Депутатский запрос Смирновой И.В. Премьер-министру Республики Казахстан Сагинтаеву Б.А.

В Послании народу Казахстана «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» Президент страны отметил необходимость кардинального повышения качества дошкольного образования.
Министерству образования и науки совместно с акиматами предложено разработать соответствующую «дорожную карту».
Благодаря своевременной программе «Балапан» и поддержке предпринимательства в сфере дошкольного образования, во многих регионах в краткие сроки практически решен вопрос охвата детей от 3-х до 6-ти лет обучением и воспитанием. Вместе с тем, по окончании действия программы «Балапан», с переходом к подушевому нормативному финансированию многие детские сады столкнулись необходимостью прохождения комиссии при акиматах. Именно там решается, получит тот или иной частный детский сад финансирование. Определение таких «счастливчиков» осуществляется членами комиссии, что ведет к коррупционным рискам. Бывает такое, что при всех одинаковых разрешительных документах на деятельность, один детский сад получает финансирование, а другой нет. Причем, зачастую, бюджетная поддержка не на всех детей от 3-х до 6-ти лет, которые посещают детский сад, а только на то количество, какое решит комиссия и Акимат. Это ведет к снижению доступности к дошкольному обучению, непониманию среди родителей, не обеспечивает равные возможности для детей. Такой подход полностью дискредитирует принцип подушевого финансирования, когда средства должны идти для ребенка, вне зависимости от решения тех иных комиссий.
Причем, заседания комиссий осуществляются 2 раза в год, и, если ребенку исполнилось 3 года, это еще не значит, что поддержка в виде подушевого финансирования для охвата дошкольным образованием сразу поступит за ним в детский сад. Нужно ждать заседаний комиссии, маслихата, одобрения и поступления средств. Все это может не случиться по разным причинам. Таким образом удобство для работы чиновников поставлено выше прав ребенка на доступ к дошкольному образованию, о которых и говорит Глава государства. Удивляет, что в процессе направления средств подушевого финансирования в адрес конкретного ребенка не используются возможности цифровизации.
Если же средства подушевого финансирования будут направляться за дошкольником, который может перейти и в другой детский сад, если что-либо его или родителей не устраивает, то данный факт автоматически заставит детские сады конкурировать друг с другом, обеспечивая лучший уход, воспитание и организацию образовательного процесса. Это касается как частных, так и государственных детских садов.
В связи с вышесказанным предлагаем:

  1. С целью обеспечения объективного подхода к охвату всех детей от 3-х до 6-ти лет дошкольным образованием доработать правила подушевого финансирования по принципу — финансирование за ребенком, а не наоборот. Исключить влияние субъективного подхода, человеческого фактора при распределении подушевого финансирования. Благодаря цифровизации обеспечить безусловное равенство всех детей в программе, получение услуг с момента исполнения ребенку 3-х лет.
  2. В связи с введением обязательной предшкольной подготовки, учитывая перегрузку школ, определить финансовые и организационные механизмы получения данной ступени образования в детских садах по желанию родителей.
  3. Рассмотреть возможность охвата детей с 1,5-2-х лет дошкольным образованием с поддержкой в виде подушевого финансирования. Ведь, как сказал Президент в послании: «Основы мышления, умственные и творческие способности, новые навыки формируется в самом раннем детстве». Кроме того, это позволит родителям работать, заниматься бизнесом. В целом улучшится качество жизни семьи, что на сегодняшний день очень актуально.
    Ответ просим дать письменно в установленный законодательством срок.

www.parlam.kz