С 1 июля 2021 года вводится в действие Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан.
АППК направлен на регулирование публично-правовых отношений, возникающих между административным органом и лицом, в отношении которого реализуются установленные законом публичные функции этого административного органа.
При этом предусматривается перечень отношений, на которые положения АППК не будут распространяться.
АППК не регулирует отношения, связанные с:
1) УПК, ГПК и КоАП;
2) законодательством о Конституционном Совете и Высшем Судебном Совете;
3) бюджетным законодательством в части порядка осуществления государственного и бюджетного видов планирования;
4) Законом «О правовых актах» в части порядка разработки, представления, обсуждения, введения в действие и опубликования законодательных и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан;
5) законодательством о выборах и республиканском референдуме;
6) законодательством о внешней разведке, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности, а также по обеспечению безопасности охраняемых лиц и объектов и проведению охранных мероприятий;
7) законодательством о нотариате в части совершения нотариальных действий.
В остальных случаях соблюдение предъявляемых АППК требований в части осуществления административных процедур, обязательно для административных органов в той части, где это не урегулировано отраслевым (специальным) законодательством.
Вместе с тем в переходных положениях АППК предусмотрено положение
Данная мера необходима для консолидации административных процедур в соответствии с едиными стандартами.
В понятийном аппарате Кодекса закреплены определения понятий «административный орган» и «административный акт», которые будут играть ключевую роль в установлении административной процедуры, соответствующей международным стандартам.
Определение понятия «административный орган», применяемое в АППК, соответствует опыту европейских стран и ряда постсоветских стран, принявших законы об административных процедурах в соответствии с международными стандартами – Киргизия, Азербайджан, Армения, Латвия, Грузия и др.
Так, в законодательстве об административных процедурах вышеуказанных стран под административным органом понимается не только государственный орган, но и иные субъекты, наделенные полномочиями в области государственного управления (публичные функции).
Такой подход вполне приемлем и для нашего законодательства, допускающего наделение публичными функциями иные негосударственные организации и лица.
Согласно АППК административная процедура – деятельность административного органа, должностного лица по рассмотрению административного дела, принятию и исполнению по нему решения, совершаемая на основании обращения или по собственной инициативе, а также деятельность, осуществляемая в порядке упрощенной административной процедуры.
Результатом административной процедуры будет являться административный акт или действие (бездействие) административного органа, не связанное с принятием административного акта.
Под административным актом, в свою очередь, понимается решение, принимаемое административным органом, должностным лицом в публично-правовых отношениях, реализующее установленные законами Республики Казахстан права и обязанности определенного лица или индивидуально определенного круга лиц.
При этом в рамках АППК административный акт может быть принят не только в письменной, но и в иной форме (устной речью, подачей жеста или сигнала и др., например, устное распоряжение о проверке документов в условиях ЧС; жест сотрудника полиции), поскольку главным условием признания акта административным (независимо от его формы), является возникновение правовых последствий для лица, в отношении которого принят административный акт.
В целях упрощения порядка рассмотрения административными органами заявлений административный акт подразделяется на благоприятный и обременяющий (негативный).
Под обременяющим административным актом понимается акт, отказывающий в реализации, ограничивающий, прекращающий право участника административной процедуры или возлагающий на него обязанность, а также иным образом ухудшающий его положение.
Благоприятным, в свою очередь, является акт, реализующий право участника административной процедуры или прекращающий возложенную на него обязанность, а также иным образом улучшающий его положение.
Предлагаемое разграничение административных актов позволит оптимизировать административные процедуры при принятии благоприятных административных актов, поскольку в этом случае нет необходимости соблюдать предъявляемые АППК требования по обязательному обоснованию принимаемого акта, заслушивания заявителя (адресата административного акта), собиранию доказательств и материалов для принятия административного акта.
Кроме того, такое разграничение необходимо для реализации принципа охраны права на доверие.
АППК закрепляет новые принципы, которые обязательны для соблюдения всеми административными органами.
Ернар Абитаев,
главный специалист
Юридического управления
Департамента государственных
доходов по Мангистауской
области