Перспективы нефтяной индустрии Казахстана

Природный потенциал Казахстана огромен, геология страны располагает различными видами энергетических ресурсов, от обыкновенного угля и углеводородов до урана. В прочем ограничиваться только природными ископаемыми Казахстан не обязан. Потенциал развития зеленой энергетики также весьма широк, от ветровых электростанций до современных гидроэлектростанций и солнечных батарей.
Однако, это все отдаленные перспективы, поскольку добыча углеводородов еще не утратила своей актуальности. Нефтяная эпоха постепенно отходит на второй план и заменяется новыми источниками энергии, такими как зеленная энергетика либо атомная. Но тем не менее, это поэтапный процесс. По прогнозам ОЭСР, а также компаний Большой четверки, а именно «Deloitte» и «Rricewaterhousecoopers» существует 2 сценария. В связи со вспышкой коронавирусной пандемии по всему миру уровень потребления сократился во втором квартале 2020 года и колебался до конца года. В 2021 году позитивный сценарий экспертов заключается в сохранении текущих показателей цен на нефть, от 50-60 долларов США за баррель с постепенным приростом к концу года на 35%. Текущая цена за баррель нефти более чем устраивает как продавцов, так и покупателей. В случае медленного восстановления мировой экономики и увеличения спекулятивных настроений на рынке может сохранится волатильность с последующим снижением до отметки 40 долларов за баррель.
По прогнозам экспертов пик добычи и спроса на нефть должен был прийти к 2050 году, однако стремительный технологический рывок, а также ряд экономических и политических процессов наложили определенные коррективы в данный сценарий. Текущий кризис в нефтяном секторе отличается от всех предыдущих. Главный смысл происходящего заключается не в падении спроса на нефть, вызванного пандемией коронавируса COVID-19, данный фактор всего лишь сыграл роль триггера – спускового механизма, разрушившего искусственно поддерживаемый неустойчивый баланс равновесия спроса и предложения нефти. Столкнувшись с эпидемией правительства всего мира стали вводить карантинные меры и локдаун. COVID-19, а до него демарш российской делегации на мартовском заседании OPEC+ в 2020 году запустили цепную реакцию разрушения всей мировой конструкции, основанной на этом неустойчивом балансе.
Данные действия прямым образом повлияли на ценообразование нефти, столкнувшись с отсутствие потребления после карантинных мер, изначально потрепанный нефтяной войной между Россией и ОПЕК, рынок стал перенасыщен нефтью, мировые хранилища также были заполнены до предела. Все это привело к тому, что отметка за баррель летом 2020 года упала к значению + 40 долларов США. То есть, за покупку одного барреля нефти еще и доплачивали 40 долларов.
На данный момент рынок потихоньку начинает восстановление, как и мировая экономика в целом. Люди стали привыкать к такому явлению как коронавирус, увеличились положительные ожидания в связи со скорым распространением вакцин от коронавируса. Новые прогнозы экспертов дают сценарий пика добычи уже не на 2050 год, а на 2030 или же 2040 год. До этого момента процесс отказа от углеводородов и внедрение новых источников энергии будет постепенным. Уже сегодня в Европейском союзе принята новая экологическая и транспортная политика. Согласно новым нормам, выбросы СО2 должны быть сокращены вдвое, нежели при нынешних правилах, будет введено дополнительное налогообложение всех типов транспорта на ДВС и сокращение налогов для пользователей электрокаров. Помимо этого, был установлен порог на производство к 2030 году машин с двигателем внутреннего сгорания. Данные меры направлены на придание стимула к развитию зеленых технологий и электрокаров. Мировой рынок автопроизводства сегодня стремительно изменяется, резко вырос спрос на электрокары, в особенности на машины компании «Tesla». К людям постепенно приходит новая философская концепция, осознание значимости сохранения чистой природы.
Казахстан не стал исключением, подписав «Климатическое соглашение» в Париже, в 2018 году наша страна взяла на себя обязательства по сокращению выбросов и внедрению современных экологических стандартов. Но тем не менее, в ближайшие годы резкой смены курса не предвидится. До 2030 года у Казахстана еще есть потенциал развития нефтегазовой отрасли. С 2018 года правительством РК активно проводится программа импортозамещения технологий нефтегазовой индустрии. Внедрена политика по локализации производства необходимых технических и технологических компонентов, агрегатов и запчастей оригинальных производств. Поставляемые ранее из-за рубежа напрямую компоненты, те же самые трубы сильно били по отечественным товаропроизводителям и лишали государство потенциального дохода в виде налогов с прибыли подобных производств.
Данная политика стимулирует развитие отечественного производства, а также гарантирует наличие заказов в связи с освоением нового типа производств. В свою очередь данный подход выгоден международным компаниям, осуществляющим нефтедобычу в Казахстане, поскольку обходится значительно дешевле нежели прямая транспортировка из разных уголков света.

Тимур Башимов