Развитие финансового сектора в Казахстане

В период пандемии коронавируса важным стал вопрос дальнейшего развития финансового сектора, ее институтов. В этом аспекте важным стало принятие Постановления правительства от 23 февраля 2021 года. Ориентиром, конечно, оставался основной документ – Стратегический план развития Республики Казахстан до 2025 года, в котором важное место занимала политика развития финансового сектора для достижения целей — по устойчивому экономическому росту, занятости и стабильности цен, для достижение качественного и устойчивого подъема экономики, ведущего к повышению благосостояния людей до уровня стран Организации экономического сотрудничества и развития. Все это принималось во исполнение поручений Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева. Необходимо приложить все усилия по восстановлению экономического роста, осуществлению масштабной, глубинной трансформации экономики и проведению эффективной макроэкономической политики, скоординировав свои действия во всех сферах влияния.
В результате пандемии коронавируса COVID-19 резко выросла неопределенность по поводу дальнейших перспектив развития мировой экономики. Ухудшение текущих и перспективных показателей производства привело к росту волатильности на финансовых рынках. Ситуация усложнилась значительным падением мировой цены на нефть.
В этих обстоятельствах Правительство, Национальный Банк и Aгентство теперь будут принимать совместные меры, направленные на обеспечение макроэкономической стабильности, ограничение рисков, поддержку экономики и ее адаптацию к изменившимся условиям внешней и внутренней среды. Для восстановления устойчивого и сбалансированного роста экономики Правительство будет руководствоваться следующими принципами:

