В Казахстане с новым Административным процедурно-процессуальным кодексом вводится новый для страны институт административной юстиции. Принимаемые Казахстаном шаги по внедрению административной юстиции способствует прозрачности в деятельности государственных органов, обеспечению реализации прав граждан и искоренению коррупции.
Важнейшими элементами любого юридического процесса являются субъекты этого процесса, его участники. Поскольку правоотношения не могут существовать без участников, то, соответственно, важное место в административном праве занимает правовое положение участников административного производства и процесса. Исходя из принципов правового государства, главная задача административного производства заключается в том, чтобы все, кто имеет юридически защищенные интересы, могли стать участниками административного производства и имели возможность полноценно осуществлять свои права.
Административный процессуальный кодекс Грузии успешно применятея с 1999 года. Пример Грузии являтся актуальным и значимым для Казахстана, так как наши старны обрели независимость в одни период и уровень развития наших стран тогда был практически одинаковым.
Легитимную основу наличия участников административного процесса создает Гражданско-процессуальный кодекс и Административно-процессуальный кодекс Грузии, согласно которым в качестве сторон в суде могут выступать физические и юридические лица, вместе с тем в предусмотренных законом случаях сторонами могут быть организации, не являющиеся юридическими лицами, а также административный орган. Именно наличие административного органа, как обязательного участника процесса, отличает административное право от гражданского права.
Среди участников административного процесса важное место занимают стороны административного процесса. Таким образом, истцом в административном процессе может выступать заинтересованное лицо, законные интересы которого были нарушены в результате издания административно-правового акта или действий административного органа. Исходя из этого, обязательной стороной – ответчиком в административном процессе всегда выступает административный орган, издавший административно-правовой акт или совершивший какие-либо действия, имеющие юридическое значение.
В административном процессе также может участвовать третье лицо. Административное законодательство регулирует вовлечение третьих лиц в административном процессе.
АППК РК предусматривает наличие таких же участников процесса, соответственно участниками административного процесса в Республике Казахстан являются истец, ответчик, заинтересованное лицо и прокурор. Грузинское административное законодательство не предусматривает участия прокурора в судебном разбирательстве. Прокурор не является участником административно-правовых отношений.
Правовое положение сторон административно-правовых отношений определяется их правами и обязанностями, регламентированными законодательством.
Административное законодательство Грузии предоставляет сторонам достаточно широкие полномочия. Стороны пользуются равными процессуальными правами. Недопустимо, чтобы при рассмотрении дела одной из сторон, истцу или ответчику, предоставлялись большие права, нежели другой стороне, или напротив, одна из сторон ограничивалась в своих правах. Обе стороны вправе знакомиться с материалами дела, делать выписки из этих материалов, снимать копии. Однако Общий административный кодекс Грузии делает оговорку, касающуюся ознакомления с материалами административного производства. В частности, участвующая в административном производстве заинтересованная сторона вправе знакомиться с материалами административного производства, за исключением материалов, представляющих собой документацию внутриведомственного характера, непосредственно связанную с подготовкой индивидуального административно-правового акта. Кроме того, передача стороне копий материалов дела, содержащих государственную, коммерческую или личную тайну, допускается только в предусмотренных законом случаях, по решению суда; также не могут устанавливаться какие-либо платежи или создаваться иные препятствия для получения копий документов или других материалов, снятия копий или отправления по почте, кроме оплаты необходимой суммы. Стороны вправе задавать вопросы свидетелям, специалистам и экспертам. Согласно административному законодательству, сторона вправе присутствовать при допросе свидетеля или эксперта, задавать им вопросы, знакомиться с письменным заключением эксперта, присутствовать при осмотре места происшествия. Они также имеют право обжаловать решения и определения административного органа и суда.
Административный процесс действует на основании общепризнанных принципах и АППК РК регламентирует права и обязанности участников административного процесса. В отличие от грузинского кодекса АППК РК не содержит ограничений по материалам, с которыми имеют право ознакомиться стороны процесса.
Грузинское и казахстанское законодательство практически аналогичны в части прав и обязанности сторон. Стороны, участвующие в административном производстве и процессе, имеют право заявлять отводы, представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств. Стороны также вправе подавать ходатайства с просьбой об исследовании обстоятельств дела во время административного производства, а также ходатайствовать перед судом. Сторонам предоставляется право представлять свои заключения и приводить доводы по всем вопросам, возникающим в ходе рассмотрения дела. Административный процессуальный кодекс Грузии предусматривает случаи, когда административный орган обязан до издания индивидуального административно-правового акта об отказе в удовлетворении заявления дать заявителю возможность представить свои соображения.
Вышеназванные права лицо может осуществлять лично, самостоятельно или поручить другому лицу – своему представителю осуществление прав, представляемых ему административным законодательством. Соответственно, важным правомочием сторон является их право иметь своего представителя. Также, как и в грузинском законодательстве в Казахстане представительство в административном судопроизводстве будет осуществляться по правилам Гражданского процессуального кодекса.
В заключении небольшого сравнения грузинского и казахстанского законодательств в части участников административного процесса, хочется отметить, что большого различия в правовом положении участников нет. На примере Грузии, институт административной юстиции являются заслуживающим доверия механизмом реализации прав и законных интересов граждан и способствует прозрачной работе государственных органов.
Гиорги Папуашвили – международный эксперт, руководитель проекта «Разработка Концепции реализации АППК РК и дальнейшего развития институтов административной юстиции и административных процедур и проекта Дорожной карты ее реализации на период с 2020 по 2025 годы», председатель Конституционного суда Грузии (2006-2016), экс-министр юстиции Грузии (2004-2005).