Развитие гражданского общества в Казахстане неразрывно связано со становлением независимого государства, которое имеет растущий образованный средний класс, а также обладает крупными экономическими ресурсами. Сегодня жители страны через различные общественные институты активно участвуют в построении успешного государства.
Стране, в которой не развито гражданское общество, трудно развиваться в прогрессивном русле. В одном из посланий президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев сказал, что в нашей стране необходимо поддерживать гражданское общество и укреплять его потенциал, используя для решения наиболее важных вопросов и проблем. Из этих слов становится ясно, что интеграция народа и исполнительной власти в общих интересах имеет первостепенное значение. Однако следует понимать, что гражданское общество не возникает спонтанно, а требует время. В Казахстане оно стало разнообразнее, заметнее, и крепче после распада Советского Союза. Более того, после обретения независимости Казахстана начал переход от централизованно планируемой к рыночной экономике, от предоставления государственных услуг к частным, а также от однопартийного правления к многопартийной демократии. Если углублять в процесс зарождения гражданского общества в РК, то, начиная с 1991 года, он претерпел три периода развития. Третий и продолжающийся период характеризуется формальными договоренностями гражданского сектора и правительства.
Справедливости ради стоит сказать, что советское наследие долгое время служило серьезным препятствием для развития гражданского общества. Отсутствие свободной социальной организации в советский период и упор на государственную власть оставили у многих казахстанцев неясное представление о том, «как организовать» и как установить свои новые отношения с государством. Однако сейчас мы можем отметить некоторые позитивные изменения для гражданского общества в Казахстане, в частности, введение новых законов об общественных собраниях, которые поощряют межэтническое сотрудничество. Здесь же можно сказать о правительственных инициативах по продвижению НПО в нашей стране, благодаря которым, к примеру, увеличилось число экологических организаций, что зародились еще задолго до приобретения Казахстаном суверенитета. Причина тому – плачевная ситуация Аральского моря.
Наследие бывшего ядерного полигона, а также вопросы, связанные с доступом к воде и ее распределением, породили сильных сторонников НПО по защите окружающей среды. Участие НПО в развитии социальной сферы становится все более отзывчивым и эффективным. Их немало в таких вопросах, как благополучие женщин, детей и семьи; здравоохранение и образование; потребности и интересы пенсионеров, пожилых людей, инвалидов и ветеранов. В последнее время благодаря общественным активистам и неправительственным организациям многие вопросы рассматриваются в ракурсе общественного резонанса, что доказывает — гражданское общество не стоит на месте.
В одном из интервью вице-министр информации и общественного развития Республики Казахстан Болат Тлепов сообщил, что гражданское общество, как и любой институт требует прежде всего законодательного регулирования для обеспечения его деятельности. На сегодняшний день принятые основополагающие законы РК в сфере гражданского общества — это Законы РК «Об общественных объединениях», «О политических партиях», «О профессиональных союзах», «О некоммерческих организациях», «О государственном социальном заказе, грантах и премиях для неправительственных организаций в РК», «Об общественных советах», «О мирных собраниях».
В числе самых важных документов на сегодняшний день – Концепция развития гражданского общества в РК до 2025 года, которая разработана для реализации поручений, озвученных в послании «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана». Кстати, в этом обращении Касым-Жомарта Токаева сказано, что слышащее государство в первую очередь ориентировано на то, чтобы повысить уровень чувствительности госаппарата к чаяниям и требованиям граждан, а также нацелено на то, чтобы выработать лучшие технологии и практики взаимодействия между правительством и населением. Одним из инструментов общей деятельности госорганов и активистов стал Национальный совет общественного доверия, созданный при президенте РК. Сегодня этот Совет выступает генератором идей по общественной и политической модернизации страны, созданию площадки для политической конкуренции и плюрализма мнений в республике.
2020 год отмечен в стране Годом волонтеров. Институт добровольцев, в целом их работа в государстве — это признак пробуждения гражданской позиции, гражданственности. Есть еще много благотворительных акций, проведение которых отражает социальную ответственность тех, кто работает в этой сфере. Государство предоставляет гранты и крупное финансирование неправительственным организациям. Эти инициативы повышают гражданскую активность. Самый важный вопрос сегодня — это специализация неправительственных организаций в определенной сфере. Возможно, когда-нибудь этот вопрос возьмет на контроль институт общественного контроля. Его создание напрямую доказывает, что институты гражданского общества вызывают высокое доверие как среди населения, так и государственного сектора. По последним данным, в профильном министерстве страны разрабатывают законопроект «Об общественном контроле». Помимо этого, в РК хотят усилить статус общественных советов путем внедрения их в квазигосударственный сектор. В настоящее время они имеются во всех госорганах.
Таким образом, скажем, что гражданское общество Казахстана, ставшее гарантом построения демократического государства демонстрирует активный рост за почти 30 лет суверенитета. Неправительственные организации, выступающие мостом по реализации инициатив населения сегодня работают в разных отраслях жизнедеятельности. Впереди предстоит большая работа по дальнейшему их укреплению. При этом важно понимать, что гражданское общество – это не общество потребления и иждивенчества, а это такой процесс, где каждый казахстанец свой вклад в развитие государства и не требует компенсации.
Насихат Оркушпаева