  1. — реализация контрцикличной макроэкономической политики для стимулирования деловой активности с обеспечением баланса между низкой инфляцией, стабильностью финансовой системы и ростом экономики;
  2. формирование принципиально нового институционального каркаса; — который создаст условия для качественного и устойчивого развития экономики, сопровождающегося повышением качества жизни и благосостояния населения в условиях новой экономической реальности; —
  3. стимулирование формирования новой структуры экономики, основанной на конкурентоспособном несырьевом секторе, встраивании в региональные и глобальные цепочки добавленной стоимости;
  4. формирование нового инвестиционного цикла с акцентом на таргетированное привлечение инвестиций через осуществление прямой работы с держателями капиталов на каждом этапе цепочки добавленной стоимости для заключения стратегических инвестиционных соглашений;
  5. диверсификация экономики через раскрытие потенциала агропромышленного комплекса, индустриализацию с учетом перехода на косвенные инструменты поддержки бизнеса для стимулирования развития эффективных предприятий, не вмешиваясь в рыночные процессы, а также через проведение качественной цифровизации;
  6. проведение проактивной внешнеторговой политики, направленной на поддержание сбалансированности платежного баланса;
  7. реализация социальной политики, направленной на развитие человеческого капитала, а также смягчение проблемы структурной безработицы, дефицита квалифицированных кадров и низкой конкурентоспособности;
  8. ограничение административных интервенций в экономические рыночные отношения;
  9. повышение контрцикличности фискальной политики в целях снижения зависимости бюджета от сырьевого цикла, а также укрепление устойчивости налоговых поступлений государственных финансов для поддержания дальнейшего роста экономики.
    Национальный Банк при проведении денежно — кредитной политики будет руководствоваться следующими принципами:
  10. постепенное снижение уровня инфляции и ее сохранение на низком уровне, способствующем устойчивому экономическому росту при режиме инфляционного таргетирования и плавающего обменного курса тенге;
  11. проведение гибкой процентной политики, направленной на восстановление экономической активности, с учетом необходимости обеспечения стабильности цен и финансовой стабильности;
  12. дальнейшее сохранение либерального валютного законодательства;
  13. повышение прозрачности валютной политики в рамках режима плавающего обменного курса и улучшение коммуникаций;
  14. содействие обеспечению стабильности финансовой системы путем совместной оценки факторов риска для финансовой стабильности, разработки, принятия и реализации комплекса согласованных решений в целях предотвращения возникновения системного финансового кризиса и минимизации его последствий;
  15. обеспечение эффективного денежного обращения и поддержание бесперебойного функционирования платежных систем.
    Aгентство в рамках содействия обеспечению стабильности финансового рынка и финансовых организаций и поддержания доверия к финансовой системе будет руководствоваться следующими принципами:
  16. принятие мер по надлежащему развитию финансового рынка, финансовых институтов и инструментов;
  17. надзор в банковском и страховом секторах, а также на рынке ценных бумаг на основе риск-ориентированного подхода, основанного на оценке степени принятых рисков финансовыми институтами и пропорционального регуляторного воздействия;
  18. создание равноправных условий для деятельности финансовых организаций, направленных на поддержание добросовестной конкуренции на финансовом рынке;
  19. эффективное использование ресурсов и инструментов регулирования;
  20. обеспечение надлежащего уровня защиты интересов потребителей финансовых услуг, полноты и доступности информации для потребителей о деятельности финансовых организаций и оказываемых ими финансовых услугах, а также повышения уровня финансовой грамотности и финансовой доступности для населения.
    Достижение низких показателей инфляции, в свою очередь, снизит неопределенность в экономике и будет способствовать ее устойчивому росту, обеспечивая привлекательность долгосрочных сбережений в национальной валюте и позволяя бизнесу планировать долгосрочные инвестиции. Национальный Банк ставит перед собой задачу снижения уровня инфляции и достижения целевого ориентира на уровне 4 — 5 % с 2023 года.
    Правительство, Национальный Банк и Aгентство ставят задачи, которые будут способствовать обеспечению баланса между стабильностью финансовой системы и общеэкономическим развитием.
    Во исполнение поручений Президента Республики Казахстан Токаева К.К. по определению долгосрочных приоритетов в развитии финансового сектора Aгентством совместно с Национальным Банком будет принята Концепция развития финансового сектора до 2030 года.
    Финансовая стабильность банковского сектора обеспечивается с помощью механизмов риск-ориентированного надзора, надзорной оценки банков в рамках методологии SREP (Supervisory review and evaluation process), мотивированного суждения.
    В целях обеспечения устойчивости финансового сектора как на уровне системы в целом, так и на уровне отдельных финансовых институтов необходимо продолжить переход на международные стандарты риск-ориентированного надзора. В частности, с учетом лучших международных практик Aгентство будет совершенствовать действующий надзорный процесс путем интеграции в него методологии дистанционной AQR (Asset Quality Review) и надзорного стресс-тестирования.
    Для этих целей Aгентством разработана Дорожная карта, направленная на приведение надзорного процесса в соответствие с лучшими мировыми практиками и предусматривающая внесение изменений в регуляторные акты Aгентства.
    В частности, Aгентством будут проведены работы по автоматизации надзорного процесса и регуляторной отчетности с использованием элементов BigData, разработаны модели и методы стресс-тестирования, а также реализованы мероприятия по усилению профессиональных компетенций Aгентства и банков второго уровня. Это позволит интегрировать в надзорный процесс все ключевые элементы AQR, расширить их применение на все банки, повысить прозрачность структуры и качества активов, своевременно признавать неработающие займы, а также повысить превентивность и качество оценки практик управления рисками в банках.
    Будут приняты меры по существенному расширению банковского кредитования экономики на основе рыночных механизмов с учетом необходимости обеспечения стабильности финансовой системы и роста экономики. Для повышения эффективности системы формирования кредитных историй и развития рынка кредитных бюро Aгентством и Национальным Банком будет внедрена двухуровневая модель системы формирования кредитных историй.
    Повышение эффективности финансового сектора наряду с наращиванием банковского кредитования требует развития эффективных альтернативных источников финансирования, включая инструменты фондового рынка и мобилизацию средств институциональных и розничных инвесторов. Aктивное вовлечение населения на фондовый рынок является ключевым фактором дальнейшего развития фондового рынка.
    По поручению Президента Касым-Жомарта Токаева Правительство примет пакет срочных мер, направленных на улучшение условий ведения бизнеса. Для стимулирования предпринимательской деятельности Правительством будет рассмотрена возможность кардинального упрощения на законодательном уровне регуляторной политики, направленной на снижение административной нагрузки на субъекты бизнеса, и упрощенной регистрации индивидуальных предпринимателей через бесплатное мобильное приложение. Правительством будет рассмотрена возможность введения единого платежа с фонда оплаты труда для субъектов микро и малого бизнеса. Для новых компаний будет рассмотрена возможность уменьшения налога на добавленную стоимость в течение 2 лет с момента создания. Для дальнейшего стимулирования инвестиций будет рассмотрен вопрос освобождения от подоходного налога в случае реинвестирования прибыли, а также утверждения перечня приоритетных видов деятельности для заключения инвестиционных соглашений. Будет разработана 5-летняя дорожная карта по постепенному отходу от нерыночных инструментов господдержки, искажающих реальную стоимость кредитных средств, с определением триггеров и обьемов финансирования. При этом будут приняты меры по дальнейшему развитию частного сектора, а также расширению частных инвестиций в реализации государственных и социальных инициатив, в том числе в проектах ГЧП.
    Правительством также будет разработан комплекс мер по снижению теневой экономики до 15% к 2025 году через совершенствование таможенно-налогового администрирования, технического регулирования, экспортного и иных видов государственного контроля путем активного внедрения цифровых технологий. Правительством совместно с Национальным Банком будет проводиться работа по внедрению цифрового «социального кошелька» гражданина, который позволит упростить механизм получениям гражданами социальных выплат, обеспечить мониторинг использования социальных выплат, цен на социально значимые продовольственные товары и в интеграции с национальной товаропроводящей системой прослеживаемость продукции от производителя/импортера до конечного покупателя посредством формирования соответствующей товарной номенклатуры.
    Национальным Банком совместно с Правительством в лице Министерства финансов будет разработан национальный стандарт QR-кода, внедрение которого позволит повысить прозрачность, обеспечить фискализацию торговых оборотов и сократить размеры теневой экономики, а также снизить совокупные издержки участников рынка по организации приема безналичных платежей.
    Национальный Банк в целях повышения доступности безналичных платежей и минимизации издержек участников рынка создаст необходимые условия, в том числе правовые, для совершенствования инфраструктуры безналичных платежей и развития инновационной и конкурентной среды.
    Правительством совместно с Aгентством и Национальным Банком будут проведена оптимизация перечня пороговых и подозрительных операций, введен на системном уровне риск-ориентированный надзор в сфере ПОД/ФТ.
    Предпринимаемый комплекс мер позволит создать условия для инноваций и усиления конкуренции на платежном рынке, снизить издержки для населения и субъектов бизнеса, а также приведет к снижению теневой экономики.
    Все эти меры вселяют оптимизм в развитии финансового сектора Казахстана и будут способствовать и развитию социальной политики. А это тоже важный вопрос национальной безопасности нашей страны.

Марат Башимов