Вот уже прошло более пяти лет, как Планом нации был определен новый этап развития Казахстанского правосудия. За эти годы была проделана большая и кропотливая работа в реализацию поставленных Главой государства поручений, который обозначил главными приоритетами по дальнейшему развитию судебной системы – акцент на качественную работу по отправлению правосудия, повышение авторитета судебной системы и доверия к ней со стороны общества, повышение информационной открытости судов, усиление работы с общественностью и СМИ и в вопросах просвещения и повышения юридической грамотности граждан.
Если остановиться на каждой поставленной задаче в отдельности, то следует отметить, что в целях улучшения качества судейского корпуса привлечены новые профессиональные кадры, обеспечена публичность отбора кандидатов в судьи. Взамен пятиступенчатой системы судоустройства внедрена трехзвенная система – кассационная, апелляционная и первая инстанции.
Принятыми законодательными актами реорганизованы органы судейского самоуправления, ограничены сроки для председателей судов и коллегий, Судебное жюри и Комиссия по резерву из Верховного Суда переданы в Высший судебный Совет, создана Комиссия по качеству правосудия, созданы следственные суды. На законодательном уровне ужесточена ответственность судей за коррупционные преступления. Улучшен социальный пакет судейского корпуса. Претерпел изменения Кодекс судейской этики, усилены требования к действующим судьям, путем проведения оценки профессиональной деятельности судьи, определен четкий критерий для кандидата в судьи.
В целях совершенствования судопроизводства и гражданского процессуального законодательства, а так же в целях практической реализации основных задач, поставленных перед судейским корпусом, в законодательный орган страны были внесены 3 пакета поправок в ГПК. Первые два, принятые в январе и апреле прошлого года, уже доказали свою эффективность. Введенный электронный формат судопроизводства, позволил судебной системе обеспечить практически бесперебойное функционирование судов в условиях карантина.
Внесенные изменения в процессуальное законодательство направлены на оптимизацию самого процесса изнутри и работы судьи, тем самым через эти меры сократить процессуальные издержки сторон.
С июня 2020 года судья вправе проявлять инициативу в поиске истины, истребовать доказательства, не представленные сторонами, но необходимые для полноты исследования.
В целях практической помощи судьям, разработаны рекомендации по разъяснению судебных актов, что позволило сторонам получить ответы на имеющиеся вопросы по принятому решению и снизить уровень недовольства и желания обратиться в вышестоящую инстанцию с жалобой на судебный акт. Разработаны пособия с образцами судебных актов, что является большим подспорьем для составления судьями качественного судебного акта. Контроль качества судебных актов первой инстанции проводится судьями апелляционной инстанции путем заполнения оценочных листов при пересмотре судебных актов, что усиливает ответственность судей первой инстанции, показывает компетентность судьи апелляции и упрощает анализ принятых актов первой инстанции.
Еще в 2016 году в процессуальное законодательство были внесены изменения и введена целая глава, посвященная примирительным процедурам, подробно и доступно изложенные нормы указывают на то, что на любой стадии судебного разбирательства стороны процесса имеют право заключить соглашение в порядке медиации, мировое соглашение, а также партисипативное соглашение, т.е. соглашение, заключенное между адвокатами сторон на условиях приемлемых для их доверителей.
В целях расширения сферы применения медиации были запущены пилотные проекты по внедрению в гражданское судопроизводство обязательного досудебного урегулирования споров (конфликтов) по отдельным категориям споров в порядке медиации, задачами которых является — минимизация судебных расходов граждан и выявление заинтересованности населения во внесудебном урегулировании.
Внесенными изменениями в процессуальный Кодекс 2020 года нашли свое подтверждение предложения по увеличению сроков нахождения искового заявления на примирительной процедуре до принятия искового заявления в производство и возбуждения гражданского дела. На постоянной основе ведется разъяснительная и аналитическая работа по судьям-примирителям, рекомендовано увеличить количество примирителей и усилить требования к их отбору, тем самым примирителем может стать судья, имеющий наилучшие показатели на этой стезе.
В целях снижения уровня судебных споров с участием субъектов предпринимательства и восстановлению предпринимательской деятельности в пост карантинный период, а также развития правового института примирительных процедур, в экономических судах Республики в мае 2020 года начали работу Кабинеты по профилактике публичных споров с участием судьи -примирителя, медиатора и представителя регионального офиса бизнес-омбудсмена.
Кроме этого, открыт Центр коммуникаций, во всех областях определены судьи-координаторы и пресс-службы по взаимодействию с обществом, активно ведется правовая и разъяснительная работа как в СМИ, так и в соцсетях. Судьи призваны оперативно реагировать на обращения, выступать в прямых эфирах, освещать релизы по резонансным делам.
Верховным судом сделано многое для развития электронного правосудия, что упрощает и ускоряет процесс, обеспечивает доступ к правосудию и надлежащее извещение граждан, уменьшает бумажные процедуры, минимизирует непроцессуальные контакты. Подача заявлений и других документов, извещение участников процесса, судебное санкционирование, дистанционное исследование доказательств, ознакомление сторон с материалами дела, фиксирование процесса, высылка судебных актов и выписка исполнительных документов осуществляются с применением информационных технических средств.
Как следует из вышесказанного, многое сделано и впереди упорный труд для дальнейшего развития судебной системы и укрепления нашей независимости.
Сейдахметова Н.К.
Судья СМЭС ЗКО