Казахстан является участником Евразийского экономического союза (далее –ЕАЭС) с 1 июля 2010 года.
При создании ЕАЭС (в отличие от его предшественника — ЕврАзЭС), общий таможенный союз стал составной частью ЕАЭС, и все страны-участники ЕАЭС автоматически входят в Таможенный союз с момента вступления в ЕАЭС: Казахстан, Россия, Белоруссия, Армения, Киргизия. При этом страны-участники Таможенного союза применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования в торговле с третьими странами.
Первое соглашение о Таможенном союзе между Россией и Беларусью было подписано в 1995 году. Затем к нему присоединились Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Однако после образования Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) Таможенный союз прекратил свою деятельность и был создан в 2010 году. После чего, ликвидировали таможенный контроль между Россией, Беларусью и Казахстаном, а впоследствии и между Арменией и Киргизией. Договорно-правовая база Таможенного союза и Единого экономического пространства опирается на договор о ЕАЭС, который фактически заработал с начала 2015 года.
К примеру, в соответствии со статьей 550 КоАП РК, предусмотрена административная ответственность за перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Евразийского экономического союза с обманным использованием документов или средств идентификации.
Перемещение через таможенную границу Евразийского экономического союза товаров и транспортных средств, а также помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения с представлением органу государственных доходов в качестве документов, необходимых для таможенных целей, недействительных документов, в том числе могущих послужить основанием для несоблюдения запретов и ограничений, документов, полученных незаконным путем, либо документов, относящихся к другим товарам и транспортным средствам, а также использование поддельного средства идентификации либо подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и транспортным средствам, за исключением случаев, предусмотренных ст.555 настоящего Кодекса, – влекут штраф в размере двадцати месячных расчетных показателей с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, являющихся непосредственными предметами совершения административного правонарушения, или без таковой.
Вместе с тем, существует ряд правил и других документов, регламентирующих правила применения способов идентификации, используемых органами государственных доходов, в том числе проставления печатей, штампов, нанесение цифровой и другой маркировки на товары, подробного описания, фотографирования, изображения в масштабе товаров, сопоставления предварительно отобранных проб и (или) образцов товаров и продуктов их переработки, использования имеющейся маркировки товаров, в том числе в виде серийных номеров, иных способов, которые могут быть применены исходя из характера товаров и совершаемых операций по переработке на таможенной территории ЕЭС, в том числе путем исследования представленных документов, содержащих подробные сведения об использовании товаров в технологическом процессе совершения операций по переработке на таможенной территории ЕЭС, а также о технологии производства продуктов переработки.
Необходимо отметить, что следует разграничивать административную и уголовную ответственность за административные правонарушения и уголовные преступления. Например, статьей 234 Уголовного кодекса РК предусмотрена ответственность за экономическую контрабанду, а именно:
- Перемещение в крупном размере через таможенную границу Евразийского экономического союза товаров или иных предметов, в том числе запрещенных или ограниченных к перемещению через таможенную границу товаров, вещей и ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу, за исключением указанных в статье 286 настоящего Кодекса, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или заведомо недостоверным декларированием либо с указанием заведомо недостоверных сведений в заявлении о выпуске товаров до подачи декларации на товары или в заявлении о совершении операций в отношении временно вывезенных транспортных средств международной перевозки, являющихся товарами, помещенными под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), в том числе с представлением недействительных документов, поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения, – наказывается штрафом в размере до восьмидесяти месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до восьмидесяти часов, либо арестом на срок до двадцати суток, с конфискацией имущества или без таковой.
- То же деяние, совершенное:1) неоднократно; 2) лицом с использованием своего служебного положения;3) с применением насилия к лицу, осуществляющему пограничный или таможенный контроль;4) в особо крупном размере;5) группой лиц по предварительному сговору, –наказывается штрафом в размере до трех тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до восьмисот часов, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества.
- Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные: 1) лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, либо должностным лицом, либо лицом, занимающим ответственную государственную должность, если они сопряжены с использованием им своего служебного положения;2) преступной группой, – наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет с конфискацией имущества, а в случаях, предусмотренных пунктом 1), с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Айым Шаяхметова