект бюджета «зашёл» в Мажилис в виде, где на эти цели не было заложено денег.
- Только после того, как депутаты Мажилиса озвучили эту проблему на собрании фракции партии «Nur Otan», Министерство здравоохранения, что называется, «проснулось как после наркоза», а Министерство финансов пока изыскало 1 млрд. 68 млн. тенге на первоначальные меры по развитию сельского здравоохранения, — отметил Нурлан Нигматулин.
По словам Председателя Мажилиса, в данном случае очевидно отсутствие координации между Центром и регионами. Если бы информация по потребностям была предоставлена Министерством здравоохранения в полном объеме, то была бы возможность профинансировать все объекты. В настоящее же время проектно-сметная документация разработана лишь для 7 объектов в регионах.
Подводя итоги состоявшегося обсуждения, Спикер Мажилиса Нурлан Нигматулин подчеркнул, что одобренные главные финансовые документы будут играть определяющую роль в социально-экономическом развитии страны. - Несмотря на негативное воздействие пандемии коронавируса, с помощью «подушки безопасности» в виде Национального фонда, созданного по инициативе Первого Президента страны-Елбасы Нурсултана Абишевича Назарбаева, в стране сохраняется социально-экономическая стабильность. Самое важное, что государство, несмотря на все трудности, выполняет все свои социальные обязательства перед народом. Благодаря тесному взаимодействию депутатов с Правительством в бюджете финансово подкреплены все мероприятия по реализации поручений Главы государства Касым-Жомарта Кемелевича Токаева, в том числе данные в его Предвыборной платформе и в последующих Посланиях, — сказал Нурлан Нигматулин.
Согласно проекту республиканского бюджета, в 2021 году на развитие социальной сферы будет направлено 7 трлн. тенге, что больше по сравнению с предыдущем годом на 454 млрд. тенге.
Председатель Мажилиса также подчеркнул важность предварительного обсуждения проекта бюджета на заседании фракции партии «Nur Otan», где речь шла о реализации поручений Елбасы, Лидера партии и предвыборной платформы партии.
В результате рассмотрения проекта бюджета в Мажилисе на поддержку развития реального сектора экономики, в том числе на поддержку МСБ будет направлено 1,7 трлн. тенге. Увеличены расходы на развитие водоснабжения и водоотведения в сельских населенных пунктах, а также на развитие газоснабжения. Кроме того, увеличены расходы на увеличение стоимости общевойскового пайка, а также по программе «Дорожная карта занятости – 2020-2021». - Основная задача, которая сегодня стоит и перед Правительством, и перед депутатским корпусом – это сформировать республиканский бюджет так, чтобы он обеспечивал своевременное и качественное выполнение всех поручений руководства страны. В первую очередь, конечно, это касается социально важных направлений – здравоохранения, образования, поддержки малого и среднего бизнеса и, в целом, поддержки казахстанцев в период пандемии. И надо сказать, что депутаты Мажилиса значительно доработали бюджет на предстоящие три года именно с учётом этих задач и тех непростых условий, в которых находится сейчас наша страна. Теперь дело – за грамотным и главное – результативным — использованием этих средств для укрепления экономики и социальной сферы нашей страны, — резюмировал Нурлан Нигматулин.
В целом реальный рост ВВП прогнозируется на уровне 2,8% в 2021 году с дальнейшим ростом до 4,6% в 2025 году. Среднегодовой темп роста ВВП на предстоящий среднесрочный период составит 4%.
Национальным Банком целевой коридор годовой инфляции определён в пределах 4,0-6,0% в 2021-2022 годах, с последующим снижением до 3-4% в
2025 году.
Прогноз доходов (без учета поступления трансфертов) республиканского бюджета на 2021 год определен в сумме 6 925 686 106 тыс. тенге или составит 108,6% к оценке текущего года с превышением на 550 363 760 тыс. тенге.
Общий объем расходов республиканского бюджета планируется
в 2021 году в сумме 14 048 994 469 тыс. тенге, в 2022 году – 13 873 111 749 тыс. тенге, в 2023 году – 13 888 578 736 тыс. тенге.
На пленарном заседании Палата назначила профильному комитету срок подготовки заключения по новому законопроекту, поступившему в Мажилис – поправкам по вопросам восстановления экономического роста.
Пресс-служба
Мажилиса Парламента РК