На последнем заседании НСОД Глава государства Президент Касым-Жомарт Токаев отметил, что «Земельный вопрос всегда был очень важным для нашего народа. Это прочный фундамент и священный символ нашей государственности. Я неоднократно говорил, что казахстанская земля не может быть продана иностранцам. Слухи об этой проблеме нужно прекратить.» «Наша земля иностранцам продаваться не будет» – это однозначное и четкое указание Президента Касым-Жомарта Токаева, высказанное еще в Послании народу Казахстана — воплощается в жизнь. Идет дальнейшая работа. И уже соответствующий законопроект с категорическим правовым запретом продажи и аренды земли, даже для казахстанских юридических лиц с долями иностранцев — внесен в парламент.
Вопросы земельной реформы – это вопросы суверенитета, территориальной целостности государства, национальной безопасности нашего молодого Казахстана. По поручению Главы государства создана комиссия по земельной реформе и правительству до конца августа 2021 года необходимо разработать пакет предложений. Теперь же поручение Президента Касым-Жомарта Токаева сделать каждый этап комиссионной работы открытым и прозрачным для общественности – в действии. Первое же заседание земельной комиссии напрямую транслировалось в СМИ.
Земельная комиссия создана для обсуждения норм проекта Земельного кодекса и в нее вошли те, кто знают земельные проблемы, представители крестьянских хозяйств, агрофирм со всех регионов, областей Казахстана, тех, кто отвечает за эти вопросы, а также, что важно, многие известные, авторитетные представители гражданского общества. Самое важное, что все происходит открыто и прозрачно, объяснимо и понятно для всех. Цель одна – важные, нужные, конструктивные предложения в этих непростых проблемах и чтобы в любых вопросах земельных отношений не оставалось никаких сомнений. И это правильный подход.
Более 60 предложений, уже практически готовых правовых норм предложили участники Земельной комиссии. Нормы против коррупции. Открытость кадастра, владельцев земель, космомониторинг, переподчинениие земельных инспекторов от акимата в правительство из-за конфликта интересов, социальное назначение земли и ответственность за ее пользование, пресечение лазеек законодательства и обман государства, проблема субаренды, гражданства, налоги, регулирование правового статуса пастбищ и многие другие вопросы. Вице-премьер Ералы Тугжанов проводит заседания демократично и заслушиваются все предложения.
По земельной реформе стали звучать и конкретные предложения. К примеру, чтобы не было коррупции и конфликта интересов надо передать контроль за землями от акиматов к МСХ посчитали члены Земельной комиссии. В 2014 году территориальные земельные инспекции центрального органа по управлению земельными ресурсами вместе с функциями госконтроля за использованием и охраной земель были переданы местным исполнительным органам. За центральным органом оставлен контроль за законностью принятых решений местных исполнительных органов всех уровней в земельной сфере, и начиная с мая 2018 года контроль за акиматами районов, городов районного значения, поселка, села, сельских округов переданы земельным инспекциям областей. Вместе с тем, как показала практика, наделение местных исполнительных органов контролирующими функциями по использованию и охране земель с передачей в их подчинение земельных инспекций (штатная численность 253 единиц) центрального аппарата, направленная на повышение их эффективности на местном уровне, оказалась неэффективной. В сравнении с показателями 2013 года на сегодня в 2,7 раза сократилось количество проведенных проверок акиматами, устраняемость выявленных нарушений сократилась в 4,5 раза, более того сокращены выборочные проверки субъектов, в 2017 году всего по 4 областям были сформированы выборочные проверки, когда только за 2020 год на действия акиматов по земельным вопросам в центральный уполномоченный орган поступило более 700 жалоб и заявлений. Данные обстоятельства свидетельствуют что местные исполнительные органы не заинтересованы в повышении показателя выявляемости нарушений земельного законодательства.
Имеет место конфликт интересов, который влияет на объективность и прозрачность осуществления государственного контроля в земельной сфере, так как акиматы, рассматривающие заявления, и управления по контролю за использованием и охраной земель, контролирующие сроки рассмотрения указанных заявлений и законность предоставления земельных участков подчиняются одному областному акимату. Ранее, данные проверки осуществлялись оперативно на местах территориальными земельными инспекциями Комитета общей штатной численностью в 253 единиц.
Кроме того, отсутствие вертикальной подчиненности уполномоченных органов по контролю за использованием и охраной земель центральному уполномоченному органу, не позволяет Комитету в полной мере оперативно и своевременно осуществлять достоверный свод информации и ее анализ по государственному контролю в земельной сфере по всей республике, в том числе по использованию и предоставлению земель, применению административных мер, устраняемости нарушений и т.д. Для эффективности государственного контроля за использованием и охраной земель и решения указанных проблем целесообразно реформировать Комитет по управлению земельными ресурсами МСХ РК с передачей ему компетенции и штатной численности от акиматов для создания Единой вертикали государственного контроля в сфере землепользования по принципу «центр-область-район».
Единый уполномоченный орган с территориальными подразделениями в областях и районах в сфере земельных отношений сможет решить накопившиеся проблемы касательно проведения работ по изъятию неиспользуемых сельхозземель.
С уст других участников, к примеру, Б. Базарбек отмечались проблемы в земельных отношениях. Существует необходимость запрета на изменение целевого назначения земельных участков С « для ведения крестьянского хозяйства» на «для садоводство» и «для дачного строительства». Ежегодно, ежемесячно, ежедневно, ежесекундно недобросовестные на руку чиновники акиматов обогащаются меняя целевое назначение сельхозземель отведенные под КХ, сегментируют и через третьих лиц продают ничего не подозревающим людям. В итоге, страна теряет орошаемые сельхозугодия, страна получает кучу проблем с инженерным и социальным обустройством территории, где люди купившие земельные участки не ведут садоводство или дачное строительство, а строят жилые дома. Также есть необходимость ужесточить минимальные размеры земельных участков при разделе, пересмотреть существующие утвержденные минимальные нормы в регионах в пользу увеличения площади сегментируемых земельных участков.
Есть также необходимость регулировать земельные отношения посредством введения запрета на совершение сделок в виде залога в банках второго уровня и иных финансовых учреждениях права временного возмездного долгосрочного землепользования образованный за счет условных земельных долей (паев) простых граждан, сельчан без соответствующего решения общего собрания общедолевого землепользования с приложением к решению соответствующего письменного нотариального согласия владельца условной земельной доли.
Необходимо проработать вопросы земельно-кадастровой и градостроительной информации, ответственности за ее сокрытие. В рамках цифровизации в земельных отношениях, ускорить разработку информационных модулей системы Единого государственного кадастра недвижимости (ЕГКН) в части консолидации и «оцифровки» всех списков очередников на 10 соток под ИЖС, градостроительных проектов (генпланов и ПДП населенных пунктов), инженерных сетей и схем, функциональных градостроительных зон, карты зонирования и оценочных зон, земельно-кадастровых карт, информации о свободных земельных участках, электронный архив земельно-кадастровых дел (по земельному участку заявителя), сведения о торгах и аукционах, базовых ставки и поправочных коэффициентов, ставок налогообложения и других сведений. Вся вышеуказанная информация должна быть «открытой», бесплатной и доступной для населения и юридических лиц.
Поручение Президента Касым-Жомарта Токаева об открытости, транспарентности обсуждения столь важных вопросов по земельным отношениям, высказанные на площадке НСОД — в действии. М это конкретная реализация концепции «Слышащего государства».
Марат Башимов