Прошлый год, как известно, сильно ударил по экономической жизни и финансовому сектору Казахстана. Минимальные взносы или вовсе отсутствие налоговых отчислений сыграли свою роль на общей картине. Для того, чтобы сократить рост «проблемных» кредитов в банковском секторе, на государственном уровне принимались меры поддержки. Но впереди не менее сложная работа — наладить ситуацию. Но обо всем, как говорится, по порядку.
На сегодняшний день на казахстанском рынке действуют 25 банков, один из которых — со стопроцентным участием государства (Нацбанк РК), 15 — с иностранными вливаниями. По данным Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка, в прошлом году, несмотря на трудный период из-за пандемии, финансовый сектор страны продемонстрировал неплохие показатели, как по капитализации, так и по ликвидности, то есть, к примеру, возросли собственные капиталы банков. То, что у финансовых институтов отсутствует дефицит капитала, доказала проведенная в прошлом году Нацбанком оценка качества активов.
Понимая всю серьезность влияния карантинных мер на развитие сектора, в АРРФР разработали два сценария негативных последствий. Далее была проведена оценка эффекта негативного влияния кризиса на финансовое состояние банков и влияние ключевых рисков на доходы, и расходы финансовых институтов. Выяснилось, что большая доля потери БВУ аккумулирована в кредитном портфеле. Проще говоря, из-за коронакризиса платежеспособность заемщиков сводится к рискам, а значит и к ухудшению общих показателей. Однако, как уверяют специалисты, тот самый запас капитала, о котором говорилось выше, должен позволить банкам избежать негативных последствий.
Понятно, что стабильность банковской системы, а также финансового сектора в целом, зависит от многих факторов, в частности от прозрачности деятельности объектов вышеупомянутых сфер. Как этого достичь? К примеру, при помощи внедрения системы риск-ориентированного надзора. Кстати, данная практика стала популярной после кризиса 2008-2009 годов, поскольку охватывает целый ряд метрик, подразумевая более гибкий и прогрессивный подход в оценке устойчивости финансовых организаций. В 2021 году в целях дальнейшего развития риск-ориентированного надзора, а также учитывая практические уроки, извлеченные в ходе проведенной оценки, по данным АРРФР, будет проложена работа по совершенствованию законодательных требований и развитию новых регуляторных инициатив, направленных на качественное улучшение систем оценки и управления рисками в банках.
Помимо внедрения системы риск-ориентированного надзора, в Казахстане будут проводить оценку защищенности финорганизаций от информационных угроз. Если быть точной, то она уже проводится в стране с начала текущего года. Если раньше вопросы обеспечения информационной безопасности ограничивались лишь периодическими проверками на соблюдение установленных законодательством норм, то теперь к данной теме можно подойти более гибко и расширенно. На сегодняшний день правила оценки включают чуть больше 50-ти пунктов, по которым оценивается та или иная финансовая структура. И это не только документация, но и технические решения, средства защиты.
Не менее важна, чем информационная безопасность, внедрение механизма реабилитации заемщиков. Он, к слову, действует с начала апреля этого года и позволил казахстанца с плохой кредитной историей автоматически получили статус «реабилитирован». Это значит, что теперь они смогут также пользоваться финансовыми услугами. А статус, который будет отражаться в кредитном бюро, будет подтверждать, что человек способен добросовестно выполнять обязательства перед банками и другими финансовыми институтами-кредиторами.
Таким образом, скажем, что развитие финансового сектора Казахстана имеет первостепенное значение. А это значит, что нужна единая политика в вопросе создания прозрачности и эффективности деятельности объектов данной отрасли. Именно поэтому в стране будет расширен инструментарий риск-ориентированного надзора путем интеграции элементов оценки качества активов (AQR) и надзорного стресс-тестирования (НСТ). Остается надеется, что банки второго уровня тоже более ответственно подойдут к изменениям используемых практик для того, чтобы улучшить качество услуг, которые они предоставляют казахстанцам, и соответствовать мировым стандартам.
Алия Даурембекова