25 лет Закону «О государственной службе Республики Казахстан»

Мировой опыт государственного строительства показал, что для общественных институтов стране необходим государственный аппарат, играющий исключительную роль в реализации публичной власти. Социальные, экономические, международные успехи страны невозможны без профессиональных и клиентоориентированных работников.
Отрадно, что за годы Независимости Казахстана государственный аппарат, реализуя поставленные задачи и потребности граждан, сформировал свой новый облик и культуру. Именно на основе последовательных реформ сложилось профессиональное ядро управленцев, успешно реализующих государственную политику – причем на всех уровнях исполнительной и представительной власти.
В Конституции страны, заложена основа развития национального права, определена форма государственного устройства и правления, структура ветвей власти. Впервые гарантировано право граждан на доступ к госслужбе и в официальный обиход введен термин «государственная служба».
Практически одновременно с Основным Законом страны первым специальным нормативным правовым актом, регулирующим рассматриваемую сферу, стал Указ Главы государства, имеющий силу Закона «О государственной службе» от 26 декабря 1995 года.
Все это позволило сформировать кадровую базу системы государственного управления и заложить основы для развития госслужбы, установить ее принципы, иерархию государственных должностей, определить правовой статус и социальные гарантии госслужащих, ввести антикоррупционные ограничения.
Но основной документ государственной службы систематически совершенствовался с учетом современных тенденций и приоритетов.
Следующей вехой в развитии госслужбы стала Стратегия «Казахстан-2030». Она еще в 1997 году определила в качестве долгосрочного приоритета государственного развития – формирование профессионального правительства и заложила начало первой административной реформы.
В целях реализации и развития системы государственного управления Указом Главы государства в 1998 году образован самостоятельный уполномоченный госорган – Агентство по делам государственной службы, непосредственно подчиненное и подотчетное Президенту страны.
Агентство наделено функциями и полномочиями:
• совершенствованию законодательства и системы госслужбы, организации труда ее служащих;
• мониторингу состояния кадров госаппарата и его обучению, организации работы по совершенствованию системы оплаты труда;
• контролю соблюдения законодательства о госслужбе (правил служебной этики).
Тем самым впервые на постсоветском пространстве в Казахстане создан орган, координирующий всю систему социального, правового, кадрового взаимодействия госоргана и социально-правовых отношений его работников. Это и был результат институционального оформления и становления национальной модели госслужбы на этапе развития страны.
Вышеотмеченное абсолютно закономерно показывает, что модернизация страны началась с системы госслужбы, Агентство и его территориальные подразделения справляются со стоящими задачами. Ведь деятельность госаппарата невозможна без четко выстроенного законодательства, адаптированного к динамично меняющимся общественным потребностям.
В этой связи на основании принятого 23 июня 1999 года Закона «О государственной службе» и нормативных актов Агентства корпус госслужащих разделен на политическую и административную; утверждены квалификационные требования административных госслужащих, их аттестация; внедрена конкурсная система отбора граждан и электронное их тестирование на знание законодательства; утверждены стандарты оказания государственных услуг.
Учитывая международный опыт (США, Великобритания, Канада) и особенности нашего переходного периода, была определена позиционная модель госслужбы, характеризующаяся занятием по конкурсу любой административной должности при соответствии квалификационным требованиям.
Дальнейшим этапом совершенствования нормативной базы, было принятие Указом 21 июля 2011 года Концепции новой модели государственной службы, предопределяющей старт очередной реформе. Одним из существенных ее нововведений явилось сокращение состава политических госслужащих, создание административных служащих управленческого корпуса «А» и исполнительский корпус «Б».
Указом Главы государства в 2013 году учрежден День государственного служащего – 23 июня, а также нагрудной знак «Үздік мемлекеттік қызметші», поощряемый служащих внесших значительный вклад в развитие системы государственной службы. На сегодня в Актюбинской области 27 служащих награждены таким нагрудным знаком.
Следующая веха реформирования системы государственного управления – образование объединенного Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции в 2014 году. Тем самым усилены меры государства и общества в эффективной реализации кадровой политики и противодействии коррупции. Согласно Антикоррупционной стратегии до 2025 года во главу угла поставлена задача в профилактике, чем борьба с ее последствиями. В настоящее время несмотря на разделение функций и полномочий Агентством РК по делам госслужбы продолжается разъяснительная работа по предупреждению данных правонарушений.
