За годы Независимости появилось немало работ по отечественной истории. Были написаны монографии и статьи по «белым пятнам» нашей древней и недавней истории, открыты новые архивные документы, причем не только в нашей стране, но и из ряда зарубежных архивов. Появилось немало публикаций на темы, которые были под запретом в советское время: голод, репрессии, Алаш-Орда и др. Многие исторические процессы, исторические личности и исторические факты получили новую оценку.
Но тем не менее, не появилось новой методологии изучения нашей истории. Причем эта методология важна не только для ученых, но и для нас, читателей книг по истории, особенно для молодого поколения.
В старой методологии оторваны друг от друга время, пространство, этнос и личность. В одном случае речь идет об исторической хронологии событий, например, история древнего мира, средних веков, советского периода. В другом – история какого-то отдельного пространства во времени: история Казахстана в начале 20 века, история Бокеевской орды середины 19 века и др. А исторические портреты не вписывают героя в исторический контекст, временной и пространственный.
В новой методологии мы должны совмещать пространство и время, понимая, что только так можно понять историю этноса.
Например, история Древнего Рима и современной Италии – это две разные истории или одна? История Древней Индии имеет непрерывную длительность, включая значительный период могольской государственности? Безусловно, к этим вопросам необходимо подходить с точки зрения единства пространства, времени и этноса.
Точно такой же подход правомерен и к истории Ұлы Дала (Великой степи). Например, ученые долгие годы ломают копья над проблемой: тюркоязычными или ираноязычными были древние сакские племена? В то время как, исходя из идеи единства времени, пространства и этноса, мы можем однозначно заключать что это наша история, история наших предков, живших на этой земле, создававших на ней могучие государства, создавших всемирно известный «звериный стиль» в искусстве.
Точно также, нельзя сводить историю казахов к употреблению термина «казах» или к истории казахского ханства. Например, история составляющих этнос родов: жалаиров, найманов, аргынов, кыпчаков, коныратов, кереев и других, гораздо древнее, чем самые первые упоминания этнонима «казах». А это и есть наша история.
В этом отношении, весьма показателен и полезен проект «100 новых идей». Думаю, в рамках этого проекта студенты, работающая молодежь в городах и аулах может предложить свои нетривиальные идеи по изучению нашей истории, а также по донесению истории до молодежи, пробуждению интереса к истории. Например, было бы замечательно, если бы молодые люди предложили мультимедийные методы презентации нашей истории. История средневековых городов Казахстана будет гораздо увлекательнее и репрезентативнее, если ее представить в 3D формате как путешествие по городу, по его улицам и площадям, знакомство с жителями, их одеждой и ремеслами.
Причем над такими проектами должны работать как молодые историки, так и молодые программисты. Задача государственных органов и общественных организаций – объединить их, создать им условия, стимулировать подобную активность.
В этой связи, хочется отметить проект «100 идей», инициированный в рамках «Рухани жаңғыру» Министерством образования и науки РК. Реализуемый проект поможет сформировать инструментарий новых подходов и создаст базу, которая в будущем может быть использована в качестве рекомендаций к форматам проведения мероприятий государственными органами и институтами гражданского общества, в том числе молодежными организациями.
Телебаев Газиз Турысбекович,
Доктор философских наук, профессор