Принятие Программы «План нации – 100 конкретных шагов» предопределило дальнейшее совершенствование основ госслужбы. Первое направление институциональной реформы – формирование профессионального госаппарата. В ее реализацию приняты новые законы «О государственной службе Республики Казахстан» и «О противодействии коррупции». Теперь поступление на госслужбу начинается с низовых должностей, а продвижение по карьерной лестнице возможно при наличии соответствующих навыков, знаний и опыта работы на нижестоящих должностях. В текущем году в государственных органах Актюбинской области повышение получили 74,1% госслужащих.
При поступлении на госслужбу, необходимо пройти трехступенчатую систему отбора, включающую тестирование на знание законодательства, оценку компетенций и собеседование.
Кроме того, одним из этапов отбора введен испытательный срок и для профессиональной адаптации новичков активировано наставничество. В целях централизации и оптимизации кадрового делопроизводства в электронном виде внедрена информационная система «Е-қызмет».
Для обеспечения прозрачности и объективности процедур отбора кадров на государственную службу введен институт наблюдателей и экспертов, а также предусмотрена возможность проведения онлайн собеседования.
Также, в целях большей открытости Казахстанского госаппарата предусмотрена возможность найма в государственные органы зарубежных менеджеров.
Особое место в соблюдении меритократии и недопущению коррупции имеет Этический кодекс, определивший этические стандарты отечественных служащих. Сформирована система контроля соблюдения этических норм путем внедрения должностей и функций уполномоченного по этике и преобразования Дисциплинарных советов в Советы по этике, основополагающим их вектором определена профилактика коррупционных и этических правонарушений.
В целях усиления мер по предупреждению коррупции среди госслужащих в 2019 году законодательно введен институт дисциплинарной ответственности руководителей госорганов за совершение деяний подчиненными. Агентством на постоянной основе проводятся профилактические мероприятия и соответствующий мониторинг. На сегодняшний день случаев привлечения к рассматриваемой ответственности руководителей государственных органов области не установлено.
По инициативе и поручению Президента РК К.Токаева Агентством по делам госслужбы создан Президентский молодежный кадровый резерв. Отбор 300 единиц перспективной казахстанской молодежи, позволил назначить их на ответственные должности в различных сферах нашей страны. В рамках данного проекта 12 перспективных молодых людей из Актюбинской области были включены в такой резерв и на сегодняшний день осуществляют управленческую деятельность на государственной службе и квазигосударственном секторе. При этом следует отметить, что в 2021 году будет проведен второй этап отбора 50 лучших и перспективных госслужащих.
Значительная часть изменений также реализована и в текущем году. Например, усилена социальная поддержка госслужащих путем распространения на сельские аппараты акимов программы «С дипломом в село». Одним из первых участников программы в Актюбинской области, являются служащие сельских округов Айтекебийского и Уилского районов.
Учитывая правоприменительную практику оптимизированы конкурсные процедуры с трех ступеней на две, упразднен кадровый резерв корпуса «А», период проведения специальной проверки включен в стаж госслужбы, а также признавая необходимость четкого отбора на политические должности по решению Президента возможно установление для них квалификационных требований.
В целях кадровой мобильности предусмотрена возможность внеконкурсного внутреннего перемещения работников на равнозначную или вышестоящую должности при условии занятия не менее двух последних лет нижестоящей должности в данном государственном органе. Данное нововедение позитивно получило отклик среди госслужащих и усилило мотивацию для карьерного роста. Также, принимая во внимание необходимость эффективного использования профессионального потенциала пересмотрены условия, порядок и категории государственных служащих, подлежащих ротации.
Подводя итоги становления казахстанского института государственного управления и аппарата, можно сделать вывод, что 25 – летний рубеж действия профессионального законодательства обеспечил качественный отбор, определил задачи и ответственность в реализации современной внутренней, социально-экономической и международной политики.

Мукашев Адильбек Каирбекович
Руководитель
Департамента Агентства РК
по делам государственной службы
по Актюбинской области.